Пятнадцатилетняя поэтесса




Фоторепортаж после литературного гида, прошедшего в библиотеке «Фолиант»

В канун 150-летия со дня рождения русской поэтессы (1869-1905)

 

Я хочу умереть молодой,
Не любя, не грустя ни о ком;
Золотой закатиться звездой,
Облететь неувядшим цветком.

 

Мало найдется поэтов, чья литературная судьба начиналась бы столь успешно и завершилась бы столь печально, как судьба Марии Александровны Лохвицкой, родной сестры Надежды Тэффи и автора пророческих строк «Я хочу умереть молодой».

1 декабря 2019 года, в канун 150-летия со дня рождения Мирры Лохвицкой, в литературном клубе «Прикосновение» библиотеки «Фолиант» прошло мероприятие, названное литературным гидом. Он представляло собой путешествие в биографию русской поэтессы.

До революции слава Лохвицкой еще светила закатными лучами: ее творчеством увлекся «король поэтов» Игорь Северянин, выдумавший даже страну, названную по ее имени - «Миррэлия». В советский период слава Лохвицкой угасла совсем. Не заинтересовалось ее наследием и русское Зарубежье. Достаточно сказать, что в течение более чем девяноста лет ее стихи не выходили отдельными изданиями.

И только в 1980-1990-е годы интерес к творчеству поэтессы возродился. Отечественные и зарубежные критики начали признавать, что её «влияние на современников и позднейших поэтов только начинает осознаваться». Сегодня некоторые исследователи считают её основоположницей русской «женской поэзии» XX века, открывшей путь А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой.

Есть что-то мистическое как в поэзии Мирры Лохвицкой, так и в ее жизни. Это было замечено сразу после ее смерти. «Молодою ждала умереть, // И она умерла молодой», - писал Игорь Северянин, перифразируя известные ее строки.

К сожалению, документальные биографические сведения о Мирре Лохвицкой весьма скудны, современники редко вспоминали ее. Существующие же биографические справки изобилуют неточностями. Наиболее полным и правдивым источником сведений о ней является ее собственная поэзия.

Посмотрев документальный фильм «Мирра Лохвицкая (1869-1905)», отрывки из программы Ларисы Новосельцевой, проведенной в Доме русского зарубежья им. А Солженицына, а также короткий видеоклип «Клуб поэтов до 40» - о русских поэтах, не доживших до 40 лет,читатели получили ответ на вопрос, почему Мирра Лохвицкая знала, что умрет молодой.

Послушав в записи художественное чтение библейского сюжета «Плач Агари», прикоснувшись чуть ближе к другим стихам Лохвицкой («Ляг, усни. Забудь о счастии»,«Царица гномов», «Фея счастья»), попробовали понять, в чем состоит загадка ее мистической поэзии.

Проведя свое небольшое литературное расследование, попробовали вычленить наиболее достоверные сведения о непростых взаимоотношениях двух самых известных в литературе сестер - Мирры и Надежды Лохвицких. Узнали, почему в поэтическом кругу того времени отношение к поэтессе было неоднозначным. Поговорили о том, какой характер носили отношения Лохвицкой с поэтом Константином Бальмонтом. Правда ли, что Бальмонт способствовал душевному нездоровью поэтессы, повлекшему за собой преждевременную смерть?

И, самое главное, поняли, почему быстрое признание, восторги читателей, похвалы старших, престижная Пушкинская премия, присужденная молодой поэтессе уже за первый ее сборник, по прошествии каких-то пятнадцати лет сменились холодными насмешками законодателей литературной моды, мелочными придирками критиков и равнодушием читающей публики, не удостоившей прежнюю любимицу даже живых цветов на похоронах.

.

 

 

Итак.

 

Большое семейство

 

Мария Александровна Лохвицкая родилась 2 декабря 1869 года в Петербурге в семье известного в то время адвоката, Александра Владимировича Лохвицкого. А.В. Лохвицкий принадлежал к кругу ученых юристов. Он был доктором прав, автором курса уголовного права и других сочинений и статей, по словам современников, «отмеченных ясностью и талантом изложения». Практиковал как адвокат - точнее, присяжный поверенный. Его выступления привлекали аудиторию блестящей диалектикой и замечательным остроумием.

Мать, Варвара Александровна (урожденная Гойер), происходила из обрусевшей французской (или немецкой?) семьи. Она была начитанна, увлекалась литературой.

30 ноября 1869 г. девочка была крещена в Сергиевском соборе, находившемся по соседству с домом, в котором Лохвицкие жили. Крестными Мирры стали подполковник В.А. фон-Гойер и Е.А. Бестужева-Рюмина, жена профессора Петербургского университета К.Н. Бестужева-Рюмина (от имени которого получили название известные Высшие женские курсы). Бестужев-Рюмин был другом А.В. Лохвицкого.

Вообще-то Мирру звали Марией, Миррой она стала только в юности - почему, точно неизвестно. «Мирра» - это драгоценное благовоние, древний символ любви и смерти. Греческое название его - «смирна». Смирна, наряду с золотом и ладаном является одним из даров, принесенных волхвами младенцу Христу. Как компонент мирра входит в состав сложного ароматического состава с созвучным названием «миро», употребляемого в богослужебной практике и символизирующего дары Святого Духа.

Склонность к мистицизму была у Марии природной, даже можно сказать - наследственной. Ее прадед, Кондратий Андреевич Лохвицкий (1779-1839), известен как поэт-мистик, автор таинственных «пророчеств».

Следующим ребенком в семье была Надежда Александровна (1872-1952) - знаменитая Тэффи. Из автобиографических рассказов Тэффи явствует, что семья была многодетной, а разница в возрасте между старшими и младшими детьми - довольно значительной. Выяснить точное количество братьев и сестер по церковным метрическим книгам сложно, поскольку семья несколько раз переезжала из города в город (отец окончил Московский университет, затем учился в Германии, преподавал в Одессе, Петербурге и, наконец, вернулся в Москву, где состоял присяжным поверенным); менялись адреса и в пределах одного города.

Достоверно известны годы жизни только старшего брата Николая (1868-1933) и младшей из сестер, Елены (1874-1919). Брат избрал военное поприще, дослужился до генеральского чина, во время Первой мировой войны командовал экспедиционным корпусом во Франции, в гражданскую войну участвовал в белом движении, некоторое время был командующим 2-й колчаковской армией. Среди множества его наград - георгиевский крест четвертой и третьей степени; свидетельство личного мужества. В эмиграции он участвовал в различных патриотических организациях, был председателем общества монархистов-легитимистов.

Елена Александровна Лохвицкая запечатлена во многих автобиографических рассказах Тэффи. Надежда и Елена - две младшие сестры - были особенно дружны между собой. Елена тоже писала стихи, впоследствии совместно с Тэффи переводила Мопассана, состояла в обществе драматических писателей. Впрочем, профессиональным «литератором» она себя не считала. До 40 лет жила с матерью, затем вышла замуж на надворного советника В.В. Пландовского. Достоверно известны имена еще двух старших сестер - Варвары Александровны Поповой и Лидии Александровны Кожиной (их портреты содержались в семейном альбоме Тэффи).

Около 1910 года Варвара, овдовев или разведясь, поселилась вместе с матерью и сестрой Еленой. В адресной книге аттестовала себя как «литератор». В 1916–1917 гг. сотрудничала в «Новом времени», печатая заметки под псевдонимом «Мюргит», - несомненно, взятым из одноименного стихотворения Мирры. В рассказах Тэффи упоминается еще сестра Вера.

Что касается взаимоотношений двух наиболее известных сестер, Мирры и Надежды, они, по всей видимости, были непростыми. Яркая одаренность той и другой при очень небольшой разнице в возрасте (фактически - два с половиной года) привела скорее к взаимному отталкиванию, чем притяжению. В рассказах и воспоминаниях Тэффи нередки ощутимые «шпильки» в адрес покойной сестры. Но все же придавать им слишком большое значение было бы несправедливо. «Двуликая» Тэффи, смеющаяся и плачущая, и здесь верна себе. Ее поэзия дает некоторые образцы лирической грусти, явно навеянные воспоминаниями о Мирре.

В 1874 году семья переехала в Москву. В 1882 -м Мария поступила в Московское Александровское училище (в 90-е годы переименованное в Александровский институт), где обучалась за счет родителей, живя пансионеркой.

В институте ее учителем литературы был библиограф Д.Д. Языков (сведения о том, что литературу преподавал поэт А.Н. Майков - грубая ошибка, никак не согласующаяся с биографией поэта).

После смерти мужа Варвара Александровна с младшими дочерьми вернулась в Петербург. В 1888 году,окончив курс и получив свидетельство домашней учительницы, Мария переехала туда же, к своим.

 

Пятнадцатилетняя поэтесса

 

Сочинять стихи Мирра начала очень рано, поэтом осознала себя в возрасте 15 лет. Незадолго до окончания института два ее стихотворения с разрешения начальства были изданы отдельной небольшой брошюрой.

В 1889 году Мирра Лохвицкая начала регулярно публиковать свои стихи в периодической печати. Первым изданием, в котором она стала сотрудничать, был иллюстрированный журнал «Север», в ближайшие годы она начала печататься еще в нескольких журналах - «Живописное обозрение», «Художник», «Труд», «Русское обозрение», «Книжки Недели» и др. Подписывалась она обычно «М. Лохвицкая», друзья и знакомые тогда уже называли ее Миррой. К этому времени относятся знакомства с писателями Всеволодом Соловьевым, И. Ясинским, Вас. Ив. Немировичем-Данченко, А. Коринфским, критиком и историком искусства П.П. Гнедичем, поэтом и философом Владимиром Соловьевым и др.

Самая целомудренная замужняя дама Петербурга

В 1890-е гг. семья Лохвицких регулярно проводила летние месяцы в так называемой «Ораниенбаумской колонии» дачном поселке между Петергофом и Ораниенбаумом.

Впечатлениями от этой местности был навеян целый ряд стихотворений Лохвицкой, а также - ее поэма «У моря».

По соседству с Лохвицкими снимала дачу семья известного профессора архитектуры Эрнеста Жибера (1823-1909). Это был один из многочисленных иностранных зодчих, чья судьба оказалась связана с Россией. Чистокровный француз, он родился в Париже, в 40-е годы приехал в Петербург, окончил Академию художеств и остался в России навсегда. Довольно много строил - в Петербурге и провинции.

Эрнест Иванович, как его стали звать на новой родине, прожил долгую жизнь. Со временем он женился-– очевидно, тоже на обрусевшей француженке, Ольге Фегин (1838-1900). У них была дочь, Ольга Эрнестовна, и несколько сыновей, за одного из которых, Евгения Эрнестовича, Мирра Лохвицкая вышла замуж.

Свадьба состоялась в конце 1891 года. Позднее, отвечая на вопросы анкеты, Лохвицкая писала, что ее муж был тогда студентом Санкт-Петербургского университета. Впрочем, возможно, что имелся в виду институт гражданских инженеров, профессором которого долгие годы состоял Э.И.Жибер. Е.Э. Жибер по профессии был инженером-строителем (так значится в справочнике «Весь Петербург»). Ф.Ф. Фидлер сообщает, что он служил в страховой компании. Как бы то ни было, его работа была связана с переездами и продолжительными командировками.

Примерно через год после свадьбы молодые уехали из Петербурга. Какое-то время они жили в Тихвине и Ярославле, затем на несколько лет их постоянным местом жительства стала Москва. Осенью 1898 года семья снова переехала в Петербург.

Детей у поэтессы было пятеро, все - мальчики. Трое: Михаил, Евгений и Владимир - появились на свет в первые годы ее замужества, один за другим.

Около 1900 года родился четвертый ребенок, Измаил. К началу 1900-х гг. относится шуточное стихотворение, сохранившееся в рабочей тетради поэтессы, - стихотворение, посвященное ее детям, в котором она дает шутливую характеристику каждому из них и совершенно всерьез говорит о своих материнских чувствах.

 

Михаил мой - бравый воин,

Крепок в жизненном бою,

Говорлив и беспокоен,

Отравляет жизнь мою.

 

Мой Женюшка - мальчик ясный,

Мой исправленный портрет,

С волей маминой согласный,

Неизбежный как поэт.

 

Мой Володя суеверный

Любит спорить без конца,

Но учтивостью примерной

Покоряет все сердца.

 

Измаил мой - сын Востока,

Шелест пальмовых вершин,

Целый день он спит глубоко,

Ночью бодрствует один.

 

Но и почести и славу

Пусть отвергну я скорей,

Чем отдам свою ораву:

Четырех богатырей!

 

Действительно, по единодушному свидетельству мемуаристов, несмотря на «смелость» своей любовной лирики, в жизни Лохвицкая была «самой целомудренной замужней дамой Петербурга», верной женой и добродетельной матерью. Стихов, обращенных к детям, у нее немного, но они составляют неотъемлемую часть ее поэтического наследия. Персональных посвящений удостоились Евгений, Измаил и последний, пятый ребенок, Валерий, родившийся осенью 1904 года.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: