А.В. ВИЗГИНА, С.Р. ПАНТИЛЕЕВ




ПРОЯВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В САМООПИСАНИЯХ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

 

А.В. ВИЗГИНА, С.Р. ПАНТИЛЕЕВ

 

Проведено изучение психологических различий между полами на материале текстов свободного самоописания. На основании данных корреляционного анализа характеристик текста и данных личностных опросников (ММИЛ, опросник 16 PF Кеттелла, МИС и УСК), проведенного отдельно для выборок мужчин и женщин, был выделен ряд аспектов самоописания, которые имеют совершенно различный психологический смысл для мужчин и женщин. Причины этих различий, возможно, лежат в особенностях мотивационно-ценностной сферы. Анализ полученных корреляций позволяет составить обобщенные психологические портреты мужчины и женщины.

Ключевые слова: самоописание, маскулинность, феминность.

 

Проблеме гендерных различий в последнее время уделяется много внимания — ей посвящаются и этнографические, и кросс-культурные и сексологические исследования ([5], [6], [13]), и исследования психологических различий между полами.

Работы психологов позволяют выявить личностные качества, входящие в конструкты «фемининность» и «маскулинность». Так, к традиционно женским качествам относят склонность к концентрации на чувствах, проявление эмоций (экспрессивность), стремление разделить их с другими. Представление же о мужественности включает такие личностные особенности, как стремление быть неэмоциональным, не проявлять признаков слабости, обсуждая свои проблемы с другими, а также отгородиться от негативных переживаний, концентрируясь на чем-то другом. В коммуникативной сфере отмечается большая направленность на межличностное общение у женщин и инструментальность, ориентацию на групповое общение и соблюдение норм у мужчин. Кроме того, мужской образ в большей степени характеризует экстраверсия, включающая поиск ощущений и доминантность, а женский — дружелюбность и отзывчивость [9], [16].

При анализе природы этих различий большинство авторов, отдавая должное генетическим факторам, подчеркивают важность различных условий социализации мальчиков и девочек, начиная с самого раннего возраста. Так, при наблюдении за играми детей было обнаружено, что мальчики стремятся больше к групповому, коллективному общению, ориентируясь на содержание совместной деятельности, разработку правил; девочки же были более склонны к формированию микрогрупп из двух–трех человек, при этом для них большую роль играет формирование эмоциональной межличностной связи, которая продолжалась бы и вне игры. Таким образом, мальчики учатся cоблюдать установленные правила, овладевают организационными навыками, усваивают роль «обобщенного другого», в то время как игра девочек способствует развитию эмпатии, чуткости, необходимых для принятия роли «конкретного другого» [5], [15].

Отсюда вытекают и различия в моральном поведении и ценностных ориентациях, в частности отмечаемые многими авторами «субъективность» женщин и «объективность» мужчин. Так, З.Фрейд отмечал, что у женщин уровень этически нормального отличен от мужского; женщины проявляют меньше чувства справедливости, чем мужчины, и в меньшей степени готовы покориться объективным требованиям жизни и в своих суждениях чаще находятся под влиянием чувств симпатии или враждебности [14]. Современная исследовательница К.Гиллиган говорит о принципиально иной концепции морали женщины по сравнению с мужской, связывая ее с проявлением заботы и ответственности, в отличие от мужской концепции, предполагающей усвоение прав и норм [15].

Нашей целью было изучение психологических различий между полами на материале текстов свободного самоописания. Мы предположили, что самоописание является как раз той сферой, в которой перечисленные выше различия должны проявиться наиболее ярко. Ведь самоописание — это, с одной стороны, род самопрезентации в общении (хотя и опосредствованном, через текст); с другой стороны, оно отражает содержательные и формальные аспекты самосознания и самоотношения. Из этого следует, что в самоописании должны проявиться характерные для мужчин и женщин стилевые и языковые особенности, различия в коммуникативных установках, экспрессивности, строении самоотношения.

Существует достаточно обширная литература по изучению выраженности в тексте различных психологических особенностей субъекта, включая эмоциональную, интеллектуальную, мотивационную сферы, а также сферу личностных характеристик ([1], [3], [4], [7], [8], [12], [17]), однако большинство исследований носит достаточно частный характер, т.е. либо анализируется связь какой-то отдельной личностной особенности с различными аспектами текста, либо рассматривается изолированный показатель текста в его связи с различными психологическими свойствами. Кроме того, зачастую текст рассматривается с сугубо лингвистических позиций, что вызывает трудности при психологической интерпретации обнаруженных связей. Нашей же задачей было попытаться проанализировать связи между особенностями текстов и проявлениями личности как можно полнее, чтобы представить достаточно целостную картину психологических различий между мужчинами и женщинами на уровне текста.

В качестве метода исследования нами была выбрана методика свободного самоописания. Респондентам давалась следующая инструкция: «Опишите себя так, чтобы было ясно, что Вы за человек, что наиболее существенно в Вас как в личности». Для анализа полученных текстов была разработана специальная контент-аналитическая процедура, включающая кодировку каждого самоописания по 91 категории. В исследовании участвовало 287 испытуемых в возрасте от 18 до 50 лет (170 женщин и 117 мужчин), каждый из которых помимо задания на самоописание заполнил ряд личностных опросников, таких как ММИЛ, опросник Р.Кеттелла, опросник «Методика исследования самоотношения» (МИС), опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК), измеряющий локус контроля. Затем результаты были подвергнуты корреляционному анализу отдельно для выборок мужчин и женщин.

Предложенные нами для анализа текста 91 категорию можно разбить на несколько групп.

Во-первых, это характеристики, связанные с выбором языковых средств самоописания, — так называемые частотно-лингвистические показатели. Сюда относятся скорее формальные лексические единицы текста, такие как количество предложений, авторские знаки препинания, скобки, кавычки, вопросительный и восклицательный знаки, использование превосходной степени, местоименные наречия, выражающие значение предела (такие как «все », «всегда », «ничто », «никогда »), личное местоимение «я », слова «люблю », «хочу », «стараюсь », «не могу », так называемые «сглаживающие слова» («достаточно », «несколько », «бывает », «иногда »), слова, выражающие неуверенность («может быть », «возможно », «наверно » и т.п.). Эта группа показателей, на наш взгляд, наименее подвержена сознательному контролю, так как связана скорее со стилем изложения, а не с задуманным содержанием, т.е. касается не содержания, а того, какґк субъект пишет о себе. Именно эти особенности более других подвержены неконтролируемому воздействию актуального эмоционального состояния, особенностей темперамента или глубинных личностных установок.

Во-вторых, в текстах были выделены так называемые интегрально-стилевые показатели, фиксирующие интонацию текста в целом, его жанрово-стилевые особенности, так что единицей анализа являлся текст в целом или его крупный фрагмент, а не отдельное высказывание. В определенной мере эти показатели также отвечают на вопрос «как?», но в то же время несут в себе и личностно-смысловые моменты: оптимистичность — пессимистичность, выразительность — сухость, открытость — закрытость, застреваемость на отношениях, самопрезентационность (демонстративность), юмор, размышления — рассуждения, разговорный язык, образность (метафоричность), браваду, самобичевание, сентенциозность, насыщенность текста эмоциями (позитивные и негативные эмоциональные состояния).

В-третьих, рассматривались собственно содержательные показатели, фиксирующие, чтоґ же именно хотел сказать о себе автор самоописания. Понятно, что именно через эти характеристики в наибольшей степени отражается психологическая специфика данного текста, связанная с Я-концепцией автора. К этой группе были отнесены такие категории, как показатели самоотношения и самооценки, показатели, фиксирующие характер отношений автора с другими людьми, черты, интересы, ценности, наличие автобиографических, анкетных данных и т.п.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ

 

В исследовании анализировались три группы связей: 1) между текстовыми категориями самоописаний и особенностями личности, выявленными при помощи личностных опросников; 2) внутренние связи между показателями текстов самоописаний; 3) между шкалами различных личностных опросников, отображающие интегративные личностные проявления. В качестве меры связей был выбран коэффициент корреляции Пирсона, а при анализе результатов учитывались значения, превышающие 5 %-й уровень значимости.

В результате были получены две корреляционные матрицы размерностью 91Ѕ41 (91 категория текстов самоописания и 41 шкала личностных опросников). Одна из матриц соответствовала мужской выборке, другая — женской.

Анализ полученных результатов позволил выявить множество интересных закономерностей, часть из которых непосредственно связана с целью данной работы — выявлением психологических различий между мужчинами и женщинами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: