монархия в современном мире




 

Как известно, на сегодняшний день монархическая форма правления существует в 50 странах мира.

Монархия существует в таких странах Европы, как Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция. В Америке монархиями являются (по крайней мере, формально) Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Бермудские острова, Гренада, Канада, Сент-Винсент и Грена­дины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Ямайка, в Азии - Бахрейн, Бруней, Иордания, Катар, Кувейт, Малайзия, Непал, Объединенные Арабские Эми­раты, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония; в Африке - Лесото, Марокко, Свазиленд; в Океании - Самоа, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Со­ломоновы острова, наконец, монархией является Австралия [29].

Говоря о специфике монархической государственности в современных условиях, следует исходить из того, что в последние годы мощное воздействие на нее осуществляют процессы демократизации в мире, которые начались в 1974-91 гг. Наиболее четко это проявилось в Непале, где в 2008 году в результате народной революции была свергнута власть короля. Однако следует помнить, что в двух странах (Испания, Камбоджа) произошли процессы реставрации монархии, а бывшие британские доминионы (Канада, Австралия) на референдумах обычно отказываются установить у себя республику.

Так, в Испании с 1947 года, т.е. после восстановления монархии, регентский совет возглавил генералисимус Ф. Франко, после смерти которого, осенью 1975 года на престол вступил король Хуан Карлос I из династии испанских Бурбонов [30].

Среди ученых нет единодушия относительно перечня стран, которые являются абсолютными монархиями. К их числу относят лишь Оман и Саудовскую Аравию. Г.Д. Берман добавляет к ним Катар [31]; А.С. Алексеев – Катар и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) [32]; А. Мишин дополняет этот перечень Кувейтом и Бахрейном [33]; А.В. Серегин на место Бахрейна ставит Бруней [34]; Е.Л. Сигачева называет Саудовскую Аравию, Оман, Катар и Бруней [35]; В. Чиркин – Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Саудовскую Аравию, Оман и Бруней [36].

Парламентская монархия – вид конституционной монархии, при которой монарх является лишь формальной частью государственной власти, то есть монарх является данью традиции и не является верховным носителем власти. В таком государстве действует принципп разделения властей. В наше время к примеру таких государств можно привести Японию, Великобританию, Бельгию. В современной Великобритании, титул королевы существует как дань традициям, но всё же королевская подпись играет не мало важную роль. При всём этом фактически государством управляет премьер-министр [37].

В государствах конституционной монархии (Великобритания, Япония, Нидерланды, Швеция и др.) наблюдается развитое разделение властей при признании принципа верховенства законодательного (представительного) органа над исполнительным. Гегемония парламента в политической жизни страны выражается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием депутатов. Поэтому государь вынужден назначать главой кабинета министров лидера партии или коалиции политических сил, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест. Монарх при данной форме правления «царствует, но не правит». Правом «вето» в отношении законов, принятых парламентом, даже когда оно ему принадлежит, венценосец на практике не пользуется, либо осуществляет это право по указанию правительства. Как правило, государь лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются центральным исполнительным органом государства и контрассигнуются (скрепляются) его главой или оответствующими министрами, для придания им юридической силы. Тем самым правительство в целом или соответствующий министр, принимают на себя ответственность за подписанный акт монарха, потому что сам государь не может привлекаться к административной, уголовной и иным видам юридической ответственности (в Великобритании это выражается принципом «Король не может быть не прав»), так как государь - «источник справедливости и чести» [38].

Дуалистическая монархия – вид конституционной монархии, при которой монарх имеет всю полноту исполнительной власти и часть судебной. Представительный орган, в государстве с такой формой государственной власти, существует и является законотворческим органом, но монарх может наложить, абсолютное вето на принимаемы представительным органом законопроекты и при необходимости, монарх имеет право распустить этот орган. Примером могут послужить такие страны как Палестина, Марокко.

В дуалистической монархии, глава государства, обладает реальной властью, хотя и ограниченной в некоторой мере зачатками разделения властей, во всяком случае, отделением законодательной власти от исполнительной. Законодательная власть разделяется между венценосцем и парламентом, который избирается подданными или их определенной частью, если избирательное право цензовое. Исполнительная власть принадлежит государю, осуществляющему ее непосредственно или через назначаемое им правительство (аналогичное правило закреплялось в ст. 45 Конституционной хартии Пруссии 1850 г. и в ст. 5. Статута Итальянского королевства 1848 г.) [39].

Кроме того, «монарх является человеком, который законами страны призван быть верховным государственным органом». Судебная власть, как правило, принадлежит государю, но она может быть и независимой.

Однако, разделение властей при данной форме правления обычно урезанное. Хотя законы принимаются депутатским корпусом, глава государства пользуется правом абсолютного veto, т.е. без его утверждения они не вступают в силу. Кроме того, монарх обычно обладает полномочиями издавать чрезвычайные указы, имеющие силу законов, а главное государь может распускать парламент, фактически заменяя дуалистическую монархию абсолютной. Например, в Иордании после роспуска парламента в 1974 году очередные парламентские выборы состоялись лишь в 1989-м году.

Правительство, если таковое есть, за свою деятельность несет ответственность лишь перед монархом, но отнюдь не перед парламентом, который может воздействовать на исполнительную власть, только используя свое право устанавливать бюджет государства. Рычаг этот, хотя и достаточно мощный, может, однако, использоваться лишь раз в году, а, кроме того, депутаты, вступая в конфликт с правительством и через него - с монархом, не могут не ощущать постоянной угрозы роспуска законодательного корпуса. Классическим примером дуалистической монархия в современном мире является марокканское королевство [40].

В коллегиальной монархии власть государя ограничивается другими равноправными с ним монархами или (и) особым коллегиальным органом, члены которого возглавляемые государем представляют собой коллективного главу государства.

Современным примером коллегиальной монархии являются ОАЭ и Андора. Так, в Объединённых Арабских Эмиратах функции главы государства осуществляются совместно Высшим федеральным советом (состоящим из семи эмиров и заседающим четыре раза в год) и президентом. Последний избирается Высшим федеральным советом из своего состава сроком на пять лет и является его председателем. Каждый эмир в совете имеет один голос, причем наследственным правителям крупнейших эмиратов ОАЭ - Абу-Даби и Дубаи - принадлежит право абсолютного вето. В Княжестве Андорра глава государства представлен двумя равноправными персонами - президентом Франции и епископом Урхельским. Дуумвират между двумя правителями установился с 1278 г., когда власть над этой сеньорией поделили французский король и духовный прелат римской католической церкви. Соправители имеют титулы князей Андорры и представлены в стране наместниками - викариями (вигье). Викариев епископа сменяют через три года, а викарием Президента Франции служит назначаемый пожизненно префект французского департамента Восточные Пиринеи.

По мнению исследователей, сегодня в мире насчитывается около 1/3 государств с нетипичными формами монархической власти. К таким формам правления относятся:

выборная монархия, которая существует в Малайзии и сочетает в себе признаки как монархии, так и республики. Глава государства - вице-король избирается на пять лет из числа наследственных султанатов девяти малазийских штатов. Как правило, главой государства становится либо старейшина, либо тот, кто дольше других занимает престол монархии. В этой связи Малайзия остается монархией, поскольку главой государства может стать только один из правителей штата, а не любой гражданин;

коллективная монархия в Объединенных Арабских Эмиратах, где властные полномочия принадлежат Совету эмиров семи объединившихся в федерацию эмиратов. В ОАЭ раз в пять лет также избирается председатель Высшего совета, однако вся полнота власти в целом принадлежит Совету семи эмиров. Именно поэтому Объединенные Арабские Эмираты признаются коллективной монархией.

патриархальная монархия в небольшом Королевстве Свазиленд, где глава государства, по существу, вождь племени;

теократия – такая форма монархии, при которой высшая политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в руках религиозного служителя, таким образом глава церкви одновременно является и светским главой государства. Теократическая монархия существует только в Ватикане [41].

Как видно, государств с монархическими формами правления достаточно много, однако с нетрадиционными формами выделяют всего около пяти.

Монарх сегодня – арбитр государства, гарант его стабильности. Подтверждением этому могут быть слова выдающегося русского мыслителя Л.А.Тихомирова, который считал, что суть монархии не в произволе одного человека, а в единоличном выражении национального идеала: «...Идея монархической власти заключается не в том, чтобы отображать собственную волю монарха, которая базируется на мнении нации, а в том, чтобы отражать народный дух, народный идеал, выражать то, что думала бы нация и чего хотела бы нация, если бы стояла на высоте своей идеи» [42].

Монархия также считается достаточно сильным интегрирующим институтом общества за то, что ее представляют политически и социально нейтральной. Исторический опыт свидетельствует, что монархия может играть действительно стабилизирующую роль в острых кризисных ситуациях, в условиях резкого обострения социальных проблем и конфликтов. Сочетание демократии и монархии в ХХ в. как демонстрирует практика на примере существования парламентарных монархий, дает превосходные результаты и обеспечивает этой форме правления существования в будущем. Поэтому нельзя согласиться с утверждениями сторонников эволюционной теории, что формы верховной власти связаны с различными степенями экономического и культурного развития нации. Дело в том, что существуют нации, которые на протяжении всего своего развития знали лишь одну форму правления. Так, Византия все время была монархией. Это же касается современных государств – Великобритании и Японии. Швейцарские же племена только завоеванием становились подданными монарха, а как только получали самостоятельность, возвращались к республиканской форме правления. Следовательно, когда форма правления государства не противоречит историческим традициям, менталитету нации, не навязывается силовыми методами ни извне, ни изнутри, а представляет собой естественный процесс, тогда и государственное образование будет крепким, способным к дальнейшему развитию не зависимо от того является ли оно монархией или республикой.

 


заключение

 

Таким образом, монархия в современных условиях – это форма правления, при которой во главе государства стоит монарх, осуществляю­щий функции государственного управления в рамках и на основе монархи­ческого правосознания, который юридически не отвечает за свои действия.

Форма государства является непосредственным вырази­телем и носителем его сущности и содержания. Каковы сущ­ность и содержание (функции) государства, такова в конечном счете будет и его форма.

Исторические традиции государственности проявляются не толь­ко в сохранении определенной формы правления, государственного устройства и политического режима. Они связаны с накопленным опы­том взаимодействия государственной власти и гражданского общества, с особенностями развития институтов высшей государственной влас­ти и опытом парламентаризма, с устойчивостью демократических тра­диций, с уровнем правовой культуры и характером правосознания на­селения и со многими другими факторами.

Монархия, без сомнения, на протяжении многих веков была важным инструментом объединения и универсальным символом единства нации и государства.

Главная причина сохранения института монарха в условиях сегодняшнего дня заключается в том, что он является выгодным определенным политическим силам. Несмотря на то, что во всех парламентарных монархиях наблюдается практическая нулификация полномочий монарха, силы, заинтересованные в монархе, добиваются сохранения этого института предыдущей эпохи.

Так, в развитых странах монархия превратилась в символ преемственности исторических традиций, воплощение идеи национального государственного единства, непрерывности ее существования. Наиболее характерна эта особенность для развитых стран – Великобритании, Швеции, Дании, Японии, либо в силу сохранения в обществе значительных пережитков феодализма и устаревших форм общественной организации, что свойственно государствам Ближнего Востока – Оману, Объединенным Арабским Эмиратам, Саудовской Аравии и др.

В современных условиях можно выделить следую­щие типы монархий: абсолютную монархию в Западной Европе теократиче­ского типа; абсолютную монархию на Ближнем Востоке; парламентарную монархию Лихтенштейна, Люксембурга и Монако; парламентарную монар­хию других западноевропейских стран и Японии; парламентарную монар­хию в Марокко и Иордании; парламентарную монархию в Бутане, Непале, Камбодже и Таиланде; парламентарную монархию Тропической Африки и Океании.

Абсолютная монархия существует в Саудовской Аравии, Омане и других мусульманских странах. Такие государства, как правило, имеют октроированные конституции, не ограничивающие власть королей, эмиров, шахов, калифов и султанов. Монархи Саудовской Аравии и Омана считаются также высшими духовными лицами, что еще более укрепляет политическую силу царствующих персон. Однако, их власть не безгранична: особая роль принадлежит правящей семье, которая на своем совете решает, в частности, вопросы престолонаследия (наследует необязательно сын прежнего монарха) и может заставить монарха отречься от престола.

 


Литература

 

1. Теория государства и права. – Ч. 1: Теория государства / под ред. А. Б. Венгерова. – М.: Юристъ, 1996. – 528 с.

2. Симонишвили Р.Л. Формы правления: история и современность [Текст]: учеб. пособие / Л. Р. Симонишвили. - М.: Флинта: МПСИ, 2007. – 280 с.

3. Бостан С.К. К вопросу об элементном составе формы государства. // Труды Международной научной конференции «Проблемы формы Российского государства: прошлое, настоящее, будущее» 8 февраля 2012 г. / под ред. И.А. Иванникова; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д., 2012. - С. 72 - 77.

4. Григонис Э. П. Формы государства в современном мире (Извлечение из монографии) / Э. П. Григонис // Конституционное право зарубежных стран: [курс лекций]. - СПб.: Питер, 2002. - С. 298-405.

5. Ильин И. А. Общее учение о государс­тве и праве (фрагменты) // Правоведение / И. А. Ильин. – 1992. – № 3. – С. 86-101.

6. Чиркин В. Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. – 254 с.

7. Пиджаков А.Ю. Абсолютная монархия как форма правления. / А. Ю. Пиджаков. // Мир юридической науки. – 2011. – № 9-10. – С. 19-22.

8. Каминский С. А. Институт монархии в странах Арабского Востока / С. А. Каминский. - М.: Главная ред. восточной лит. изд-ва "Наука", 1981. - 152 с.

9. Дмитриев Ю.А., Миронов В.О. Классификация форм государственного устройства: методологический аспект. // Государство и право. – 2011. – № 6. – С. 13 - 21.

10. Федорова-Кузнецова И. В. Монархия как институт политической власти: Автореф. дис.... канд. политических наук. Саратов, 1997. – 120 с.

11. Сумботян Ю. Г. Монархия - традиционная форма государственности// Вестник МГУ Сер. 12. Политические науки. – 2014. – № 1. – С. 120.

12. Сигачева Е. Л. Монархия как форма правления в современном мире / Е. Л. Сигачева. // Гуманитарная планета. – 2009. – № 4. – С. 3-19.

13. Сигалов К. Е. Связь среды права и формы государства [Текст] / К. Е. Сигалов // История государства и права. – 2008. – № 4. – С. 15-18.

14. Мордовцев А.Ю. Возникновение государства как объективный исторический процесс // Любашиц В. Я., Мордовцев А. Ю. и др. Теория государства и права: учебник. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2003. – 512 с.

15. Чиркин, В. Е. Государствоведение [Текст]: учебник / В. Е. Чиркин. - М.: Юридическая литература, 2006. – 253 с.

16. Зюзина Т.Е. Единство и разделение властей в западноевропейской политико-правовой мысли. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. - Ростов-на-Дону, 2000. – 26 с.

17. Гачек Ю. Общее государственное право на основе сравнительного правоведения. Ч. 1. Право современной монархии. Рига, 1991. – 310 с.

18. Тихомиров Л. А. Монархическая государственность / Л. А. Тихомиров - М.: Айрис-Пресс, 2006. – 624 с.

19. Серегин А.В. Теоретические проблемы монархической формы правления: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2003. – 417 с.

20. Алексеев Н.Н. Очерки по общей теории государства. Основные предпосылки и гипотезы государственной науки. / Под редакцией и с предисловием В.А. Томсинова. - М.: Зерцало, 2008. – 216 с.

21. Еллинек Г. Общее учение о государстве / Вступит. ст. д-ра юрид. наук, проф. И.Ю.Коз- лихина / Г. Еллинек. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. – 752 с.

22. Венгеров А. Б. Теория государства и права. М., 2000. – 314 с.

23. Сырых А. Н. Теория государства и права. М., 2001. – 362 с.

24. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. – 1994. – № 4. – С. 24-29.

25. Автомонов А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2005. – 250 с.

26. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник // Москва: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. – 236 с.

27. Вопрос-ответ: сколько в мире монархий? // Вокруг света. – 2012. – № 5. – C. 66-68.

28. Государственное право зарубежных стран и стран, освободившихся от колониальной зависимости / Под ред. И. П. Ильинского, М. А. Крутоголова / И. П. Ильинского, М. А. Крутого­лова. - М.: Юрид. лит., 1979. – 456 с.

29. Берман Г.Д. Западная традиция права: эпоха формирования. М.: Изд-во МГУ: Издательская группа ИНФРА М - НОРМА, 1998. – 624 с.

30. Алексеев А. С. К вопросу о юридической природе власти монарха в конституционном государстве / А. С. Алексеев.- Ярославль: Типография губернского правления, 1990. – 121 с.

31. Мишин А. А. Конституционное право зарубежных стран: [учебник] / А. А. Мишин - М.: Белые альвы, 2000. – 480 с.

32. Конституции государств Европы: в 3 т. / [ред. Л. А. Окуньков]. - М.: НОРМА, 2001-2001. - Т. 2. - 2001. – 840 с.

33. Теория государства и права: Учебник для вузов. Под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д. // - Москва: Норма. - 2003. – С. 121.

 


[1] Теория государства и права. – Ч. 1: Теория государства / под ред. А. Б. Венгерова. – М.: Юристъ, 1996. – C. 54.

 

[2] Симонишвили Р.Л. Формы правления: история и современность [Текст]: учеб. пособие / Л. Р. Симонишвили. - М.: Флинта: МПСИ, 2007. – C. 29.

 

[3] Бостан С.К. К вопросу об элементном составе формы государства. // Труды Международной научной конференции «Проблемы формы Российского государства: прошлое, настоящее, будущее» 8 февраля 2012 г. / под ред. И.А. Иванникова; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д., 2012. - С. 73.

 

[4] Григонис Э. П. Формы государства в современном мире (Извлечение из монографии) / Э. П. Григонис // Конституционное право зарубежных стран: [курс лекций]. - СПб.: Питер, 2002. - С. 299.

 

[5] Ильин И. А. Общее учение о государс­тве и праве (фрагменты) // Правоведение / И. А. Ильин. – 1992. – № 3. – С. 88.

[6] Чиркин В. Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. – С.28.

 

[7] Пиджаков А.Ю. Абсолютная монархия как форма правления. / А. Ю. Пиджаков. // Мир юридической науки. – 2011. – № 9-10. – С. 21.

 

[8] Каминский С. А. Институт монархии в странах Арабского Востока / С. А. Каминский. - М.: Главная ред. восточной лит. изд-ва "Наука", 1981. – С.38.

 

[9] Дмитриев Ю.А., Миронов В.О. Классификация форм государственного устройства: методологический аспект. // Государство и право. – 2011. – № 6. – С. 15.

 

[10] Федорова-Кузнецова И. В. Монархия как институт политической власти: Автореф. дис.... канд. политических наук. Саратов, 1997. – 29 с.

 

[11] Сумботян Ю. Г. Монархия - традиционная форма государственности// Вестник МГУ Сер. 12. Политические науки. – 2014. – № 1. – С. 120.

 

[12] Сигачева Е. Л. Монархия как форма правления в современном мире / Е. Л. Сигачева. // Гуманитарная планета. – 2009. – № 4. – С. 7.

 

[13] Сигалов К. Е. Связь среды права и формы государства [Текст] / К. Е. Сигалов // История государства и права. – 2008. – № 4. – С. 15.

 

[14] Мордовцев А.Ю. Возникновение государства как объективный исторический процесс // Любашиц В. Я., Мордовцев А. Ю. и др. Теория государства и права: учебник. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2003. – С.107.

 

[15] Чиркин, В. Е. Государствоведение [Текст]: учебник / В. Е. Чиркин. - М.: Юридическая литература, 2006. – С.71.

 

[16] Зюзина Т.Е. Единство и разделение властей в западноевропейской политико-правовой мысли. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. - Ростов-на-Дону, 2000. – С. 11.

 

[17] Гачек Ю. Общее государственное право на основе сравнительного правоведения. Ч. 1. Право современной монархии. Рига, 1991. – С. 47.

 

[18] Тихомиров Л. А. Монархическая государственность / Л. А. Тихомиров - М.: Айрис-Пресс, 2006. – С.29.

 

[19] Серегин А.В. Теоретические проблемы монархической формы правления: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2003. – С.54.

 

[20] Алексеев Н.Н. Очерки по общей теории государства. Основные предпосылки и гипотезы государственной науки. / Под редакцией и с предисловием В.А. Томсинова. - М.: Зерцало, 2008. – С.49.

 

[21] Еллинек Г. Общее учение о государстве / Вступит. ст. д-ра юрид. наук, проф. И.Ю.Коз- лихина / Г. Еллинек. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. – С.312.

 

[22] Венгеров А. Б. Теория государства и права. М., 2000. – С.24.

 

[23] Сырых А. Н. Теория государства и права. М., 2001. – С.24.

 

[24] Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. – 1994. – № 4. – С. 29.

 

[25] Автомонов А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2005. – С.17.

 

[26] Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник // Москва: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. – С. 41.

 

[27] Серегин А.В. Теоретические проблемы монархической формы правления: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2003. – С.16.

 

[28] Зюзина Т.Е. Единство и разделение властей в западноевропейской политико-правовой мысли. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. - Ростов-на-Дону, 2000. – С.12.

 

[29] Вопрос-ответ: сколько в мире монархий? // Вокруг света. – 2012. – № 5. – C. 66-68.

 

[30] Государственное право зарубежных стран и стран, освободившихся от колониальной зависимости / Под ред. И. П. Ильинского, М. А. Крутоголова / И. П. Ильинского, М. А. Крутого­лова. - М.: Юрид. лит., 1979. – 456 с.

[31] Берман Г.Д. Западная традиция права: эпоха формирования. М.: Изд-во МГУ: Издательская группа ИНФРА М - НОРМА, 1998. – 624 с.

[32] Алексеев А. С. К вопросу о юридической природе власти монарха в конституционном государстве / А. С. Алексеев.- Ярославль: Типография губернского правления, 1990. – С.34

[33] Мишин А. А. Конституционное право зарубежных стран: [учебник] / А. А. Мишин - М.: Белые альвы, 2000. – С.19

[34] Серегин А.В. Теоретические проблемы монархической формы правления: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2003. – С.222.

[35] Сигачева Е. Л. Монархия как форма правления в современном мире / Е. Л. Сигачева. // Гуманитарная планета. – 2009. – № 4. – С. 7.

[36] Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. – 1994. – № 4. – С. 25.

[37] Федорова-Кузнецова И. В. Монархия как институт политической власти: Автореф. дис.... канд. политических наук. Саратов, 1997. – С.106

 

[38] Мишин А. А. Конституционное право зарубежных стран: [учебник] / А. А. Мишин - М.: Белые альвы, 2000. – С.106.

 

[39] Конституции государств Европы: в 3 т. / [ред. Л. А. Окуньков]. - М.: НОРМА, 2001-2001. - Т. 2. - 2001. – С.154.

 

[40] Теория государства и права: Учебник для вузов. Под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д. // - Москва: Норма. - 2003. – С. 121.

 

[41] Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. – 1994. – № 4. – С. 25

 

[42] Тихомиров Л. А. Монархическая государственность / Л. А. Тихомиров - М.: Айрис-Пресс, 2006. – С.197

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: