Социальная стратегия: идея, принципы и действия




 

Указ Президента от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики" констатирует невозможность достижения поставленных целей «в рамках имеющихся административных структур за счет изменения их полномочий, функций, форм деятельности и регламентов». Необходимы новые основания и социальные субъекты. Иначе говоря, декларируется необходимость введения качественно новых фундаментальных элементов.

Новые основания – это опора на науку: научная обоснованность социальной стратегии, приоритетное развитие гуманитарных наук

Новые социальные субъекты – это сообщества, которые способны выработать и осуществить разработку и реализацию государственной культурной политики:обеспечить участие «профессиональных и деловых сообществ, общественных организаций и общественных культурных институций».

По существу, Президент обращается к интеллектуальной элите, которая, в свою очередь, должна продемонстрировать способность концептуального понимания ситуации, видение причин социальных тенденций и реальных способов их изменения в направлении должного.

Для целей Указа под культурой понимается духовная сфера, в которой создаётся, реализуется и транслируется социальный опыт. Констатируется, что базовым социальным институтом, в котором культура реализуется и транслируется новому поколению, осуществляется его воспитание и первичная социализация, является семья. Вторым субъектом, обеспечивающим вторичную социализацию, является система образования (начальное, общее, профессиональное). Культура выступает наиболее общим основанием и связующим элементом между индивидом и обществом (в лице семьи и системы образования).

Следует отметить ещё один важный момент. В философском осмыслении современного образования определена главная проблема: отсутствие чётко сформулированной цели. Существует дилемма: воспроизводить человека с заданными способностями или воспроизводить общество заданного типа? В Указе определено: воспроизводить человека нашей культуры, обеспечивая преемственность социального опыта при смене поколений (не гражданина мира, а гражданина РФ).

Соответственно возникает задача разработки образа человека и образа культуры как теоретических объектов, которые могут быть положены в основание социальной политики и соответствующих социальных проектов. Все остальные государственные программы должны быть направлены на достижение социальных целей, сформулированных в культурной политике. Иначе говоря, социальная стратегия должна быть сформулирована как национальная идея, как общечеловеческое основание должного общества – Российская Федерация, уровень развития которого оценивается не в экономических, а в социальных показателях.

 

Таким образом, выстраивается понятийно-логическая схема проблемы разработки социальной политики: индустриальное и социальное государство, экономика и культура, человек, семья и род, самоуправление и самоорганизация, образование - как теоретические объекты.

 

Российская Федерация  
Индустриальное государство -демократия (власть большинства) -рыночная экономика (материальная выгода)     Социальное государство -согласие (гармония) -социальные цели (долг)  
Экономические связи Социальные связи
Экономический субъект (личная выгода) Социальный субъект (общественная польза)
Самоуправление по кибернетической модели (антропо-техно-гео-ценоз) Самоорганизация на основе самодостаточности (антропо-био-гео-ценоз)
 
 

 

Человек Культура
Семья Образование
Род Социальный опыт
  Университет Интеллектуальная элита Духовная сфера

 

На наш взгляд, первейшей задачей в теоретическом плане является наполнение содержанием перечисленных (а возможно и других) понятий, системно описывающих данную предметную область. А для этого, в свою очередь, необходимы некие исходные мировоззренческие основания. Однако, при всём великом многообразии философских и научных концепций не существует общепризнанных онтологических оснований для целостного описания современной культуры, позволяющих объединить различные социогуманитарные дисциплины. Эта ситуация фиксируется в виде проблемы синтеза знаний. По мнению Г.П. Щедровицкого, для её преодоления необходимо создать смысловое пространство, в котором исследуемый объект может быть представлен в исчерпывающей совокупности своих сущностных характеристик, аналогично тому, как это сделал Р. Декарт, поместив идеальное физическое тело в ортогональную систему координат (Щедровицкий Г. П. Синтез знаний, 1995.).

С другой стороны, утвердилась идея (принцип) плюрализма (онтологического, интеллектуального, методологического и пр.), обосновывающая отказ от попыток поиска "единой формулы бытия", отказ от поиска общих закономерностей и осмысления посредством общих понятий, и переориентацию с номотетического стиля мышления на методологию идеографизма (Виндельбанд, Баденская школа). В итоге устраняется то возможное общефилософское пространство, в котором могли бы быть соотносимы позиции различных мыслителей, да и сама возможность осмысленного диалога между философами.

В философской энциклопедии под редакцией В.С. Стёпина (2000 г.) отмечается, что «с гносеологической точки зрения плюрализм — это частный случай эклектики. Плюрализм — такой же признак неблагополучия теории, как и возникающие в ней парадоксы. Его начинают исповедовать, только когда, несмотря на все усилия, не удается последовательно провести монистическую интерпретацию исследуемых явлений».

 

Однако, наряду с проблемой синтеза знаний, возникает вторая проблема – проблема организации коллективного действия, т.е. создания творческого коллектива, способного решать комплексные задачи. Как показал Г.П. Щедровицкий, специалисты разных научных дисциплин не имеют общего концептуального, мировоззренческого и понятийного базиса, поэтому не могут работать как команда на общую цель, выходящую за границы частных теоретических концептов. (ОДИ-1. Организационно-деятельностные игры, 2006.)

Группа людей разных профессий, научных дисциплин представляют собой «разномастный» коллектив где каждый имеет свои представления, схемы и методы, поэтому сходу решить комплексную задачу они не смогут. Чтобы разные люди начали общую работу, они должны работать как единое целое. А для этого необходима самоорганизация коллектива на основе коммуникативного (совместного) мышления.

И здесь обнаруживается граница между организацией, создаваемой декларативно «сверху» (т.н. менеджмент), «машинообразно» в виде совокупности формализованных функций, и самоорганизацией, возникающей как спонтанный процесс на основе гармонизации отношений, согласования действий.

В итоге, прежде, чем предлагать программу социального управления, нам надо самим соорганизоваться. Необходимо создать зародыш нового сообщества (с отрефлексированной технологией его становления), который может быть транслирован далее в качестве идеи нового типа социальности, основанного на совместном мышлении и реализации общечеловеческих ценностей.

 

В нашем городе имеются необходимые теоретические основания и практические наработки, которые могут быть использованы в разработке и реализации социальной политики в аспекте Указа. В частности:

-концепция предметности и энергийности бытия человека (А.Б. Невелев);

-концепция структуры ценностей и философия образования (Н.Л. Худякова);

-концепция культуры и идея университета (В.А. Рыбин);

-концепция живой целостности и идея жизненного цикла человека (С.А. Денискин);

-концепция семейного благополучия и методология его социологического измерения (А.А. Тараданов);

-идея социальной программы «Челябинск – город семейного благополучия» (2006 г.);

-концепция наивного философствования и учебная программа «Философия в школе» (С.В. Борисов);

-"Концепция субъектности как социокультурной формы бытия человека" (Е.А. Куштым);

-начальная школа В.А. Жохова (г. Копейск);

-концепция общеобразовательного учреждения «Институт семьи» (ОО «Институт социальных стратегий», г.Челябинск).

-социальный проект «Челябинск – без онкологии» (ПО «Кооперация жизни») и др.

 

Опыт работы творческой группы по разработке проекта социальной политики «Челябинск – город семейного благополучия» показал, что группа «разночинцев» не в состоянии предложить всесторонне обоснованный и реализуемый социальный проект. Сложность современного общества настолько велика, что требуется длительная напряжённая коллективная работа специалистов в социогуманитарной области, способная преодолеть две вышеозначенные проблемы.

Практическая задача такой группы видится в том, чтобы сформулировать идею, стратегию и принципы социальной политики. На втором этапе разработать необходимые и достаточные начальные практические мероприятия по реализации этой стратегии. На третьем этапе организовать широкую разъяснительную работу среди социальных практиков и населения. В ходе этого процесса широкого обсуждения уточнятся формулировки и способы реализации предлагаемых мероприятий.

Таким образом, реализация Указа Президента возможна через преодоление двух отмеченных выше проблем:

-создание компетентного сообщества, способного реализовать коллективное мышление,

-выработка общего понятийного аппарата на основе согласованных принципов.

 

Именно так, на наш взгляд, просматривается возможность реализации Указа Президента, в котором определяется необходимость новых оснований и новых социальных субъектов с целью разработки и реализации государственной культурной политики.

Способна ли интеллектуальная элита города Челябинска откликнуться на этот призыв и тем самым реализовать своё призвание? Покажет ближайшее будущее.

 

Денискин Сергей Александрович,

Канд.филос.наук.

20 мая 2015 г.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: