Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования города Ульяновска
«Центр детского творчества № 5»
Принята на заседании педагогического совета от «___» _____________ 20___ г. Протокол № ____________ | Утверждаю Директор ЦДТ №5 «___» __________20___ г. ___ ________ Л.М. Шишкова |
КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Художественной направленности
«БИСЕРНЫЕ ФАНТАЗИИ»
Возраст учащихся: 7 – 10 лет
Срок реализации: 24 часа
Рассмотрена на заседании методического совета от «___» _____________ 20___ г. Протокол № ____________ | Программа разработана: Коняевой Надеждой Николаевной педагогом дополнительного образования ЦДТ №5 |
Г. Ульяновск, 2020
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Бисерные фантазии» предназначена для организации дистанционного образовательно-воспитательного процесса в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования города Ульяновска «Центр детского творчества №5» в летний период.
Программа имеет художественную направленность.
Данная программа является модифицированной с авторским подходом
разработки, так как она приведена в соответствии с современными требованиями,
учтены положения новых нормативных документов по вопросам обучения,
воспитания и развития детей, в ней разработан комплекс основных характеристик в
соответствии с жизненным и практическим опытом, позицией и собственным
видением предмета; определен комплекс организационно-педагогических условий с
учётом результатов обучения, воспитания и развития учащихся.
|
Как свидетельствуют исследования занятости детей в летний период, не все дети имеют возможность поехать в загородные лагеря, выехать из города к родственникам. Большой процент детей остается неохваченным организованной деятельностью. Перед большинством родителей встает вопрос о том, каким образом организовать полноценный летний отдых своим детям. Реализация краткосрочных программ в летний период с одной стороны является формой организации свободного времени детей с другой - пространством для ознокомления с новыми направлениями, художественного творчества ребенка.
Программа «Бисерные фантазии» является программой культурно-нравственной ориентации и направлена на художественно - эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие творческого потенциала личности. Содержание и материал программы соответствует стартовому уровню сложности, который предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, что означает минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания программы.
Программа направлена на развитие интереса и художественных способностей детей к бисероплетению. Творческое начало и безграничная фантазия заложены в каждом ребенке. Для реализации своих идей дети очень часто выбирают бисер, который привлекает их не только яркостью красок, разнообразием форм и размеров, но и простотой выполнения самых причудливых изделий. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превращаться в веселую игрушку, нарядное украшение или сувенир. Работы по бисероплетению привлекают детей своими результатами. Поделка, сделанная ребенком, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Игрушка, прошедшая через руки ребенка, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.
|
Дополнительность программы заключается в том, что в ней прослеживаются связи с другими образовательными областями. При составлении схем бисероплетения, эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из области черчения, рисования, математики, развиваются творческие, нестандартные подходы к выполнению заданий по выбору цветовой гаммы, необходимых материалов для изготовления изделий, а также формируются наблюдательность, логическое мышление, пространственное видение.
Инновационность программы «Бисерные фантазии» заключается в использовании
следующих современных педагогических технологий: Технология дифференцируемого обучения способствует созданию оптимальных условий для развития интересов и способностей учащихся. Механизмом реализации являются методы индивидуального обучения.
· Технология личностно-ориентированного обучения – это организация
воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёте особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному и ответственному участнику образовательного процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощённой личности, осознающей своё достоинство и уважающей достоинство и свободу других людей.
|
· Информационно-коммуникативные технологии – компьютерные программы, интернет, viber. Компьютер используется для иллюстрации материала: изображение изделий декоративно-прикладного творчества, презентации по темам программы, на viber присылаются технологические карты с поэтапным выполнением изделий. Также компьютер и интернет помогают находить и транслировать учебные видеоролики.
Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время всё больше и больше возрастает интерес к декоративно-прикладному творчеству.
В летний период у детей больше свободного времени, чтобы уделить развитию своих способностей, выполнить работы, которые станут украшением помещений или подарком для близких.
Важно научить детей передавать свои ощущения и представления об окружающем мире в самостоятельных творческих работах. Умение видеть и понимать красоту способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности. В процессе художественной деятельности у детей воспитывается целеустремленность, усидчивость, появляется возможность творческой самореализации.
Новизна состоит в создании новой методической продукции переработанной и интегрированной для успешного ведения учебного процесса дистанционно.
В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющих кругозор учащихся. Творческое развитие детей осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, образцами дизайнерских разработок. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда.
Сроки и этапы реализации программы:
Программа «Бисерные фантазии» предназначена для детского объединения «Сувенир» Центра детского творчества №5, рассчитана на детей в возрасте от 7 до 10 лет.
Построение программы зависит от возрастных особенностей детей.
Дети младшего школьного возраста находятся в большой эмоциональной зависимости от педагога. Учитывая это, программа предусматривает создание положительного эмоционального фона занятий. Яркость, красочность предлагаемых работ вызывают высокий эмоциональный отклик у детей.
Образное мышление-основной вид мышления в младшем школьном возрасте. Неустанная работа воображения-важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству.
В программе заложено использование этой особенности при выполнении простых стилизованных композиций.
Детям младшего школьного возраста трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, требующей умственного напряжения.
У учащихся начальных классов еще недостаточно развита мускулатура рук, мелкая моторика рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер.. Поэтому с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося, изготовление изделий происходит на различном уровне трудности: по образцу, простейшему чертежу, рисунку, по собственному замыслу ребенка.
Объём и срок Программа краткосрочная рассчитана на 24 часа обучения.
24 часа, 12 занятий (2 раза в неделю по 2 часа, академический час равен 30 минутам). Каждое занятие длится 30 минут, затем перерыв 15 минут.
Рекомендуемый возраст учащихся: 7-10 лет.
Цель и задачи программы
Цель программы:
Создание условий для творческого самовыражения детей младшего школьного возраста в летний период посредством изготовления сувениров из бисера.
Задачи:
1.Предметные
- познакомить учащихся с основными законами, принципами и историей возникновения декоративно-прикладного искусства.
- формировать знания по технике безопасности, специальной терминологии, основам композиции, цветоведения, материаловедения.
- овладеть практическими навыками и приёмами изготовления изделий из бисера.
- научить изготавливать декоративные панно из бисера.
2. Метапредметные
- создать условия для удовлетворения познавательных потребностей учащихся,
творческой и трудовой активности и стремлению к самостоятельной деятельности.
- формировать эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность, желание и умение вносить красоту в быт.
- развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, творческие способности, интерес к ручному труду.
3. Личностные
- воспитывать уважение и любовь к труду человека, прививать интерес к культуре своей Родины и истокам народного творчества.
- организовать содержательный досуг учащихся.
- пропагандировать здоровый образ жизни.
- оказывать помощь семье в вопросах профессионального самоопределения детей.
СодержаНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | |||
Всего | Теория | Практика | |||
Вводное занятие. Знакомство с материалами и инструментами. | |||||
Панно из бисера «Краски лета» Плетение фигурки «Стрекоза» | Фотоотчёт | ||||
Божья коровка | Фотоотчёт | ||||
Пчёлка | Фотоотчёт | ||||
Полевые цветы Плетение лепестков, листьев. | Фотоотчёт | ||||
Оформление панно | Фотоотчёт | ||||
Картина из бисера «Берег моря» Плетение ракушек. | Фотоотчёт | ||||
Плетение крабов | Фотоотчёт | ||||
Плетение рыбок | Фотоотчёт | ||||
Плетение парусника | Фотоотчёт | ||||
Плетение чаек | Фотоотчёт | ||||
Оформление работы | Фотоотчёт | ||||
Всего: |
Содержательная часть
Содержание программы предусматривает:
· в теоретической части ознакомление учащихся с историей бисероплетения,
познавательными сведениями о видах насекомых, разновидностей полевых цветов,
а также обитателей морей.
· в практической части изготовление детьми методом параллельного плетения из бисера фигурок для создания композиций в виде красочных панно и картин.
Панно и картины из бисера.
Цель: Научить выполнять панно и картины из бисера методом параллельного плетения.
Задачи:
1.Дать основные сведения об истории бисерного рукоделия.
2. Закрепить знания, полученные ранее при изготовлении фигурок методом
параллельного плетения.
3.Научить изготавливать картины и панно в технике параллельного
плетения.
4.Воспитывать аккуратность, оригинальность, творческую активность при
создании собственных изделий.
Теоретическая часть:
1.Вводное занятие. Знакомство с материалами и инструментами.
2. Беседа «История бисероплетения».
3.Выбор сюжетов для картин, знакомство с литературой.
4.Изучение способов оформления панно и картин.
Практическая часть:
1.Подготовка инструментов к работе. Подбор бисера, стекляруса по
форме и цвету.
2.Выполнение отдельных фигурок и фрагментов картин методом параллельного
плетения.
3. Оформление панно и картин.
Должны знать: Историю возникновения бисероплетения, названия материалов, способы и технологические приёмы выполнения панно и картин из бисера.
Должны уметь: Самостоятельно выполнять отдельные бисерные фрагменты, компоновать, составлять панно и картины по сюжету и оформлять в рамку.
Формы контроля: фотоотчет.
Планируемые результаты
Предполагаемые результаты освоения полного курса обучения по краткосрочной учебной общеразвивающей программе «Бисерные фантазии» сформулированы исходя из требований к знаниям, умениям, навыкам, которые учащиеся должны приобрести в процессе обучения с учетом целей и поставленных задач.
Личностные результаты освоения краткосрочной учебной общеразвивающей
программе «Бисерные фантазии»
· ответственное отношение к обучению;
· готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию в области декоративно прикладного творчества;
· бережное отношение к духовным ценностям;
· нравственное сознание, чувство, поведение на основе сознательного усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;
· эстетические потребности, ценности и чувства.
Метапредметные результаты освоения краткосрочной учебной общеразвивающей
программе «Бисерные фантазии»
Учащиеся научатся на доступном уровне:
· осваивать способы решения проблем творческого характера и определения наиболее эффективных способов достижения результата;
· владеть основами самоконтроля, самооценки;
· развивать художественные способности;
· развивать наблюдательность, ассоциативное мышление, художественный вкус и творческое воображение.
Предметные результаты освоения краткосрочной учебной общеразвивающей
программе «Бисерные фантазии»
Учащиеся познакомятся:
· со свойствами бисера;
· с историей бисерного рукоделия;
· с технологией изготовления поделок из бисера;
· с понятиями «сюжет», «фон», «композиция», «цвет», «тон», «панно», «эскиз», «низание», «плетение»;
Учащиеся научатся:
· обращаться с колющими и режущими инструментами;
· подбирать бисер для поделок по размеру и цвету;
· выполнять небольшие фигурки из бисера для оформления панно и картин;
· выбирать фон и готовить рамку.
Учащиеся получат возможность приобрести:
· первоначальные представления о влиянии декоративно-прикладного творчества на развития эстетического вкуса, воображения.