В первую очередь мы попытались выяснить, с какими психологическими характеристиками сопряжены социально заданные стереотипы мужественности/женственности, присущие включенным в исследование группам. В этом контексте большой интерес представляет шкала 5 ММИЛ, выявляющая половую идентичность субъекта и содержащая вопросы, сформулированные на основе сложившихся представлений о мужском и женском полоролевых стереотипах, т.е. комплексах характерологических и поведенческих особенностей, принятых в западной культуре.
Женский стереотип включает такие черты, как мягкость, чувствительность, капризность, мечтательность, неуверенность в себе, эстетическую ориентированность. Полученные нами корреляции шкалы 5 ММИЛ с соответствующими шкалами личностных опросников (шкалами 3, 4, 7 ММИЛ и шкалами I, M 16 PF) подтвердили этот образ, дополнив его, правда, такими чертами, как импульсивность и демонстративность. Мужской образ соответствует рациональности, трезвости, практичности, некоторой грубоватой бесчувственности, толстокожести. Корреляции с опросниками подтверждают этот «джентльменский набор» (шкалы –А, –I 16 РF), дополняя его самопривязанностью (МИС), а также отрицанием у себя любых симптомов дезадаптации (шкалы –2, –3, –4, –6, –7, –8 ММИЛ).
Таким образом, «настоящая женщина» получается достаточно уязвимой, слабой, неуравновешенной, несколько импульсивной, а «настоящий мужчина», наоборот, сверхнормален, эмоционально устойчив и абсолютно доволен собой. Более подробно содержание соответствующих стереотипов мы рассмотрим ниже, здесь же отметим важную закономерность. Оказалось, что полюс шкалы женственности/мужественности, сопряженный с полоролевой идентификацией, для мужчин и для женщин значимо коррелирует с частотой встречаемости в тексте личного местоимения «я». Иными словами, переживание соответствия своему полоролевому стереотипу (половая идентичность) является необходимым атрибутом более глобального чувства самоидентичности, проявляющегося, в частности, в склонности к более частому употреблению личного местоимения «я» в тексте самоописания. Эта особенность, говорящая о значимости переживания своей половой идентичности как для мужчин, так и для женщин, объединяет обе выборки, однако различий между ними, пронизывающих разные уровни личности, начиная от эмоциональной и кончая ценностно-мотивационной сферами, было обнаружено гораздо больше, что проявилось на различных уровнях анализа текстов самоописаний.
|
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ И ОТКРЫТОСТЬ ТЕКСТОВ
Как оказалось, эмоциональная выразительность и степень открытости текста связаны с разными психологическими особенностями в мужской и женской выборках.
Мужчины
В этой выборке интегральный показатель выразительности текста связан с импульсивностью, аффективной заряженностью, асоциальностью (шкалы 4, 6 ММИЛ), с одной стороны, и тревожностью, аутизацией, неуравновешенностью, неуверенностью в себе — с другой (шкалы 7, 8 ММИЛ; С, О 16 РF).
Было обнаружено также, что мужчины, чьи тексты отличаются неким чрезмерным самовыпячиванием, демонстративностью, бравадой и юмором, склонны к возбудимости, расторможенности, асоциальности и аффективной захваченности (корреляции соответствующих показателей текста со шкалами 4, 6, 9 ММИЛ и шкалами F, H, –Q2 16 PF). В то же время субъекты, выражающие негативные эмоции, использующие в своих текстах метафоры, авторские знаки препинания и прибегающие к юмору, скорее испытывали тревожность, неуверенность в себе, внутреннюю конфликтность (шкалы 1, 2, 7, 0 ММИЛ; –E, –H, Q4 16 PF). Кроме того, такие особенности текстов самоописания могут быть характерны для чувствительных, мягких, склонных к фантазированию, эмоционально лабильных мужчин, не вполне соответствующих стереотипам мужественности (шкалы 3 ММИЛ; I, M 16 PF).
|
Итак, эмоциональность текста в выборке мужчин является показателем некоторого психологического неблагополучия, свидетельствуя как минимум об эмоциональной нестабильности, переживании чувства неадекватности своей полоролевой идентичности, или, наконец, о тревожно-депрессивных состояниях. И наоборот — сдержанные, маловыразительные, достаточно формальные тексты говорят об уверенности в себе, уравновешенности, способности к самоконтролю, соответствии идеалам мужественности.
Кроме того, оказалось, что такая характеристика самоописания, как «открытость текста», предполагающая искренний, рефлексивный рассказ о себе, судя по корреляциям, свидетельствует о наличии тревожно-депрессивных тенденций, склонности к интроверсии (корреляции со шкалами 2, 7, 0 ММИЛ; 016 PF), а также о высоком уровне осознанности, открытости своему внутреннему, в том числе и негативному опыту (корреляции с «открытостью самоотношения» по МИС).
Женщины
У женщин рассмотренные выше показатели текста обнаружили существенно иные связи с личностными особенностями. Исходя из полученных данных, можно полагать, что выразительность текстов самоописания — это проявление более общей органически присущей женщине способности ярко представить себя, свободно выразить свое Я, обратить на себя внимание (корреляция интегрального показателя «эмоциональной выразительности текста» с полюсом женственности шкалы 5 ММИЛ).
|
Кроме того, мы выделили три группы показателей текста, отражающих основные тенденции женского самовыражения.
Первая группа говорит о выразительности текста как проявлении эмоциональной раскрепощенности, раскованности в общении, импульсивности, открытости. Об этом же говорят корреляции интегрального показателя выразительности текста и таких характеристик индивидуализированности языка, как наличие скобок, кавычек, сентенций, разговорных выражений, местоименных наречий, выражающих значение предела (корреляции со шкалами F, –G, –N, H 16 PF; 9, –0 ММИЛ).
Вторая группа показателей выразительности текста выявляет черты уравновешенности, зрелости, силы Я, уверенности в себе, доминантности в общении. Это касается таких аспектов текста, как его демонстративность, наличие в нем юмора, позитивных эмоций, вопросительных и восклицательных знаков (корреляции со шкалами –2, –7, –0 ММИЛ; C, E, H, –O, Q1 16 PF). Так, выразительное самоописание, насыщенное юмором и позитивными эмоциями, элементами кокетства свидетельствует об адаптированности, психическом благополучии женщины. Важнейшим условием такого благополучия как раз и выступает способность эмоционально, ярко выразить себя в общении (в том числе и при самопрезентации через самоописание). И наоборот, неэмоциональные, невыразительные тексты, в которых не встречается юмора, — это признак внутреннего неблагополучия, наличия дезадаптивных черт характера, сковывающих адекватное самовыражение.
Третья группа показателей связана с такими аспектами текста, как образность, насыщенность негативными эмоциями, разговорными выражениями, авторскими знаками препинания. Эти характеристики коррелируют с эмотивностью, чувствительностью, склонностью к фантазированию, артистизмом (шкалы 3, –5 ММИЛ; I, M 16 PF), что говорит о стремлении обратить на себя внимание и вызвать участие или восхищение с помощью избыточной драматизации и преувеличенности оценок, причем именно этот последний тип выразительности является проявлением истинно женского начала (корреляции с полюсом женственности шкалы 5 ММИЛ).
Во всех трех случаях эмоциональная насыщенность текстов самоописания несет коммуникативную функцию — письменный текст как продолжение личности в общении. Эмоциональность здесь выступает как естественное состояние общающейся женщины, тогда как отсутствие выразительности может говорить либо о необщительности, неспонтанности, зажатости, чрезмерном самоконтроле, либо о серьезных личностных проблемах, депрессивности, неуверенности в себе, либо о чрезмерно развитой мужественности, рационалистичности, неразвитости эмоциональной сферы.
Корреляции интегрального показателя «открытости» текста с такими чертами, как чувствительность (I), раскованность (–G), стремление к самоизменению (МИС), выявили, что внешне откровенный рассказ о себе свидетельствует не столько о глубокой осознанности своего Я, сколько о характерологических предпосылках самораскрытия, т.е. о самой способности к этому, благодаря чувствительности к тонким нюансам своего Я, отсутствию нормативных рамок, подавляющих самовыражение.
Итак, характеристики текста, связанные с его эмоциональной выразительностью и открытостью, имеют существенно различное психологическое содержание в обеих выборках.
Корни этого различия лежат, по-видимому, в ценностно-мотивационных особенностях мужчин и женщин, в частности в их различном отношении к социальным нормам, связанным, на наш взгляд, с различиями в «социальных ситуациях развития» (термин Л.С.Выготского). Для мужчин эмоциональные и открытые самоописания — это во многом показатель слома защитных нормативных рамок сдержанности и самоконтроля, за которыми могут скрываться серьезные эмоциональные проблемы; для женщин — это естественная характеристика общения, свидетельствующая о спонтанности незадавленного нормами самовыражения.