Государство обязано гарантировать законное и обоснованное применение мер пресечения. Обеспечивается это законодательным перечнем мер пресечения, установлением в законе оснований, условий и порядка применения каждой из выбранных мер пресечения, определением четких и точных границ применения мер пресечения, исключающим тем самым произвол органов расследования, прокуроров, судей в избрании и применении мер пресечения.
Урегулированность законодателем оснований, видов и порядка применения мер пресечения автоматически не гарантирует от нарушений законности и прав личности, поскольку все это не исключает личного усмотрения следователя, лица, производящего дознание, прокурора, судей при избрании и применении мер пресечения. В этой связи необходимы надежные гарантии беспристрастности и юридической грамотности, профессионализма субъектов уголовного процесса, применяющих меры пресечения, их высокой нравственности и гражданственности.
При применении мер уголовно-процессуального принуждения должна совершаться правомерность этих действий. Основными критериями правомерности применения уголовно-процессуального принуждения являются:
1) Соразмерность объема ограничений прав лица при применении принуждения с действительной необходимостью, диктуемой обстоятельствами дела. Если тяжесть воздействия на охраняемое основным правом благо перевешивает общественный интерес, то ограничение принимает форму несоразмерного. Это означает, что при определенных обстоятельствах государство должно отказаться от преследования законного общественного интереса, так как частный интерес в охраняемом основным правом благе имеет перевес.
|
2) Достижение целей, ради которых применяется принуждение. Государственная мера, которая наносит вред охраняемым основными правами благам, не достигая при этом своей цели, есть излишнее и тем самым чрезмерное посягательство.
3) Соблюдение пределов "применения" и пределов "интенсивности". Пределы "применения" - это продолжительность действий мер уголовно-процессуального принуждения в рамках уголовно-процессуальных сроков и в силу обстоятельств, диктующих необходимость сохранения принятых мер. Пределы "интенсивности" - предельный круг благ, который может быть ограничен при применении принуждения в ходе осуществления расследования по делу[9].
Уголовно-процессуальный закон строго регламентирует порядок, и основания применения мер пресечения и мер принуждения. Основной гарантией соблюдения прав и свобод граждан является тот факт, что все меры процессуального принуждения применяются лишь по возбужденному уголовному делу. Таким образом, без установления необходимых фактов и выявления определенных условий меры принуждения применены быть не могут. Одной из основных гарантий в настоящее время является также и то, что наиболее жесткие, т.е. наиболее ограничивающие конституционные права и свободы меры принуждения, применяются только с санкции суда и впоследствии проходят под постоянным судебным контролем.
После возбуждения уголовного дела лицо, осуществляющее расследование, на основании полученных данных решает вопрос о том, есть ли необходимость применения меры пресечения в отношении, подозреваемого или обвиняемого. В случае, если есть основания полагать, что лицо может скрыться либо продолжить преступную деятельность или каким - либо образом помешать объективному расследованию, в отношении этого лица избирается мера пресечения. Кроме того, мера пресечения, в частности, содержание под стражей, может быть избрана судом для обеспечения исполнения приговора.
|
При решении вопроса о необходимости и виде меры пресечения учитываются также тяжесть совершенного преступления, данные о личности подозреваемого либо обвиняемого, семейное положение (в том числе и наличие малолетних и несовершеннолетних детей), род занятий, место жительства и др.
По основанию применения меры уголовно-процессуального принуждения делятся на: меры последующего или превентивного характера. Последующее принуждение применяется как санкция за процессуальное нарушение и как мера восстановительного характера, а превентивное принуждение предупреждает возможное в будущем нарушение;
Таким образом, положения уголовно-процессуального закона позволяют выделить следующие основания применения мер принуждения. Это наличие:
возбужденного уголовного дела;
совокупности фактических данных, указывающих на существование ситуации, определяющей необходимость применения процессуального принуждения, которые выступают в качестве подоснований для их применения: это ненадлежащее поведение лица или возможность такого поведения, выраженное в нарушении уголовно-процессуальных и (или) уголовно-правовых отношений; также фактические данные, свидетельствующие о необходимости применения определённого вида процессуального принуждения.
ситуации, когда иным, не принудительным способом восстановить нарушенный ход уголовного судопроизводства или предупредить его нарушение невозможно;
сведений об обстоятельствах, образующих основания и условия применения процессуального принуждения, полученных из установленных законом источников;
применения принуждения компетентным должностным лицом;
процессуального решения, изложенного в мотивированном постановлении или определении (это условие не распространяется на обязательства о явке) [10].