Тест «Человек на трибуне»
Используется в тренинге в первом блоке в 10.20.
Бланк
№ | Вопрос | Ответ |
Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке к любому выступлению в зависимости от характера аудитории, даже если вы не раз выступали на эту тему? | ||
Чувствуете ли вы себя после выступления «выжатым», ощущаете ли резкое падение работоспособности? | ||
Волнуетесь ли вы перед выходом на кафедру или трибуну настолько, что должны «преодолевать» себя? | ||
Всегда ли вы одинаково начинаете выступление? | ||
Приходите ли вы задолго до начала выступления? | ||
Требуется ли вам 3-5 минут, чтобы установить первоначальный контакт с аудиторией и заставить внимательно вас слушать? | ||
Стремитесь ли вы говорить по заранее намеченному плану? | ||
Любите ли вы во время выступления двигаться? | ||
Отвечаете ли вы на записки с вопросами по ходу выступления, не группируя их? | ||
Успеваете ли вы вовремя пошутить? |
Ключ
ЕСЛИ ВЫдали положительные ответы на все 10 вопросов, то у вас индивидуальный стиль выступления.
Авторитарный тип: 1, 4, 5, 6, 7, 9 — «да» и 2, 3, 8, 10 — «нет». Демократический тип: 1, 4, 5, 6, 7, 9 — «нет» и 2, 3, 8, 10 — «да».
Сильный тип нервной системы: 2, 3, 5 — «нет».
Подвижность эмоций: 1, 4, 6, 10 — «нет».
Интерпретация результатов
«Авторитарный выступающий» подчиняет аудиторию себе. Не допускает вольностей в поведении и речи.
Совет. Предварительно проработайте тему выступления так, что-бы предвидеть все, что относится к композиции, содержанию и языку. Составьте подробный предварительный конспект выступления, даже если не собираетесь готовиться по бумажке.
«Демократический выступающий» в известной мере сам подчиняется аудитории. Располагает более разнообразными вариантами поведения на трибуне, общения, произнесения речи. Ориентируется на реакцию аудитории, имеет гибкую личностную манеру общения.
Совет. Постарайтесь быть в форме, прежде чем выйти на трибуну, максимально контролируйте свою мимику, жестикуляцию, поведение, чтобы выработать специфическую манеру общения с аудиторией.
Элементное упражнение «Напиши рассказ»
Используется в тренинге в первом блоке в 10.55.
Карточки с названием действующих лиц: Белоснежка, Карлсон, Синяя Борода.
Карточки с названием предметов: пиво, свиная отбивная, картошка «фри».
Карточки с названием жанров: мелодрама, триллер, комедия.
Комплексное упражнение «Напиши самопрезентацию»
Используется в тренинге во втором блоке в 12.40.
Карточки с условиями:
1. Аудитория — бабушки.
Тема. Чудо-крем от морщин.
Цель. Бабушки должны купить вашу продукцию.
2. Аудитория — колхозники. Тема. Достижения нашего колхоза.
Цель. Колхозники должны проголосовать за вас на выборах в
председатели колхоза.
3. Аудитория — Академики наук. Тема. Улучшение экологии России.
Цель. Утверждение вашего проекта по улучшению экологии России.
4. Аудитория — группа студентов. Тема. Новогодний огонек.
Цель. Студенты должны подготовить номер художественной самодеятельности.
Элементное упражнение «Сложные ситуации»
Используется в тренинге в третьем блоке в 14.35. Карточки с описанием ситуаций:
1. Участник задает вам вопрос, ответ на который вы не знаете.
2. Участник выпал из процесса, засыпает.
3. У вас сломалось оборудование (ноутбук, проектор), и вы не можете показать подготовленные слайды.
Ролевая игра «Выступление оратора»
Используется в тренинге в третьем блоке в 14.55. 1. Инструкция активного участника: Роль. Вы — категорийный менеджер. Условия. Вы выступаете перед директорами супермаркетов. Тема выступления. «Польза продуктов моей товарной группы». Цель выступления. Увеличить в супермаркетах продажи продуктов вашей товарной категории.
Ситуация. Участники сидят к вам спиной.
Задача. Заинтересовать своим выступлением слушателей так, чтобы они все развернулись к вам лицом. Регламент — 5 минут.
2. Инструкция пассивных участников: Роль. Вы — директор супермаркета.
Условия. Перед вами сейчас выступит категорийный менеджер. Вы сидите к нему спиной, если вам становится интересно то, что говорит оратор, вы поворачиваетесь вместе со стулом к нему лицом, а если теряете интерес к происходящему, то снова поворачиваетесь спиной.
3. Инструкция группе:
«Сейчас вы увидите выступление категорийного менеджера перед директорами супермаркетов. Слушатели обращены к оратору спиной; если им становится интересно, то они поворачиваются лицом к оратору Вы отслеживаете, какие приемы для привлечения и удержания понимания аудитории использует оратор».
Упражнение
«Определение индивидуального стиля»
Используется в тренинге в четвертом блоке в 16.40.
Карточки с названием стилей: лидер, фасилитатор, учитель.