Общее понятие формы правления




Тема: «Монархия как форма правления»

 

 


содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ФОРМЫПРАВЛЕНИЯ.. 5

2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МОНАРХИЧЕСКОЙ ФОРМЫПРАВЛЕНИЯ 10

3. ТИПЫМОНАРХИИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.. 16

4. МОНАРХИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31

ЛИТЕРАТУРА.. 33


Введение

 

Один из центральных раз­делов современной теории права и государства посвящен форме госу­дарства и прежде всего – вопросу о правовых и организационных ос­новах различных форм правления, которые были выработаны в про­цессе исторического становления и развития государств.

В обществах, не связанных экономическими узами обмена и вынужденных объединяться посредством централизованной государственной власти, естественной формой правления представляется монархия.

Монархия – это исторически сложившаяся форма правления, при которой во главе государства стоит, как правило, единоличный монарх, являющийся источником и носителем суверенитета, либо наделенный другими органами государства или гражданами властью соразмерной верховной, занимающий престол в соответствии с наследственным или выборным принципом, юридически не отвечающей за свои действия, и, осуществляющий функции государственного управления в рамках и на основе монархического правосознания и монархического правового мышления народа.

В XXI веке вопрос о природе и сущности формы государственного правления не потерял своей актуальности. В различные исторические эпохи, выдающиеся мыслители пытались предложить наилучшую форму построения государства, которая идеальным образом упорядочивает жизнь людей. Многие из них (Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон, М. Падуанский, Дж. Локк, И.А. Ильин, И.Л. Солоневич, Л.А. Тихомиров, и др.) видели выход в усовершенствовании единоличных моделей публичного управления, путём смешения республиканских и монархических институтов политического господства.

Традиционный интерес современной юриспруденции к теории государства и права зарубежных стран сегодня получает дополнительные стимулы. Типичные задачи, решаемые в процессе конституционной реформы и демократизации в мире, общий характер многих острых социально-экономических, политико-правовых и национальных проблем обуславливают интерес к мировому опыты использования различных государственно-правовых институтов.

Объект исследования – монархическая форма правления, как одна из разновидностей формы государственного правления.

Предмет исследования: содержание понятие, признаки и виды монархической формы правления.

Цель исследования – определение основных характеристик, присущих монархической форме правления.

Задачи исследования:

рассмотреть общее понятие формы правления;

охарактеризовать понятие и сущность монархической формы правления;

проанализировать типы монархии и дать их характеристику;

изучить особенности монархии в современном мире.

В процессе написания курсовой работы были использованы методы научного анализа, историко-логический, классификации, систематизации и обобщения.


Общее понятие формы правления

Рассматривая государство как сложный общественный феномен, юридическая наука использует понятие, которое дает представление об основных характеристиках того или иного государства, путей осуществления в ней государственной власти. Таким понятием является категория «формы государства».

Исследовать государство с точки зрения его сущности означает выявить, волю и интересы каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает. Рассмотреть государство под углом зрения содержания оз­начает установить, как и в каких направлениях оно при этом действует. Изучить же государство с точки зрения его фор­мы – это значит, в первую очередь изучить его строение, его основные составные части, внутреннюю структуру, основные методы осуществления государственной власти [1].

Под формой правления необходимо понимать исторически сложившуюся модель организации верховной государственной власти, функционирующей в рамках и на основе особых видов правосознания и правового мышления народа (республиканского или монархического).

Форма как принцип упорядочения, синтезирования материи государственности возникает в результате действия двух составляющих: 1) целенаправ­ленной деятельности субъектов государственного строительства, вклю­чающей в себя деятельность правообразования, и 2) традиции как главного носителя и транслятора исторически формирующегося типа социального согласия, средством осуществления которого и является государство.

В юридической науке форма государства анализируется по преимуществу как внешняя форма сущности, содержания и явления государства. Под формой государства понимает­ся обычно его организация, выступающая в единстве формы правления, формы государственного устройства и политичес­кого режима, то есть соответственно основным, узловым мо­ментам этой организации. Таким образом, можно дать следую­щее краткое определение формы государства.

Форма государства – сложное общественное явление, ко­торое включает себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму госу­дарственного режима [2].

Форма государства – это реальное выражение его сущнос­ти, а также его функций. Это фактически и есть государство, так как именно в форме проявляется существование госу­дарства, которое в принципе существует лишь в умах людей. То есть государство, будучи созданным человеческим умом, проявляется только в том, какую форму оно принимает, как оно «выглядит»; вместе с тем надо отметить, что государство обретает форму, строго отвечающую его сущности.

Форма правления характеризуются как способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением [3]. Зная форму правления того или иного государства, мы можем с уверенность сказать о его содержании, назначении и функциях, т.е. о его сущности. Несомненно, от того как организована и как реализуется государственная власть, зависит действенность государственного управления, состояние законности и правопорядка в стране и др. Считается, что в последнее время, традиционные формы правления эволюционируют, и в этой связи при определении содержания, назначения и функций того или иного государства, возникают трудности. Именно поэтому в настоящее время, вопросы, касающиеся нетипичных форм правления, являются весьма злободневными и привлекают особое внимание исследователей.

Исторически сложилось так, что сначала появились госу­дарства, форму которых прежде всего определяла форма прав­ления; более того, таких категорий, как форма государственно­го устройства или политический режим, попросту не сущес­твовало. Необходимость во вводе классификации по форме государственного устройства появилась в ХУП-ХУШ веках, когда начала складываться такая форма, как федерация, а ка­тегория «политический режим» возникла и вовсе в 20-х годах XX века [4].

В древности и в средние века все государства были уни­тарные, а формой правления, как правило, была монархия. О политическом режиме можно говорить шире – так, в некото­рых государствах древности существовали многие институты демократии. Однако гораздо чаще встречались авторитарные или вовсе тоталитарные государства.

С появлением федераций положение изменилось. И хотя в форме правления монархия продолжала и продолжает играть значительную роль, основной формой правления становится республика. Политический режим становится все более демок­ратичным, пока не достигает современного уровня.

Сейчас наиболее распространенной формой государства является демократическая федеративная республика. Именно в ней наиболее четко проявляются все современные воззрения на то, каким должно быть общество. Однако это вовсе не оз­начает, что человечество не может изобрести ничего более со­вершенного. Возможно, в будущем появятся принципиально новые элементы формы государства, и это лишь еще раз доказывает перспективность и необходимость постоянного рас­смотрения данной темы.

Формы правления современных государств складывались на протяжении многих столетий, на что большое влияние оказывали политические и исторические традиции, условия образования государств, а также их внутриполитическое развитие, международное положение и иные факторы. В зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом, или же принадлежит коллективному органу [5], традиционно выделяют монархическую и республиканскую формы правления, с их внутренним делением на абсолютную, дуалистическую, парламентскую монархию, президентскую и парламентскую республику.

Целесообразно акцентировать внимание на то, что в XIX-XX вв. наряду с такими формами правления стали появляться совершенно новые формы, путем совмещения, соединения и появления новых признаков, которые нельзя отнести ни к монархиям, ни к республикам. Важно отметить, что «чистых» традиционных форм правления в последнее время становится все меньше и меньше. Возможно, такие изменения происходят по причине того, что традиционные формы правления имеют свои недостатки из-за своей «однобокости», поэтому в данном случае создание смешанных и «гибридных» форм позволяет устранить существующие минусы «чистых» форм правления, путем слияния с положительными чертами иных форм правления.

Таким образом, форма государства может быть понята только в единстве трех составляющих ее элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы го­сударственного режима. Следует также учитывать непрерывно происходящие в современном мире изменения, чтобы допол­нить изложенный выше материал новой информацией, не забывая тем не менее исторического смысла уже существующих понятий и стоящей за ними реальности.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: