Стимулирование творчества активными методами обучения
Вопросы:
1. «Мозговой штурм» как метод и форма активного обучения, его модификации
2. Метод фокальных объектов (МФО)
Мозговая атака» как метод и форма активного обучения
Метод «мозгового штурма» (brainstorming) возник в 30-е годы прошлого столетия как способ группового продуцирования новых идей и назван был так автором А. Осборном. В основе идеи этого метода лежит противопоставление творческого и критического мышления. Известно, что условия их успешного осуществления почти противоположны: порождение новых творческих идей должно быть полностью свободно от всякой критики, внешних и внутренних запретов; критический отбор и оценка этих идей, напротив, требует строгости к себе и другим, беспристрастности в оценках и т.п. Метод «мозгового штурма» позволяет одновременно использовать преимущества каждого из этих видов мышления, «закрепляя» их за разными людьми, т.е. творческое и критическое мышление используются как разные режимы сознательной работы.
Группа участников разбивается руководителем на две части – «генераторов идей» и «критиков». Задача «генераторов» состоит в том, чтобы набросать как можно больше предложений, идей относительно возможностей решения обсуждаемой проблемы. Идеи могут быть абсолютно любыми, неаргументированными и даже фантастическими. Задача «критиков» – выбрать из предложенных идей лучшие. Оригинальность и количество выдвигаемых идей достигается за счет особых правил мозгового штурма.
ПРАВИЛА «МОЗГОВОГО ШТУРМА»
1. Во время сессии (процесса) нет ни начальников, ни подчиненных, ни новичков, ни ветеранов – есть ведущий и участники. Никто не может претендовать на особую роль или привилегии. Преимущества не дает даже авторство блестящих идей.
|
2. Участник сессии должен стремиться не к демонстрации своих познаний и квалификации, а к решению выдвинутой проблемы.
3. «Мозговой штурм» требует полного раскрепощения мысли и свободы для воображения; чем неожиданней и необычней идея, тем больше оснований рассчитывать на успех.
4. Как бы ни фантастична и невероятна ни была идея, выдвинутая кем-либо из участников сессии, она должна быть встречена с одобрением.
5. Категорически запрещены взаимные критические замечания и промежуточные оценки – они мешают порождению и формулированию новых идей.
6. Попытайтесь с самого начала убедить себя, что положительное разрешение данной проблемы имеет для Вас чрезвычайно важное значение.
7. Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи.
8. В ходе сессии допускаются и приветствуются дополнение, усовершенствование и развитие идей, предложенных Вами или другими участниками «мозгового штурма».
9. Если проблема в целом не поддается решению, попробуйте расчленить ее на составные элементы и поразмыслите над каждым из них в отдельности.
10. Не стесняйтесь произвольно менять параметры в поставленной проблеме – уменьшать или увеличивать размеры, расстояния, сроки и т.д. Если идея решения будет найдена, ее можно будет доработать до уровня установленных первоначально границ.
Процедурно групповая работа по методу «мозгового штурма» строится как строгая последовательность следующих этапов.
|
I. Формулирование проблемы, которую необходимо решить, обоснование задачи для поиска решения. Определение условий групповой работы, знакомство с правилами поведения в процессе «мозгового штурма». Формирование рабочих групп по 5-7 человек и отдельно экспертной группы «критиков», в обязанности которой на следующем этапе будут входить разработка критериев, оценка и отбор лучших из выдвинутых идей.
II. Разминочная сессия, т.е. упражнения на быстрый поиск ответов на вопросы. Задача этого этапа – помочь участникам максимально освободиться от воздействия психологических барьеров (неловкости, стеснительности, замкнутости, скованности и пр.).
III. Рабочая сессия – «штурм» поставленной проблемы. Еще раз уточняются задачи, напоминаются правила поведения в ходе работы. Генерирование идей начинается по сигналу руководителя во всех рабочих группах. К каждой группе прикрепляется один эксперт, задача которого – молча и беспристрастно фиксировать на бумаге ВСЕ выдвигаемые идеи.
IV. Экспертиза – оценка собранных идей и отбор лучших из них в группе «критиков» на основе разработанных ими критериев. Рабочие группы в это время отдыхают.
V. Подведение итогов. Общее обсуждение результатов работы групп, представление лучших идей, их обоснование и публичная защита. Принятие общего группового решения, его фиксация.
Еще одной важной чертой метода «мозгового штурма» является то, что он может быть включен в качестве вспомогательного в другие, как правило, игровые методы активного обучения.
Козырева Н.
В настоящее время существует более 50 модификацийМозгового штурма (brainstorm)
Суть: Разделение этапов выдвижения и анализа идей при решении проблем.
Цель: выдвижение как можно большего числа разнообразных идей.
Во время сеанса мозгового штурма (brainstorm) происходит как бы цепная реакция идей, приводящая к интеллектуальному взрыву. Новые идеи возникают подобно электрической искре при контакте с мыслями и идеями других людей.