Тема 2.3. ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА
2.3.1. Понятие о психике человека;
2.3.2. Развитие психики
2.3.3. Психическое отражение и деятельность человека
2.3. 4. Деятельность и психика;
2.3.5. Функции психики
2.3.6. Механизмы психики человека
2.3.7. Психика и организм.
2.3.8. Эволюция мозга человека
Понятие о психике
Первое определение души (psyche - греч.), сформулированное, скорее, как вопрос, дал Гераклит. Он учил: все течет, все изменяется, нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Что же позволяет реке оставаться рекой? Русло? Но оно тоже изменяется.
Следует искать неизменное в изменчивом, то, что придает этому изменчивому определенность. Применительно к телу человека это нечто выступает как душа. Философом, который развил это положение, был Платон. Вечное и неизменное он отнес к миру бытия, а временное и изменяемое - к миру существования. Душа - это идея тела. Она соединяется с материей (хора), и таким образом возникает человек. Другие названия идеи, как ее понимал Платон, - морфэ, форма, в немецком переводе - die Gestalt. Сегодня можно было бы подобрать такой эквивалент этому понятию: матрица или программа.
Ученик Платона Аристотель, развивая эти представления, дал окончательное определение психике, существующее и сейчас, несмотря на различия терминологического аппарата. Возражая Платону, Аристотель заявлял, что если общее есть общее для множества предметов, то субстанцией, т. е. бытием вполне самобытным, оно быть не может. Поэтому субстанцией может быть только единичное бытие. Единичное бытие есть сочетание формы и материи. В плане бытия форма - это сущность предмета. В плане познания форма - понятие о предмете. Материя, из которой формируется человек на основе формы, является субстратом. Сегодня мы говорим: физиологический субстрат психического. Для Аристотеля душа - это форма тела. Полное определение звучит так: душа (психика) - это способ организации живого тела.
В самом деле, с точки зрения современной биологии человек похож скорее на водопад, чем на камень (вспомним реку Гераклита). В ходе пластического обмена состав атомов человека почти полностью меняется за восемь лет, но при этом каждый из конкретных людей остается самим собой. За всю жизнь человека на непрерывное достраивание и обновление его тела уходит в среднем 75 т воды, 17 т углеводов, 2,5 т белков. И все это время нечто, оставаясь неизменным, "знает", куда, в какое место поставить тот или иной структурный элемент. Теперь мы знаем, что это нечто - психика. Вот почему, влияя на психику, мы можем влиять на тело, а свойства психики и законы ее функционирования не выводимы из свойств и законов функционирования тела. Откуда же она берется? Извне. Из мира бытия, который каждая психологическая школа интерпретирует по-разному.
Например, для Л. С. Выготского это мир культуры. "Всякая психическая функция, - пишет он, - возникает на сцене дважды. Один раз как интерпсихическая, второй раз как интрапсихическая. То есть вначале вне человека, а затем внутри него. Высшие психические функции возникают вследствие интериоризации. Форма соединяется с материей.
Итак, мы вслед за Аристотелем определяем психику как способ организации живого тела.
Теперь следует рассмотреть вопрос о соотношении психики и мозга. Шире эта проблема формулируется как проблема соотношения биологического и социального в человеке. Отправным пунктом здесь может быть положение С. Л. Рубинштейна о том, что мозг и психика - это предметно одна и та же реальность. Что это значит?
Возьмем какой-нибудь предмет, самый простой, например карандаш. По мнению С. Л. Рубинштейна, любой предмет можно рассматривать в разных системах связей и отношений. Например, карандаш можно рассматривать как средство для писания и как указку. В первом случае мы можем сказать, что этот предмет оставляет след на бумаге или на другой гладкой поверхности. Когда он перестает писать, его надо заточить, написанное можно стереть ластиком, прикрепленным на противоположном от грифеля конце. Во втором случае мы скажем, что этот предмет заострен на конце, он легкий, его удобно держать в руках, однако он недостаточной длины. Если сейчас перечитать эти две группы характеристик, забыв, что они относятся к одному и тому же предмету, покажется, что речь идет о двух совершенно разных реальностях.
Таким образом, в разных системах связей и отношений один и тот же предмет выступает в разных качествах.
Итак, мозг и психика - это предметно одна и та же реальность. Взятая с точки зрения биологической детерминации, она выступает как мозг, точнее, как ЦНС, осуществляющая высшую нервную деятельность, а взятая с точки зрения социальной детерминации, шире, взаимодействия человека с миром - как психика. Психика - это все те изменения в структуре нервной системы, которые возникли вследствие взаимодействия человека с миром как в онто, - так и в филогенезе.
Таким образом, психика имеет свои собственные свойства и качества и определяется своими собственными законами.
Очень упрощая, можно провести аналогию с диском компьютера и информацией. Информация, записанная на диске, существует как специфическое взаимное расположение элементов вещества диска. Значит, она объективна, если угодно - материальна. Но ее свойства не определяются свойствами вещества диска. Информация попала на диск извне и вначале существовала вне данного компьютера. В то же время информация - главное в компьютере. Без программ - это просто набор деталей. В этой аналогии диска и мозга человека, диск - носитель информации, мозг - носитель психики. Информация не сводится к диску, а психика - к мозгу. Диск и мозг - это субстрат, информация и психика - форма, способ организации. Диск и мозг доступны чувственному восприятию, информация и психика - нет.
Обладая собственным объективным существованием, психика имеет и собственную структуру. В самом общем плане она обладает вертикальной и горизонтальной организацией. К вертикальной организации относятся: сознание, личное бессознательное, коллективное бессознательное. К горизонтальной - психические процессы, свойства и состояния.
Развитие психики
Психика человека является одним из фундаментальных научных понятий психологии. Психика развивается и в своем развитии психика человека проходит онтогенез и филогенез. Онтогенез (от греч. ontos — сущее, genesis - рождение, происхождение) — процесс развития индивидуального организма, а филогенез (phyle — род, вид, племя, genos — происхождение) — историческое формирование. Таким образом психика в онтогенезе повторяет достижения ее развития в филогенезе.
Всякий животный организм, в том числе человеческий, не может существовать без внешней среды. Она необходима для поддержания его жизни. Связь организма с внешней средой осуществляется с помощью нервной системы. Основным механизмом нервной деятельности живых существ является рефлекс как ответная реакция организма на раздражение внешней или внутренней среды. Как установил И.М. Сеченов, психические процессы (ощущения, мысли, чувства и т.д.) составляют неотъемлемую часть рефлексов головного мозга. Поэтому психика является внутренним, в виде психических процессов, сложным и многообразным отражением объективного мира.
С точки зрения Б. Ф. Ломова, основным признаком психики является:
о системность,
о целостность,
о нерасчлененность.
Таким образом, с учетом концепции «психической функциональной системы деятельности», предложенной В. Д. Шадриковым, психика представляет собой многоуровневую иерархию психических функциональных систем, обеспечивающих поведение разного уровня сложности.
Известно, что характеристики психических процессов и явлений не выводятся только из закономерностей мозга, реализующего эти процессы. Именно этой трудностью можно объяснить представления о независимости психического и физиологического процессов в теории психофизиологического параллелизма, согласно которой психическое и физиологическое составляют два ряда явлений, которые, звено за звеном, соответствуют друг другу, но, вместе с тем, как две параллельные линии никогда не пересекаются, не влияют друг на друга. Таким образом, предполагается наличие души, которая связана с телом, но живет по своим законам.
Теория механического тождества, напротив, утверждает, что психические процессы есть физиологические, т. е. мозг выделяет психику, мысль, подобно тому как, например, печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что психику отождествляют с нервными процессами, не видя качественных различий между ними.
Теория единства утверждает, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны.
Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т. е. психика — это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность.
Здесь мы должны обратить внимание на еще одну особенность психики человека — психика не дается человеку в готовом виде при рождении и не развивается сама по себе, если ребенок изолирован от людей. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у ребенка ничего не появляется ни в поведении, ни в психике (феномен Маугли). Таким образом, специфические человеческие качества (сознание, речь, способность к труду и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.
Психика человека включает, по меньшей мере, три составляющих:
1) внешний мир, природа, ее отражение;
2) полноценная деятельность мозга;
3) взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.
Обратимся к схеме, на которой показаны основные вехи эволюции психики (см. рис.).
Из рис. видно, что психическое отражение происходит последовательно, начиная от ощущений, затем восприятия, и потом с использованием интеллекта. При этом последовательно проявляются инстинкт, условный рефлекс (например, это, может быть, навык), способы поведения.
Психическое отражение характеризуется рядом особенностей. Во-первых, оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой. Во-вторых, сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека. В-третьих; психическое отражение углубляется и совершенствуется.
На рис. показан характер взаимодействия человека с окружающим миром. Так, взаимодействия одного человека или группы людей предполагает обязательное взаимодействие, как между самими людьми, так и соответствующими орудиями труда при сильном влиянии среды.
Психическое отражение и деятельность человека
Психика возникла и формировалась, как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность адаптации организмов к среде. В процессе эволюции психические механизмы адаптации организмов к среде непрерывно совершенствовались и на стадии человека превратились в мощный аппарат его сознания - знакового, понятийного моделирования действительности.
Психика не дана человеку в готовом виде с момента рождения и сама по себе не развивается. Только в процессе взаимодействия, общения ребенка с другими людьми, усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями, в процессе деятельности формируется и развивается психика человека.
Психика человека проявляется как отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая активное его взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта.
Психика обеспечивает избирательные контакты субъекта с действительностью в зависимости от системы его потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности.
Основными явлениями психики являются психические процессы формирования идеальных (психических) образов и процессы психической регуляции деятельности.
Психический образ выступает как целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности, как информационная модель действительности, используемая человеком для регуляции своей жизнедеятельности. Психическое отражение, психический образ - не зеркальное, не фотографическое, а концептуализированное, идеально преобразованное отражение действительности. Идеальность психического отражения необходимо понимать как социокультурную, духовную обусловленность человеческой психики, обусловленность чувственной основы психического отражения всеобщими человеческими представлениями и понятиями.
Психические образы могут быть первичными (образы ощущений, восприятий) и вторичными (образы памяти, мышления и воображения). Психические образы несут информацию о локализации реальных объектов во внешнем пространстве, в них представлена совокупность присущих отражаемому объекту качеств: форма, цвет, фактура и др.
Психические образы возникают в результате не одномоментных фотографических отражений, а путем их активного построения. В процессе построения образа существенную роль играют двигательные, биомеханические процессы. Движения создают каркас образа, а образ затем обеспечивает систему движений. Психические образы дают возможность схематизации, концептуализации действительности.
Психические образы многомерны, поскольку они функционируют в контексте данной деятельности. В психическом образе актуализируется то его предметное содержание, которое соответствует смыслу стоящей перед субъектом задачи.
Психические образы пластичны. Как и реальные объекты, они дают возможность совершать с ними определенные действия, осуществлять образное мышление, "проигрывать" варианты возможного развития действительности.
Психический образ имеет большую информационную емкость: он сам по себе может служить источником разнообразной информации. Воспринимая одну и ту же ситуацию, люди разного уровня образования и воспитания обращают внимание на различные ее стороны, по-разному к ней относятся. То, что мы воспринимаем, определяется не только находящимся перед нами объектом, но и нашей психической активностью и психической организацией, нашими знаниями и потребностями.
В психическом образе могут отсутствовать многие элементы объекта отражения. И напротив, в образе могут быть даже те элементы, которые отсутствуют в конкретном отражаемом объекте, однако должны быть у него в данной ситуации.
В практической и теоретической деятельности человек формирует обобщенные образы - информационные модели, схемы, в которые включаются свойства и отношения объектов, имеющие первостепенное значение для его деятельности.
В регуляции поведения человека, его психических состояний существенную роль играют и непосредственные чувственные образы. Произвольно вызывая те или иные из них, человек способен отвлечься от текущей ситуации и руководствоваться актуализированным образом. Сила захватившего человека психического образа столь же велика, как и непосредственные воздействия среды. Это создает неограниченные возможности внутренней, психической саморегуляции человека.
В процессе формирования психики человека его внешние действия с материальными объектами преобразуются в умственные действия. Благодаря способности умственных действий человек научился моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий. Следовательно, в содержание психики входят и такие компоненты как обобщенные отношения, значения и смыслы, которые образуют семантическое поле психики индивида.
Деятельность и психика
Психика человека формируется и проявляется в его деятельности. Деятельность - система процессов активного и целенаправленного взаимодействия человека с окружающим предметным миром, в ходе которого он реализует определенные жизненные отношения к нему и удовлетворяет ведущие потребности.
Взаимоотношения психики и деятельности носят диалектический характер. С одной стороны, психика формируется в процессе деятельности. С другой, психическое отражение свойств и качеств предметов окружающего мира, отношений между ними само опосредует процессы деятельности.
Благодаря психическому, деятельность субъекта приобретает опосредованный характер. Психическое отражение, опосредуя взаимодействие индивида с окружающим миром, делает возможным предвосхищающий, целенаправленный характер деятельности, обеспечивает его ориентацию на будущий результат. Субъект, обладающий психикой, становится активным и избирательно реагирующим на внешние воздействия.
Деятельность человека имеет общественный, социальный характер. В ходе своего психического развития, в процессе социализации субъект овладевает аккумулированными в культуре формами, способами и средствами деятельности, усваивает ее задачи и мотивы. Культурно-исторический опыт, фиксированный в языке и других знаковых системах, опосредует развитие индивидуальной деятельности субъекта.
В зависимости от формы осуществления выделяют внешнюю, протекающую во внешнем плане (предметно-практическую), и внутреннюю, протекающую во внутреннем плане (умственную), деятельность. Внешняя и внутренняя деятельность тесно взаимосвязаны друг с другом и представляют собой не две различные реальности, а единый процесс деятельности. Внутренняя деятельность формируется на основе внешней, в процессе ее интериоризации, и имеет единую с ней структуру. Процесс интериоризации означает не "перекладывание" внешней деятельности во внутренний план, а формирование внутренней деятельности в процессе осуществления внешней. Возможен и обратный процесс - экстериоризация - разворачивание внутреннего плана деятельности вовне.
В структуре деятельности вычленяются собственно деятельность и входящие в ее состав отдельные действия и операции. Структурные элементы деятельности соотносятся с ее предметным содержанием - мотивами, целями и условиями. Деятельность всегда подчинена мотиву - предмету потребности. Она состоит из отдельных действий, направленных на сознательно поставленную цель.
Цель, как правило, не совпадает с предметом потребности (мотивом), но предполагает осмысленное соотнесение с ним. В силу такого установления отношений цели к мотиву она приобретает определенное значение для личности, личностный смысл. Действие как процесс достижения цели может быть осуществлено различными способами - операциями - в зависимости от конкретных условий и средств деятельности. Операция всегда подчинена логике используемого орудия (средства) деятельности. В исследованиях отечественных психологов (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.) выявлена зависимость эффективности деятельности, успешности решения задач испытуемыми от структуры и предметного содержания деятельности.
В психологии выделяют различные виды деятельности: предметно-манипулятивную, игровую, учебную, трудовую (предметно-практическая) и др. На различных этапах онтогенетического развития определенные виды деятельности приобретают ведущее значение для формирования психики, сознания и личности в целом. Такие виды деятельности получили название ведущих.
В каждом периоде человеческого развития выделяют определенный ведущий вид деятельности. Для младенчества - это непосредственно-эмоциональное общение, для раннего детства – пред-метно-манштулятивная деятельность, для дошкольного возраста - игра, для младшего и среднего школьного - учение, для подросткового периода - интимно-личностное общение, для ранней юности - учебно-профессиональная деятельность, для периода взрослости - профессиональная деятельность.
Осуществляя ведущую деятельность, человек социализируется, то есть он усваивает формы и способы деятельности, ее задачи и мотивы, представленные в культуре, и при этом формируется как личность.
Таким образом, человеческая деятельность служит и движущей силой общественно-исторического прогресса, и средством психического развития человека
Функции психики
Каждый человек является обладателем психической реальности поскольку все мы переживаем эмоции, видим окружающие предметы, чувствуем запахи. При этом мало кто задумывается, что все эти явления принадлежат нашей психике, а не внешней реальности. Психическая реальность дана нам непосредственно.
Итак, для чего нужна психика? Психика существует для того, чтобы объединить и интерпретировать информацию о мире, соотнести ее с нашими потребностями и регулировать поведение в процессе адаптации — приспособления к реальности. В повседневной жизни мы не отличаем субъективную реальность от объективной. Только в особых ситуациях и при особых состояниях она дает о себе знать. Иногда образы неадекватны, что приводит нас к ошибкам восприятия и неверной оценке сигналов, например, удаленности до объекта, и тогда мы говорим об иллюзиях.
Нам дана лишь собственная психическая реальность, но мы считаем, судя по поведению и высказываниям других людей, что они тоже испытывают чувства, думают, планируют действия и осуществляют свои намерения также как и мы. Но их поведение иногда очень отличается от нашего. Очевидно, у каждого из них есть собственный внутренний мир, в чем-то не похожий на наш. Например, существуют люди с абсолютным музыкальным слухом и люди, не способные без фальши прочесть и одну музыкальную фразу. Многообразие психических качеств людей столь велико, что не может не бросаться в глаза.
Таким образом, главная функция психики — регуляция индивидуального поведения на основе отражения внешней реальности и соотнесения ее с потребностями человека.
Психическая реальность устроена сложно, но ее условно можно разделить на:
о экзопсихику,
о эндопсихику,
о интропсихику.
Экзопсихикой называется та часть психики человека, которая отражает внешнюю по отношению к его организму реальность. Например, мы считаем источником зрительных образов не наш орган зрения, а предметы внешнего мира.
Эндопсихика — это часть психической реальности, отражающая состояние нашего организма. К эндопсихике относятся потребности, эмоции, ощущения комфорта и дискомфорта. В этом случае источником ощущений мы считаем свой организм. Иногда экзопсихику и эндопсихику трудно различить, например ощущение боли является эндопсихическим, хотя источником его является острый нож или горячий утюг. Ощущение холода — несомненно, экзопсихическое, сигнализирующее о внешней температуре, а не о температуре нашего тела, но оно часто «аффективно окрашено» настолько неприятно, что относим мы его к собственному организму, говоря «руки замерзли».
К интропсихическим явлениям относятся мысли, волевые усилия, фантазии, сны. Их трудно приписать к некоторым состояниям организма, и невозможно считать их источником внешнюю реальность. Интропсихические процессы и явления можно считать как бы «собственно психическими процессами».
Роль психики также может сводиться к регуляции целенаправленного поведения, часто имеющего сиюминутный характер, как думал У. Джемс. Затем стали считать, что роль психики, очевидно, больше связана с определением целостного отношения человека к миру и поиска своего места в нем. В связи с этим А. Я. Пономарев выделяет две функции психики по отношению к внешнему миру:
а ) творчество (создание новой реальности),
б) адаптация (приспособление к существующей реальности).
Причем возможны антитеза творчества и антитеза адаптации. Антитезой творчества является разрушение — уничтожение созданной другими людьми реальности (культуры). Антитезой адаптации является дезадаптация в ее различных формах (неврозы, наркомания, преступное поведение и т. д.).
Б. Ф. Ломов, по отношению к поведению и деятельности человека и других людей, выделяет еще три основные функции психики:
о познавательную (когнитивную),
о регулятивную,
о коммуникативную.
При этом он считает, что адаптация и творчество возможны только посредством реализации этих функций. Остановимся более подробно на рассмотрении именно этих трех основных функций психики.
Во-первых, психика служит человеку для построения «внутренней модели мира», включающей индивида в его взаимодействии со средой. Обеспечивают построение внутренней модели мира познавательные психические процессы.
Вторая важнейшая функция психики — регуляция поведения и деятельности, Психические процессы, обеспечивающие регуляцию поведения, очень разнообразны и разнородны, Мотивационные процессы обеспечивают направленность поведения и уровень его активности. Процессы планирования и целеполагания обеспечивают создание способов и стратегий поведения, выдвижения целей на основе мотивов и потребностей. Процессы принятия решений определяют выбор целей деятельности и средств их достижения. Эмоции обеспечивают отражение наших отношений к реальности, механизм «обратной связи» и регуляцию внутреннего состояния.
Третья функция человеческой психики — коммуникативная. Коммуникативные процессы обеспечивают передачу информации от одного человека к другому, координацию совместной деятельности, установление отношений между людьми. Речь и невербальное общение — основные процессы, обеспечивающие коммуникацию. При этом главным процессом, несомненно, следует считать речь, которая развита только у людей.
Таким образом, поскольку у психики множество свойств и функций, она не только многоуровнева, но и многомерна. Для лучшего понимания сказанного отметим, что любая система характеризуется своей структурой, динамикой функционирования, интегральным состоянием (внутренней характеристикой) и системными свойствами.