ТЕМА: ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ




ЗАНЯТИЕ №8

(Социокультурные основания и основные закономерности человеческой деятельности)

ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ: ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ

(Социокультурные основания и основные закономерности человеческой деятельности)

1. ДЕЙСТВИЕ, ПОВЕДЕНИЕ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

На протяжении всей своей жизни человек постоянно совершенствует те или иные действия, вступает в контакты с миром и другими людьми. Иначе и быть не может – ведь он существует в природе и в обществе, зависит от них и так или иначе реагирует на те условия, в которых ставит его реальное бытие. Иными словами, в ДЕЙСТВИЯХ человек проявляет себя, свою индивидуальность и активность, воплощает своё бытие, и для человека ДЕЙСТВОВАТЬ – значит БЫТЬ.

Однако человеческие действия далеко не равноценны по своей ориентации и роли.

 

ПОВЕДЕНИЕ – действия человека, направленные на то, чтобы в той или иной мере приспособиться к существующим условиям бытия, к тем требованиям, которые предъявляет к личности её «жизненный мир» - как природный, так и социальный. С его помощью человек старается изменить не мир, а самого себя, чтобы быть как можно больше адекватным этому миру, лучше соответствовать ему. Так, наше поведение в обществе всегда предполагает определённое приспособление к требованиям, предъявляемым нам в семье, школе, правилам поведения в общественных местах…

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - активные действия, направленные на то, чтобы в определённой степени преобразовать условия бытия, сделать их более достойными, облегчающими жизнь человека. С её помощью человек переделывает мир, создает огромное множество таких вещей и процессов, которые не могут возникнуть естественным путём (здания, машины, компьютеры, произведения искусства…)

Для ДЕЯТЕЛЬНОСТИ характерно наличие ряда ПРИЗНАКОВ, ОТЛИЧАЮЩИХ ЕЁ ОТ ПОВЕДЕНИЯ:

· определённая цель, обычно четко осознанная и хорошо продуманная (ПОВЕДЕНИЕ же часто бывает стихийным, бесцельным, бессмысленным)

· программа, в которой предусматриваются конкретные способы активных действий, их последовательность, возможные результаты и т.д., т.е. своеобразная логика деятельности (наличие программ в ПОВЕДЕНИИ - редкость)

· свобода, означающая возможность выбора человеком предметов для преобразования целей, способов деятельности, ожидаемых результатов…. Разумеется свобода деятельности всегда относительна, ибо она «скована» определёнными рамками – объективными законами, реальными возможностями и т.п. (элементы свободы присутствуют и в ПОВЕДЕНИИ, более того они зачастую понимается анархистски - веду себя так, как хочу, что рано или поздно входит в противоречие с реальными жизненными обстоятельствами)

· творчество, стремление человека создать в результате деятельности нечто новое, отсутствующее до сих пор в реальности. Но далеко не всякая деятельность обладает творчеством (деятельность по производству серийных предметов потребления), это репродуктивная деятельность, т.е. воспроизводящая то, что уже есть в наличии. (В ПОВЕДЕНИИ же, которое опирается обычно на традиционные образцы и нормы, творчество - уникальное явление).

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ человека всегда представляет собой некую продуманную ТЕХНОЛОГИЮ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ, подчиняющуюся определённым правилам и нормам и служащую поставленным целям.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - процесс создания общественным субъектом условий для своего существования и развития, всесторонний процесс преобразования окружающей социальной и природной реальности в соответствии с общественными потребностями, целями и задачами.

 

СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

В любой деятельности можно выявить общую СТРУКТУРУ:

· субъективные составляющие

· объективные составляющие

К СУБЪЕКТИВНОЙ относят всё то, что в первую очередь связано с «человеческим фактором» деятельности:

--самого человека

--его активные действия,

--поставленные цели и задачи

--разработанную программу действий…

К ОБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЕ относят главным образом материальные компоненты деятельности:

--исходные предметы и материалы,

--законы бытия,

--способы и средства преобразования бытия.

--результаты…

СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА деятельности является ведущей в преобразовании мира, активным и творческим началом этого процесса, объективные параметры выступают важным условием деятельности – они могут как способствовать её успеху, так и сдерживать её (недостаточное финансирование замедляет деятельность учёных по созданию новых лекарств).

2. ВИДЫДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Виды деятельности могут быть рассмотрены на следующих уровнях, отличающих друг от друга сферой деятельности и её содержанием.

На самом высоком уровне анализа можно выделить МАТЕРИАЛЬНУЮ (ПРАКТИЧЕСКУЮ) и ДУХОВНУЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ)деятельности.

ПРАКТИЧЕСКАЯ деятельность связана с преобразованием материальных вещей и явлений и включает:

· производственную деятельность (создание предметных благ, товаров и услуг)

· социальную деятельность (преобразование общественных структур – социальные реформы)

· научную деятельность (различные формы научного эксперимента)

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ деятельность предполагает производство идей – философских, научных, религиозных, этических… - все они выступают результатом интеллектуальной деятельности конкретных людей и составляют культурный багаж человечества.

Эти 2 вида деятельности существуют в активных действия человека в неразрывном единстве: любая идея возникает из общественной практики и опирается на неё, а практическая деятельность есть не что иное, как воплощение в жизнь определённых целей, их материализация.

 

На среднем уровне анализа можно обозначить несколько более узкие виды деятельности, в зависимости от того, какое условие человеческой жизни обеспечивает каждый из них:

· ТРУД (работа), ответственный за приготовление вещей, необходимых для удовлетворения биологических потребностей человека;

· СОЗДАНИЕ (изготовление), создающее искусственный мир вещей и снимающий зависимость человека от предметов и объектов,

· ДЕЙСТВИЕ (поступок), которое развёртывается прямо между людьми и обеспечивает человеку пребывание среди людей. В этом виде деятельности каждый человек пытается в чём-то изменить своего друга, коллегу…, но при этом может измениться сам.

Границы между этими видами деятельности условны и подвижны: так, успешное создание мира вещей немыслимо сегодня без надлежащего удовлетворения биологических потребностей и его общения с другими людьми.

 

На наиболее низком уровне анализа деятельности речь идёт о её конкретных, специализированных видах, т.е. о ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Она связана с локальной сферой реальности, с производством специфических продуктов, решением конкретных природных или социальных задач: выращивание хлеба, лечения больных, …

Чтобы делать всё это на должном уровне, надо быть специалистом, обладающим определёнными знаниями и навыками.

ПРОФЕССИЯ – вид трудовой деятельности, который человек свободно или под влиянием определённых обстоятельств выбирает для себя и становится как правило делом всей его жизни. Профессиональная деятельность неоднозначно воздействует на человека. С одной стороны, она может сделать его настоящим знатоком своего дела, маэстро профессии, раскрывает способности личности в определённой сфере деятельности. С другой стороны, любая специализация неизбежно замыкает человека в рамки профессии, ограничивает возможности его самореализации, делает одномерным его мировоззрение и мышление. Специалист привыкает смотреть на мир через призму своей профессии, зацикливается на ней, начинает считать своё дело самым важным для общества. Складывается ситуация, когда не человек владеет профессией, а профессия человеком.

 

ТАКИМ ОБРАЗОМ, активно работая в той или иной сфере деятельности, человек живёт в природе и обществе. Деятельность, труд есть не что иное, как способ бытия человека в мире, они превращают человека в homo faber («человека производящего»), который живёт, чтобы трудиться, и должен трудиться, чтобы жить.

 

 

3. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Одним из наиболее значимых явлений, которые человек часто «просматривает» через призму своего мировоззрения, выступает его профессиональная деятельность.

Отношение личности к своей профессии во многом определяется той оценкой труда, которая преобладает в общественном сознании, а она была разной в конкретно-исторические эпохи. Так, в Др. Греции физический труд был уделом рабов и ремесленников и считался недостойным занятием для свободного гражданина: его деятельность сводилась к интеллектуальным деяниям. В эпоху средневековья труд оценивался как своего рода наказание, назначенное Богом человеку за его грехопадение., а жизнь духовная считалась выше практической. В капиталистическом обществе трудолюбие и предприимчивость были провозглашены высшими добродетелями человека, а труд стал рассматриваться как атрибут бытия. И сегодня любая профессиональная деятельность считается не столько формой самореализации человека, сколько средством для обеспечения его существования, удовлетворения потребностей.

Другое дело, что эти потребности – как источник профессиональной активности личности – не должны сводиться к материальным благам, а главным занятием человека «должна быть сама жизнь, а не производство средств жизни».

 

Наиболее отчётливо уровень культуры профессиональной деятельности специалиста проявляется в СТИЛЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ – устойчивой системе принципов, правил и норм теоретико-практического мышления, направляющих и регулирующих его трудовую деятельность.

Анализ профессионального мышления показывает, что в его различных типах можно выявить некоторые общие философские принципы и установки: (философские регулятивы деятельности)

1. ПРИНЦИП ОБЪЕКТИВНОСТИ, требующий от специалиста умение непредвзято оценивать реальность, строить стратегию и тактику профессиональной деятельности в соответствии с истинным положением вещей, отличать желаемое от действительного, избавляться от иллюзий. и т.п.

2. ПРИНЦИП ВСЕСТОРОННОСТИ, предполагающий стремление учитывать как можно больше свойств и связей объекта своей деятельности, умение выходить за рамки узкоспециализированных представлений, усваивать знания и опыт других профессий. …

3. ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА, ориентирующий на анализ и учёт эволюции предмета деятельности: его прошлое, настоящее и будущее, (например, история болезни пациента), умение увидеть в настоящем элементы будущего и наметить тенденции их развития, умение отказываться от устаревших теоретических догм и практических методов, новаторски подходить к делу.

4. ПРИНЦИП ПРОТИВОРЕЧИВОСТИ, нацеливающий специалиста на подход к предметам и явлениям как единству противоположных тенденций, свойств и отношений (например, учёт сложного взаимодействия личных и общественных интересов в трудовом коллективе, двойственного влияния НТП на устоявшуюся технологию производства.

5. ПРИНЦИП «ЧЕЛОВЕКОРАЗМЕРНОСТИ», требующий гуманистического подхода к профессиональной деятельности – её ориентации, прежде всего, на решение человеческих проблем, на учёт этических, эстетических, экологических факторов человеческого бытия.

 

ВЫВОД: именно философская культура делает профессиональное мышление специалиста творческим, раскованным, критическим, придаёт ему дополнительные «степени свободы» и в конечном счете делает профессионала самобытной личностью, способной самостоятельному выбору, неординарным решениям стоящих перед ним проблем.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: