Занятие, его структура и типы.
Занятие- это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его структурные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения).
1) основная форма организации познавательной активности ребенка;
2)динамическая, совершенствующаяся процессуальная система, отражающая все стороны воспитательно-образовательного процесса;
3) единица учебного процесса, с реализацией определенной части учебной программы;
4) единичное звено в системе учебно-познавательной деятельности.
Следует выделить основные признаки занятия:
1) занятие - по временному промежутку оно занимает от 10-15 минут (в младшем дошкольном возрасте) до 30-35 минут (в старшем дошкольном возрасте);
2) занятие может быть интегрированным, то есть посвящено не одному виду познавательной деятельности (например: развитие речи + изобразительная деятельность);
3) ведущая роль на занятии принадлежит воспитателю, который организует процесс передачи и усвоения учебного материала, отслеживая уровень развития каждого ребенка;
4) группа - основная организационная форма объединения детей на занятии, все дети приблизительно одного возраста и уровня подготовки, основной состав групп сохраняется на весь период пребывания в детском дошкольном учреждении;
5) группа работает по единой программе, согласно сетке познавательной деятельности;
6) занятие проводится в заранее определенные часы дня.
Каждое занятие должно содержать тему, цель, задачи (образовательные; воспитательные; развивающие).
Занятия проводятся по следующим разделам обучения:
1) ознакомление с окружающей жизнью и развитие речи детей;
2) развитие элементарных математических представлений;
3) изобразительная деятельность и конструирование;
4) физическая культура;
5) музыкальное воспитание.
Структура занятия:
1) Начало занятия - предполагает организацию детей: переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты)
2) Ход занятия - самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач. В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.
3) Окончание занятия - подведение итогов и оценка результатов. В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции. В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей. В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.
Различают несколько типов учебных занятий:
1) Изучение нового учебного материала - применение таких методов как обучение, объяснение, беседа, лекция, работа с учебником, учебным пособием, электронным учебником, просмотр учебных видеофильмов и другие.
2) Закрепление знаний, отработка умений и навыков - применение таких методов обучения, как семинар, тренинг, лабораторная и практическая работы, упражнение, решение учебных задач и другие.
3) Обобщение знаний, совершенствование умений. В процессе проведения занятия создаются проблемные ситуации, применяются дополнительные источники получения информации, выполняются работы творческого характера.
4) Контроль знаний, умений и навыков - проводится оценка результатов учения, диагностика уровня обученности обучающихся, степени их готовности применять свои знания, умения и навыки в различных ситуациях. Применяются такие методы обучения, как устный или письменный опрос, самостоятельное решение учебных задач и ситуаций, самостоятельная или контрольная работа, тестирование и другие.
Структура занятия может рассматриваться разными методами, например, дидактическом, методическом, логико-психологическом.
В настоящее время преобладают комплексные занятия, на которых одновременно решается несколько дидактических задач (систематизация знаний, умений и развитие творческих способностей или др.).
Достижение положительных результатов зависит от правильной организации учебного процесса.
Многообразие форм организации обучения.
Форма в обучении означает внешнюю сторону упорядоченной, взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленной на решение задач обучения. Одним из элементов педагогической системы являются организационные формы обучения.
Формы организации обучения классифицируются по различным критериям:
1) По количеству учеников - индивидуальные формы обучения, групповые, коллективные, массовые формы обучения (сущность индивидуального обучения заключалась в том, что учитель в своем доме или доме ученика проводил с ним обучающую работу. При индивидуально-групповом обучении учитель занимался с целой группой детей, однако учебная работа тоже носила индивидуальный характер, поскольку дети были разного возраста и различной подготовки. Учитель поочередно спрашивал у каждого пройденный материал, объяснял новый, давал индивидуальное задание, в то время как остальные самостоятельно закрепляли полученные знания. При такой организации обучения дети могли приходить на занятия в различное время года, а также в разное время дня. Подобная организация учебной работы могла существовать до тех пор, пока обучение не приняло массового характера и ограничивалось лишь выработкой простейших навыков чтения, письма и счета).
2) По месту учебы - школьные формы: урок, работа в мастерской, на пришкольном опытном участке, в лаборатории и т.д.; внешкольные формы: экскурсия, домашняя самостоятельная работа, занятия на предприятии;
3) По времени обучения - урочные и внеурочные: факультативы, предметные кружки, викторины, конкурсы, олимпиады, предметные вечера и другие;
4) По дидактической цели - форма теоретического обучения (лекция, факультатив, кружок), смешанное обучение (урок, семинар, домашняя работа, и т.д.), практического (практикумы) и трудового обучения;
5) По продолжительности времени обучения - классический урок (45 мин.), спаренные занятия (90 мин.), спаренные сокращены занятия (70 мин.), а также уроки "без звонков".
Существуют и другие формы организации обучения. На Западе имеются неградуированные классы.
Особая форма организации обучения – погружение. Эта идея опирается на учение русского физиолога А.А. Ухтомского.
Литература
1. Щуркова Н.Е. Культура современного урока. – М., 2004.
2. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. - М.,1998.
3. Крившенко Л.П. Педагогика. – М.,2004
4. Жук О.Л. Педагогика. 2016
5. IPR Books
6. ЭБС Юрайт