Отраслевая характеристика Учреждений культуры




F -у j--


Культурный комплекс имеет в своей структуре две крупные подотрасли: культурное просвещение и искусство. К культурно-просветительным (культурно-досуговым) учреждениям относятся организации культуры (библиотеки, музеи, выставки, учреждения культуры клубного типа, парки культуры и отдыха...) и образовательные организации (детские музыкальные, художественные, хореографические школы, школы искусств, система повышения квалификации....). Целью всех этих организаций является распространение среди населения различных знаний, умений и навыков и организация содержательного досуга.

В поотрасль Искусство входят театры, кинотеатры, цирки, филармонии, музыкальные ансамбли, хоры, оркестры, радио и телестудии, другие зрелищные предприятия и учреждения. Их цель- эстетическое и духовное развитие личности. Рассмотрим более подробно социальные функции учреждений двух поотраслей.

Социальная функция библиотек состоит в реализации конституционных прав каждого гражданина РФ на образование, пользование достижениями культуры и отдых. Эта функция осуществляется посредством индивидуальной работы читателя с предоставляемыми библиотекой книжными, журнальными и газетными фондами, а также путем других видов культурных услуг. Например, в библиотеках работают литературно-музыкальные салоны, организуются выставки, встречи с писателями, поэтами, проводятся конкурсы чтецов, детские игровые программы, работают кружки и т.д. По своему целевому назначению библиотеки подразделяются на массовые (публичные), учебные, научно-технические, отраслевые (исторические, медицинские, сельскохозяйственные...) и специализированные (для инвалидов, слепых...) Также библиотеки подразделяются на государственные, областные, городские, районные, сельские; Взрослые, юношеские и детские;.

Социальная цель музеев и выставок- накапливание, хранение, научная обработка, демонстрация и популяризация памятников истории и культуры, природы, произведений искусства. Музеи выполняют как просветительские, так и научно-исследовательские функции. Подразделяются на: краеведческие, историко-архитектурные, исторические, литературно-мемориальные, военно-историчесие, художественные, отраслевые (музей авиации, музей театрального искусства...), музеи-заповедники под открытым небом.

Социальная цель учреждений культуры клубного типа- организация содержательного досуга населения и предоставление условий и услуг для удовлетворения их духовных потребностей, способствовать успешной социализации личности.

Социализация - это процесс и результат включения человека в социум, освоением им социального опыта, принятие требований, норм и принципов общественных отношений, формирование и реализация гражданских, нравственных, профессиональных, общественных, семейных и иных социально-значимых функций.

Эти цели реализуются в процессе организации художественной самодеятельности, самодеятельного технического и изобразительного творчества, любительских занятий в области искусства, через кружки и коллективы, студии....


Досуг и социально- культурная деятельность, основны е фу нкции и принципы.

В условия расширения международных контактов в области культуры, творчества, отдыха между многими странами Европы и Америки досуг становится частью цивилизованной жизни, улучшает духовное самочувствие нации. В современной социально-культурной ситуации досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество заинтересованно в эффективном использовании свободного времени людей - в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей нашей жизни. Досуг это сфера социально-культурной деятельности, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества. Время человека, занятого общественно организованной производотвенной, учебной или иной аналогичной по характеру деятельностью, складывается из двух частей: рабочего (или учебного) и внерабочего (или внеурочного) времени. В свою очередь, внерабочее время состоит из:

- вспомогательного времени, связанного с производственной или учебной занятостью (
например, затратами времени на дорогу, на подготовку домашних заданий и т.п.);
-бытового времени в городе и селе (покупка продуктов, приготовление пищи, уход за
детьми и т.п.)

- времени затраченного на удовлетворение физиологических потребностей (сон, Пием
пищи, прогулка, пассивный отдых...)

-собственно свободного времени, предполагающего свободный выбор человеком

варианта своего досугового поведения или досуговой деятельности с учётом своих

склонностей, материальных возможностей, физического состояния и духовных

потребностей. (это и есть сфера СКД)

Досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий, где происходит

реализация интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием,

самореализацией, общением, удовольствием,, оздоровлением и т.п. И всё это

происходит в свободное время.

Величина свободного времени далеко неоднородна у различных социальных групп.

Большая часть домашних забот лежит на женщине. У сельских жителей фонд

свободного времени ещё меньше. Значительно больше свободного времени у

пенсионеров, женщин с взрослыми детьми, подростков, бездетной молодёжи, одиноких

людей. Характерными чертами досуга, свободного времени являются его неразрывные

связи с содержанием труда человека, его семейно-бытовыми условиями,

индивидуальными способностями.

В общих границах социального времени, которое измеряется такими единицами, как

жизнь (детство, зрелость, старость), год, неделя, сутки, досугу отводятся различные

объемы свободного времени.

Таким образом, досуг, досуговое (или рекреационное) время- это часть социального

времени личности, группы или общества в целом, которая используется для

сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека,

его интеллектуального совершенствования.

СКД - это процесс реализации социальной активности человека или группы людей

через выявление, сохранение и создание культурных ценностей путём занятия

различными видами творчества, а также деятельность направленная на

самообразование, самореализацию и самосознание личности.


СКД отличается добровольностью, активностью, инициативой различных групп и индивидуумов. Ей присущ свободный выбор занятий, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и удовольствием. СКД обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями. Регламентируется в правовом отношении Основным законом о культуре от 1992г. В нем определены такие понятия как: культурная деятельность, культурные ценности, культурные блага, государственная культурная политика и т.п. Социальные функции СКД:

- рекреационная (отдых и восстановление утраченных сил, психологическая разрядка);

- гедонистическая (наслаждение и удовольствие)

- коммуникативная (общение).

По содержанию СКД подразделяется на:

- познавательную деятельность (получение новой информации в результате участия в
различных формах работы учреждений культуры);

- ценностно-ориентированную деятельность (позволяет приобретать, закреплять и
видоизменять свое отношение к окружающему миру, общественных явлений,
собственных и чужих поступков);

- практически-преобразующую деятельность (всегда направлена на созидание и
преобразование личности на основе практических реальных действий);

- творческую деятельность (присуще всем видам и формам СКД).
Принципы СКД:

- принцип неразрывной связи с жизнью и практическими задачами реформирования
нашего общества. (учреждения культуры чутко реагируют на события общественной
жизни, придают широкой огласке, подвергают критике антиобщественные поступки,
формируют общественное мнение, возрождают духовное наследие предшествующих
поколений, повышают уровень общей культуры...)

-принцип дифференцированного подхода к различным слоям населения (учёт специфических особенностей различных групп населения- пола, возраста, профессии, интересов, потребностей....)

- принцип опоры на самодеятельность людей (активное участие в работе учреждений
культуры в качестве организаторов, зрителей и участников)

- принцип доступности (учёт психологических и социально-
демографических особенностей, уровень развития способностей и мотивации личности)

- принцип последовательности (для достижения определённых целей выстраивается
система и намечается ряд взаимосвязанных задач, учитывая уровень интересов и
способностей, продолжительность занятий, психологическое состояние человека,
характер занятий...)

- принцип системного подхода к решению социально-культурных задач (выстраивание
структуры занятий на основе рационального использования свободного времени тем
самым поднимая уровень социальной и индивидуальной активности людей,
формирование положительно воспитывающих видов занятий у различных социально-
демографических групп населения, борьба с деструктивными занятиями,
превращающими досуг в криминогенный фактор.).


Клубные учреждения подразделяются на областные, городские, районные, и сельские клубы, Дома и Дворцы культуры, культурные комплексы, центры досуга, дома ремёсел, передвижные культурные центры и т.д. Среди них государственные, общественные, коммерческие, частные клубные предприятия.

Парки культуры и отдыха служат для организации отдыха и досуга населения в условиях природной среды. Это комплексное учреждение культуры, т.к. там созданы все условия для различных видов отдыха и может быть предоставлен целый комплекс культурных услуг.

Образовательные организации представлены учебными заведениями высшего и среднего профессионального образования культуры и искусства и учебными заведениями дополнительного образования (детские музыкальные, художественные, хореографические школы и т.д.) Цель- профессиональное обучение, формирование вокальных или хореографических умений и навыков, эстетического вкуса, приобщение к изобразительному искусству и другим видам художественного творчества. К ним примыкают такие внешкольные учреждения как: Дворцы и Дома детского и юношеского творчества, станции юных техников и натуралистов и т.д.

Отрасль Искусство и все входящие в нее учреждения и предприятия имеют свою специфику- это высокий профессионализм и специальная подготовка исполнителей, их вокальная и хореографическая одарённость, способность к сценическому перевоплощению, игре на музыкальных инструментах, мастерство в выполнении сложных трюков, предусмотренных тем или иным жанром. В этой отрасли в наибольшей степени проявляется роль авторской индивидуальности, таланта и творчества. К театрально-концертным организациях относятся театры (драмы, комедии, оперетты, кукол, оперы и балеты, ТЮЗы и т.д.), цирки, филармонии и творческие коллективы.

Наряду с культурно-просветительными учреждениями и учреждениями искусств важным структурным элементом культурной сферы являются ТВОРЧЕСКИЕ СОЮЗЫ(Союз кинематографистов, Союз писателей, Союз театральных деятелей, Союз композиторов, Союз художников и т.д.), ДОБРОВОЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДИЖЕНИЯ (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, Всероссийское общество любителей книги, Всероссийское музыкальное общество и т.д.), ФОНДЫ(Российский фонд культуры, Фонд культуры «Екатерина», Фонд развития культуры и искусства «Пустые холмы», Фонд поддержки и развития современного искусства Веры Киселёвой и т.д.).

Все эти организации действуют на основании устава, располагают собственными денежными средствами и материально-техническими ресурсами, содержат дома творчества, пансионаты, профилактории, участвуют в финансировании социально-значимых культурных проектов, способствуют возрождению, строительству, реставрации памятников, ведут активную деятельность по пропаганде различных направлений искусства (изобразительное, музыкальное, вокальное, хореографическое и др.), организуют и проводят конкурсы и фестивали, выпускают книги, журналы и т.п.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: