Примеры эпизодов представлений, посвященных Великой отечественной войне




Популярные эстрадные песни окружают нас повсюду. Мы можем прослушать артистов, посещая их выступления и концерты, а также можем увидеть все это, не выходя из дома, благодаря телевидению и радио. Кроме того, радио – это неизменный источник этих песен. Эстрадные песни – плод коллективного творчества.

Специфические особенноститеатрализованного представления,посвященного Дню Отечества, задействованные в концерте эстрадные номера, обладали не только эстетической спецификой, но и комплексом социально-коммуникативных особенностей. На экране Салют Победы, следом высвечивается сценический круг. На нем, в центре - группа людей. Это солдаты на отдыхе. Среди солдат исполнительница народных песен З. Кириллова с баянистом. Диктор начитывает текст о том, что во время войны работали театры, музы не молчали, и объявляет имя и фамилию исполнительницы. Она поет «Катюшу», как бы для солдат (прием театрализации - концерт в концерте). Круг развернулся так, чтобы можно было теперь слушать исполнительницу на арфе В. Дулову, которая исполняет произведение В. Моцарта -«Вариации». Круг снова меняет свое расположение. На кругу – рояль, на котором играет свои песни из кинофильмов композитор Н. Богословский. Солдаты чуть подсвечены тревожным, красноватым светом - слушают. Поворот круга. Никита Богословский и солдаты - слушатели на глазах у зрителя уехали. Занавес. С двух сторон выходит Государственный академический хор под управлением К. Птицы. Стоят в два ряда без традиционных подставок, в шахматном порядке, что не мешает звуку свободно лететь в зал. Концерт продолжается. Предфинальное сценическое действие -«Современную солдатскую пляску» исполняет актер в образе Василия Теркина – «До чего земля большая, Величайшая земля! И была б она чужая, чья-нибудь, а то своя!» Сценическая задача чтецов – главным образом воспроизвести события, происходившие в промежутках условленного времени. После выступления В. Ланового, который читал стихи перед занавесом соединяя два эпизода (занавес закрыли, чтобы убрать декорации театральной постановки Симонова), зазвучал знаменитый хор им. М. Пятницкого – полилась песня звучавшей в годы войны – «Ой, туманы, мои растуманы» композитора В. Захарова. Вызвал зрительский интерес и мужской хор ветеранов – защитников Москвы, спевший вместе с солистом Большого театра А. Ворошило, знаменитую песню - «Дорогая моя столица, дорогая моя Москва». После ветеранов поет детский хор им. В. Локтева – «Детство – это я и ты!» композитора Ю. Чичкова. Активно поддержал театрализацию эпизода с участием солистки Большого театра Ириной Архиповой сводный духовой оркестр, сыгравший знаменитый символ - марш известный еще со времен Первой Мировой войны – «Прощание Славянки».

В финале традиционно для такого уровня концертов поднимается супер-занавес. На сцене стоит огромный хор, оркестр и участники концерта-представления, в центре - дети с разноцветными шарами. В конце концерта звучит финальная песня «Должны смеяться дети». В прозе, стихах, песнях, кинематографе война остается главной темой нашего века. Не потому, что «мы умеем воевать», а потому, что мы не хотим войны. Концерт-представление, о котором мы говорим, не представляет исключения. Воспитательную роль подобных постановок переоценить было бы трудно: документальная кинохроника, музыка, поэтическое слово, танец – все это, объединенное единой структурой представления, оставляет в участниках действа, в зрителях разных возрастов, неизгладимое впечатление. Выбор музыки и исполнителей – зона ответственности режиссера. Протяженность музыки во времени, ее сила, звучность, насыщенность, должны быть тончайшим образом выверены до долей секунд. Музыка как фон, как иллюстрация, как действующее лицо - она соединяет, разъединяет эпизоды, создает атмосферу, настроение. Музыка – эмоциональный голос, отношение постановочной группы к данному событию. Следя за действием на сцене, порой полезно взглянуть и в зал – там, благодаря образной силе музыки представления, у зрителя возникает сочувствие и ему, как память,передаются горькие и величественные страницы войны и выстраданное счастье Победы. Одно из интересных и глубоких представлений «Спектакль- воспоминание» - «Золотая моя Москва», который был поставлен в Государственном концертном зале в феврале 1983 года, посвященный так же великой победе под Москвой (режиссер-постановщик Александр Аскольдов).

Пожалуй, впервые, по словам рецензентов, «даже оборудование концертного зала было использовано так полно». В этом смысле наиболее мощным впечатлением становится звукозрительный образ контрнаступления советских войск на подступах к Москве. По закону самого замысла, этот роковой образ войны, постепенно воплощается в реалистичную сценическую картину. В последнее время в программах плац - концерта стали включать исполнителей популярных песен известных как у себя в стране, так и за рубежом. Так, на фестивале духовой музыки «Спасская башня» в Москве, современном творческом арт-проекте, выступила знаменитая французская эстрадная певица Мирей Матьё.Одно искусство должно учиться у другого. Музыка – время. Видеоконтент – способность в одно мгновение донести до сознания зрителей содержание проекта. Задача режиссера-мастера, исследовать и познать возможности каждого отдельного, используемого в практике, вида искусств, выявить свойственные ему силы и объединить их в новом инновационном продукте.В 70-е гг. зародилась особая разновидность театрализованного концерта — плац-концерт, которая, на протяжении последних десятилетий, стала одной из превалирующих форм концертно-сценической деятельности военных духовых коллективов. Объединяя в себе специфические особенности исполнительства на месте и в движении, с органичным зрительным воплощением исполняемого музыкального материала, пронизанного общей идеей, темой и сюжетом, плац-концерт получил свое развитие не только в нашей стране, но и за рубежом.

Заключение

Популярная песня на эстраде, как и любое явление культуры, прошло длительный путь развития, в процессе которого происходило ее жанровое обогащение, которое соответствовало историческому состоянию и развитию общества. Песни становятся неотъемлемой частью мероприятий государственной, политической, и светской жизни общества.

Совершенно очевидным представляется тот факт, что песня на всех этапах своей эволюции, в большей или меньшей степени, звучала в воинских ритуалах, разводах, парадах, массовых шествиях, концертах-митингах, «салютных концертах», театрализованных концертах и представлениях, посвященных Доблести, Труду и Славе, литературно-музыкальных композициях, торжествах с юбилейной и исторической тематикой, патриотической направленности.

Песня всегда сопровождает и праздничные мероприятия, связанные с Победой советских войск над немецко-фашистскими захватчиками и всеармейские смотры - конкурсы военной и патриотической песни. Особую интенсивность процесс обновления песни приобрел в XX веке. Песня, хореография, слово, инструментальная музыка, кинематограф, цвет и свет сливались на сцене в различных сочетаниях, рождая новые синтетические формы деятельности. В основе таких процессов лежало существенное усиление зрелищного и театрального начал. При этом, особое значение приобретает тема, идея, сюжет, драматургия создаваемого произведения, художественное, цветовое и световое решение. Песня же, в том числе эстрадная, воплотившись в пространственные, цветовые, световые и пластические образы, приобретая зримые очертания, усиливала тематическую направленность концертных программ, театрализованных и музыкальных представлений. Режиссерская концепция создания театрализованных музыкально-сценических форм военной тематики с использованием жанра популярной эстрадной песни предполагает сопряжения уже имеющихся номеров различных жанров на принципах драматургического развития.

Драматургическая организация театрализованного представления это специально написанный оригинальный сценарий. Пишутся стихи, песни, ставятся новые танцевальные сюиты и пантомимические номера, монтируются (или специально записываются) фонограммы, снимаются видеосюжеты и слайды, пишутся новые музыкальные произведения и песни. Иногда представление целиком идет под оригинальную музыку, написанную композитором. Причем, такой концерт-представление выстраивается по законам, выработанным именно в России. Эстрадная песня становилась самостоятельным элементом концертных программ, а в некоторых случаях была их основой.

 

Список использованной литературы

1. Бирюков Ю.Е. Место и роль песни в героико-патриотическом воспитании советских воинов. / Лекция. М.,1981

2 .Кожевников Б., Хаханян X. Материалы по истории русской военной музыке в первой половине XIX века / Хрестоматия по истории отечественной военной музыки. 4.1. Русская военная музыка до 1917 г.-М., 1981.

3. Колесникова Н.А. Отечественная военная песня дореволюционного периода.// Музыкальное искусство и культура: наблюдения, анализ, рекомендации. Вып. 4. Новосибирск, 2002.

4 .Кноблок Б. «Грани призвания» М. ВТО. 1986 г. Чечетин А. Драматургия театрализованных представлений.

5. Райкин. А. Эстрада – это номер//Эстрада: Что? Где? Зачем? М., 1988.

6. Рубб А. Пока занавес закрыт. - М., 1987.

7. Рубб А. Эстрада с точки зрения. Беседы режиссера. - М., 1993.

8 .Рубб А. Эстрадная режиссура: Автореф. дис.. д-р искуствов. - М., 1997.

9. Шаронина М. Г. «Зримая песня»: теория, методика, практика постановки Учебное пособие Челябинск Цицеро 2010.

 

Приложение

«От героев былых времен не осталось порой имен»

Песня композитора Рафаила Хозака и поэта Евгения Аграновича имеет другое название: «Вечный огонь», но, как это часто бывает, помнят ее по первым строчкам:

От героев былых времен

Не осталось порой имен.

Те, кто приняли смертный бой,

Стали просто землей и травой...

Впервые песня прозвучала в фильме, ставшем для нескольких поколений советских людей культовым – в картине, которую снял режиссер Владимир Роговой - «Офицеры». Помните знаменитый посыл героев: «Есть такая профессия – Родину защищать»?

Премьера фильма состоялась в июне 1971 года.

Непостижимое дело, насколько, на мой взгляд, такие, кажется, совершенно несочетающиеся друг с другом вещи как этот фильм и эта песня могут не только существовать вместе, но и удивительным образом дополнять друг друга.И слова, и музыка, и стиль первого исполнения песни (а в фильме ее поет второй режиссер Владимир Златоустовский…) – камерный, раздумчивый, с теплой грустью - звучат каким-то диссонансом к стилистике и содержанию фильма. Мало в какой картине можно обнаружить такой жгучий замес особой романтики революционного идеализма, возвышенной мечты «о новом счастье человечества», освещенный блистающим светом яркой, трудной юности героев, облагороженной великим призванием – стоять на страже Отчизны. Чего стоит только пронзительный эпизод, когда лихой рубака Иван Варавва прыгает на ходу с поезда, чтобы нарвать букет полевых цветов любимой женщине – жене своего друга, рожающей в теплушке, на сене под стук вагонных колес! И мы, зрители, упивались сдержанной скромностью Алексея Трофимова (героя Георгия Юматова), спокойно и надежно исполняющего эти самые профессиональные обязанности – беречь Родину, необыкновенной теплотой, женственностью и жертвенностью его жены Любы (героини Алины Покровской), отчаянностью и самозабвенностью жизни и служения Ивана Вараввы (героя Василия Ланового).

С тех пор многое поменялось: и революцию мы оцениваем несколько иначе, чем авторы фильма, и романтических настроений поубавилось. Но вот песня неожиданно обрела совершенно иное звучание. Именно слова этой песни пришли на ум, когда наблюдал нескончаемый поток Бессмертного полка по улицам и площадям столицы и городов России 9 мая нынешнего года.

Погляди на моих бойцов -

Целый свет помнит их в лицо.

Вот застыл батальон в строю...

Снова старых друзей узнаю.

Хоть им нет двадцати пяти,

Трудный путь им пришлось пройти,

Это те, кто в штыки поднимался как один,

Те, кто брал Берлин!

Такие пронзительные строки мог написать только человек, сам прошедший трудными военными дорогами. И это действительно так: автор стихов поэт Евгений Агранович ушел на фронт добровольцем в июле 1941 года. Кстати, к тому времени он, студент Литературного института имени М. Горького, был уже автором популярной песни «Одесса-мама». И хотя вскоре сменил винтовку на перо, став военным корреспондентом, в наградном листе получил весьма исчерпывающую характеристику: «Смелый, самоотверженный, отлично владеющий всеми видами оружия, журналист, поэт, часто бывающий на поле боя». Прошел «от столицы до столицы».

Кстати, далеко не для всех на студии было очевидно, что подобную песню должен писать фронтовик. «…Хотели заказать какому-нибудь знаменитому поэту из молодых, - вспоминал Евгений Агранович, - но режиссер Владимир Роговой убедил дирекцию киностудии имени М.Горького в том, что к такому фильму писать песню должен фронтовик, тот, кто слышал, как она, проклятая, свистит, война-то. А кого взять? Да вон по коридору Женя Агранович ходит. Воевал, всю войну прошел… Стихи для дубляжей пишет. Да и композитор Рафаил Хозак очень просил этого автора… Вот меня и попросили».

И поэт сумел подобрать такие слова, которые каждый слушатель воспринимает как обращение к нему лично, напрямую, к его чувствам и памяти.

Нет в России семьи такой,

Где не памятен был свой герой.

И глаза молодых солдат

С фотографий увядших глядят...

Может быть, именно поэтому песню включают в свой репертуар не только исполнители традиционного эстрадного стиля – а ее пели Марк Бернес, Михаил Ножкин, Дмитрий Колдун, Сергей Безруков, но и музыканты современных стилей – например, рок- группа «Вечный бой».

Этот взгляд, словно высший суд,

Для ребят, что сейчас растут.

И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть,

Ни с пути свернуть!

Мало кто знает, что режиссёр Владимир Роговой первоначально планировал, что песню в фильме исполнит… Алина Покровская, сыгравшая главную роль идеальной офицерской жены Любы Трофимовой. Однако при озвучивании фильма он передумал и стал искать такой тембр голоса, какому зритель поверил бы безоговорочно. И, как видим, нашёл. «Есть такая профессия – Родину защищать!» Эта фраза из фильма до сих пор остаётся хрестоматийной. А подсказал её – об этом тоже мало кто знает – министр обороны СССР маршал А.А. Гречко, предложивший малоизвестному режиссёру Владимиру Роговому и сценаристам Борису Васильеву и Кириллу Рапопорту написать сценарий не о войне и не о военных баталиях, а… об офицерских жёнах. Так сказать, немного «сместить акцент в фильме». В прокате фильм «Офицеры» собрал 53,4 млн зрителей и занял место в первой десятке самых кассовых советских фильмов. До сих пор жива и песня «Вечный огонь».

«Тёмная ночь»

Автор слов – Владимир Агатов и композитор – Никита Богословский. Песни военных лет – особенные. Военная песня «Темная ночь» считается одной из самых любимых и популярных песен, написанных за годы Великой Отечественной Войны. Песня Марка Бернеса «Темная ночь» имеет очень интересную историю возникновения. В 1943 году во время работ над фильмом «Два бойца» у режиссера картины Леонида Лукова возникли трудности со съемкой эпизода, где солдат пишет письмо домой. После многих неудачных попыток режиссеру пришла в голову мысль, что исполненная героем фильма песня лучше всего передаст чувства бойца, который пишет письмо близким.

Не теряя времени, Леонид Луков обратился к композитору Никите Богословскому и поэту Владимиру Агатову. Всего за несколько часов были написаны легендарные стихи, которые потом пели и на фронте и в глубоком тылу. Чуть позже была готова и музыка. Всенародно любимой военная песня «Темная ночь» стала после ее исполнения Бернесом, который в роли Аркадия Дзюбина – главного героя картины - поет ее ночью под гитару, в землянке с протекающей крышей, в окружении фронтовых товарищей.

Стоит отметить, что после записи песни съемка фильма пошла гораздо легче – злополучная сцена с письмом была снята с первого же дубля.

Но история песни «Темная ночь» на этом не заканчивается. При записи песни на грампластинки первая партия пластинок оказалась бракованной – был слышен посторонний шум. Как выяснилось, первая матрица была испорчена слезами техника, которая не могла сдержаться при прослушивании песни. После Победы в Великой Отечественной войне «Темная ночь» начала свое триумфальное шествие по миру. Когда Иван Семенович Козловский, один из исполнителей песни, приезжал в гости к лидеру американской коммунистической партии Уильяму Фостеру, он спросил, не желает ли тот послушать советскую песню в живом исполнении. Уильям ответил ему, что с удовольствием послушал бы песню «Темная ночь», и что в Америке ее очень любят. После первого издания на грампластинках в 1943 году советский исполнитель Леонид Осипович Утесов записал еще несколько студийных фонограмм как на пластинках (в 1954 и в 1958 годах), так и на магнитных записях (в 1958 и 1967 годах), однако зрители навсегда запомнили исполнение песни в интерпретации Марка Бернеса, которая отличается своей душевностью и поразительной искренностью.

«Последний бой»

Автор слов – Михаил Ножкин и композитор – Михаил Ножкин. В военные годы маленький Ножкин проживал в окрестностях Яузского госпиталя. Мать автора композиции работала в этом лечебном заведении старшей операционной сестрой, сутки напролет исполняя свои профессиональные обязанности. Миша всегда был рядом с ней...

- Я видел войну, что называется, в лицо. В госпиталь ежедневно привозили раненых, переломанных и перебитых бойцов. Помню замотанных в шины солдат, всевозможные палки, струбцины, костыли... И, что поразительно, в этой сплошной боли не было ни одного озлобленного человека. Фронтовики всегда шутили и улыбались, много говорили. Вначале я просто слушал их истории и рассказы, потом начал выступать. Меня водружали на табуретку, я пел песни, читал стихи, плясал, исполнял частушки. Вспоминаю, как чьи-то руки протягивали мне кусочек хлеба или сахара. Бойцы говорили о чем и о ком угодно, за исключением войны. Светлые и хорошие люди были. Мой отец Иван Петрович бился под Ржевом, получил ранение, попал в плен. Ему довелось пройти через Дахау и Бухенвальд, оставшись при этом в живых. Тема войны была для меня очень близка, - рассказывал газетчикам после выхода фильма Михаил Иванович.

Эти воспоминания послужили толчком к написанию песни «Последний бой» в 1968-м. Спустя год образ лейтенанта Ярцева из киноленты «Освобождение» стал известен миллионам советских людей...

«День победы» Автор слов - Владимир Харитонов и композитор - Давид Тухманов. Песня «День Победы» - непременный атрибут праздничных торжеств по поводу 9 мая - Дня Победы в Великой Отечественной войне.Теперь это кажется удивительным, но история этой песни не так проста, как может показаться на первый взгляд. Было время, когда она была фактически запрещена к эфиру на телевидении и радио.
В марте 1975 г. поэт Владимир Харитонов обратился к Давиду Тухманову с предложением о создании песни, посвящённой Великой Отечественной войне.Страна готовилась к 30-летию Победы, и в Союзе композиторов был объявлен конкурс на лучшую песню о войне. Буквально за несколько дней до окончания конкурса В. Г. Харитонов передал свои стихи соавтору. Давид Тухманов быстро написал музыку, и песню успели передать на последнее прослушивание конкурса. Но никакого места песня "День Победы" не заняла. Мало этого, прослушивание песни вызывало болезненную, острую реакцию старших коллег Д. Тухманова, против песни прозвучали очень резкие высказывания, о чем немедленно стало известно на Гостелерадио. Причина была в музыке и в её авторе. Поэт В. Г. Харитонов был ветераном войны, песни на его стихи ещё в 1950-е годы писали увенчанные лаврами композиторы (Анатолий Новиков, Вано Мурадели и другие). Харитонов написал к тому времени слова к знаменитым песням "Мой адрес — Советский Союз", "Россия — Родина моя", "В день рождения".

Был и второй "минус" - в музыке песни "День Победы" были услышаны синкопы (смещение ритмической опоры с сильной доли такта на слабую, то есть несовпадение ритмического акцента с метрическим) и элементы не то танго, не то фокстрота. В результате песня была запрещена, ее не пропускали в эфир - ни на радио, ни на телевидении.
Некоторые из бывших начальников Гостелерадио, которые сейчас рассказывают о том, как они стали "крёстными отцами" песни "День Победы", на самом деле были теми цензорами, кто не пропускал песню в эфир. А без эфира песня как бы и не существовала.
Первым исполнителем песни "День Победы" был Леонид Сметанников. Он исполнил её на съёмках передачи "Голубой огонёк" в канун 9 мая 1975 года.Лишь в ноябре 1975 года в концерте, посвящённом Дню милиции, Лев Лещенко (фактически обманув телевизионное руководство) исполнил "День Победы" в прямом телевизионном эфире.

Публика сразу приняла песню, и "День Победы" был исполнен ещё раз - на "бис". После чего эту песню стала петь вся страна.
Лев Лещенко, вспоминает: «До меня почти год «День Победы» пытались исполнить разные певцы, но музыкальные критики называли эту песню «чужим фокстротом» и запретили ее выход на большую сцену. Но, вопреки цензуре 10 ноября 1975 года на концерте, посвященном Дню милиции (под девизом 30-летия Победы), я исполнил песню. Она произвела фурор! Зал аплодировал стоя, и это увидела вся страна — ведь концерт шел в прямом телеэфире. С тех пор эта великая песня стала гимном героям войны».Так было в 1975 году.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: