Английский философ, психолог, педагог и политический деятель Джон Локк (1632-1704).




Задания с 5 стр.

 

Социокультурная ситуация.

XVII век - поворотный период в истории Западной Европы, когда произошли коренные сдвиги в материальной и духовной жизни общества.

Сама атмосфера перехода от одной эпохи к другой вызывает ассоциации с современностью: взлет индивидуалистических ориентаций и прагматических ценностей, нарастание противоречий. Новое время: эпоха, в которой современный человек начинает узнавать себя.

 

I. XVII в становление капитализма. В Англии складывалась сильная молодая буржуазия (промышленная, банковская, торговая) -60 тыс. семей. Происходила резкая поляризация общества.

Большое количество дворянства – в первую очередь это касалось его мелкой и средней части – к началу революции 1640 – 1660 гг., продолжая оставаться классом земледельческим, в сущности, было уже новым дворянством, поскольку свою земельную собственность оно нередко использовало не столько для получения феодальной ренты, сколько для извлечения капиталистической прибыли. Перестав быть рыцарями шпаги, дворяне превратились в рыцарей наживы.

Складывалась ситуация социальной мобильности. Буржуа покупали землю и титулы, учились аристократическим манерам. Аристократы (герцоги, маркизы, графы, бароны и джентри (баронеты, рыцари, небогатые нетитулованные джентльмены) становились не чужды денежному интересу. Так рождался запрос на воспитание джентльмена (образованного, преуспевающего буржуа) делового, успешного человека не лишенного джентльменского набора знаний и умений. Складывалась идеология и этика восходящего класса. Появился феномен «мещанин во дворянстве».

 

II. Развитие текстильной мануфактуры сопровождалось обезземеливанием крестьян («овцы съели людей») и обеднением ремесленников, возник пауперизм -пауперов было 5, 5 млн. Сначала они составляют ¼, а затем ½ населения..

Правительство приняло законы о запрещении бродяжничества и о помещении бродяг с семьями в работные дома, их прикрепляли к мануфактурам. Дети работали на станках в тяжелых условиях, умирали.

При мануфактурах с 1774 г.создавались народные школы, где работающим детям давались элементарные знания грамоты и молитвы. Д. Локк написал маленькую заметку «О народных школах», где поддерживал идею образования бедняков, но при этом предлагал содержать их в суровых условиях(минимально еды), чтобы они соответствовали их жизни и работе и чтобы дети могли своим трудом обеспечивать свое содержание.

III. Англия становится колониальной державой. Колониями управляли коммерческие кампании. В североамериканских колониях практиковалась работорговля. С развитием колониальной политики усиливается банковская буржуазия. Д.Локк был комиссар по делам колоний, один из учредителей английского банка.

IV. С середины XVII столетия в Англии происходят политические, экономические преобразования на фоне буржуазной революции ((1640-1649) и религиозных столкновений.

V. XVI-XVII в.в развертывалась н аучная революция в Европе (Бэкон, Галилей, Декарт, Спиноза, Гоббс, Ньютон, Лейбниц). Произошел мощный подъём естественных наук (математика, механика, астрономия). Изменялся характер научного знания. Постепенно складывалась новая картина мира классический рационализм (до этого она была теологической). Обретают значимость категории «опыт» и «эксперимент», не только как методы научного познания, но и как философские категории. В обществе утверждаются приоритеты рационализма и прагматизма, вера в абсолютные возможности науки и разума. Возрастает значимость здравого смысла(благоразумия). Практическая жизнь учит лучше, чем самая утонченная философия.

Интеллектуальная жизнь Запада определяется выдвинутым Френсисом Бэконом лозунгом «Знание – сила». Наука устанавливает связь с техникой. В Англии создают королевское общество британской академии наук и Локк был его членом. Президентом общества в течение 25 лет был Ньютон.

Слова «разум», «опыт», «эксперимент» постоянно звучат в научных трудах.

Работа Д.Локка «Опыт о человеческом разумении»,

.

VI. В духовной жизни второй половины XVII века усилились веротерпимость и деизм. Д.Локк пишет «Послание о веротерпимости».

VII. Появляется понятие «правосознание» (в отличие от нравственного и религиозного понимания греховного поведения). Идеи правосознания Локк разрабатывает в работе «Два трактата о государственном правлении».

Понимание гражданина Локком – «изолированный индивид, ищущий частной выгоды»(Д.Локк). Он имеет право на жизнь, свободу, собственность. Собственность становится ключевым понятием.

VIII. В числе обсуждаемых становится понятие «естественного человека». Естественный человек был интересен как активный, энергичный, инициативный. индивид. Популярен Робинзон Дефо.

 

IX. Происходит развитие этики. В Англии создается Ассоциация реформирования нравственности. Формируется новая матрица поведения, этическими проблемами заполнены все произведения художественной литературы. Развивается этика контракта. Сострадание, милосердие утрачивают ценность. «Природа требует, чтобы каждый индивид принимал другого, как равноправного, свободного, независимого, соревнующегося на почве выгоды». Собственность священна, более священна, чем ее эмпирический носитель.

X. В это время начинается борьба женщин за образование и занятие наукой.

XI.. В художественной литературе выдвигаются идеи об улучшении человеческой породы. На исходе 17 века стояли Шекспир и Сервантес. Оба умерли в 1616г. Это время Корнеля, Мольера.

XII. Все вышеназванные процессы вливаются в новое идеологическое движение Просвещение, которое определит характер культуры западной Европы второй половины XVII-начала XIX в.в. как эпохи Просвещения.

Движение Просвещение будет сопровождать буржуазные революции, утверждать культ разума. Воспитание и просвещение станут ведущими требованиями его идеологов.

 

Английский философ, психолог, педагог и политический деятель Джон Локк (1632-1704).

Локк – биографические сведения.

Локк родился в семье адвоката. Но его семья принадлежала к джентри, то есть не была высоео аристократичной. В роду были крупные купцы. После окончания факультета искусств в Оксфорде, Локк усиленно занимался медициной и естественными науками и за успехи в естественных науках был принят в члены британской Академии наук. Познакомившись с лорд-канцлером Англии лордом Эшли и вылечив его от болезни, он стал его домашним врачом, воспитателем сына, а потом внука, секретарем и советником. В революции они выступали на стороне вигов (торгово-промышленной верхушки). Буржуазная революция заканчивается союзом крупной буржуазии (виги) и крупными землевладельцами. По окончании революции Локк занимает крупные административные посты-уполномоченный по аппеляциям, комиссар по делам торговли и колоний и учредитель английского банка.

Его основные труды «Опыт о человеческом разумении», «Мысли о воспитании», «Два трактата о правлении», «Послание о веротерпимости».

Локк был сенсуалист. Он утверждал, что в сознании человека нет ничего, чего раннее не было бы вощущениях. «Наши ощущения-продукты вещей, которые нас окружают». Опыт -то, что воздействует на сознание человека на протяжении всей его жизни До опыта сознание человека – «чистая доска», «пустая комната».

Человек не обладает врожденными идеями (понятиями, представлениями). Все знания человека есть результат опыта (внешнего - ощущений и внутреннего- рефлексии).

Это касается только идей (понятий, представлений). Они не врожденные и складываются в результате опыта.

Способности, дарования, темперамент по Локку врожденные.

Педагогические иде и Локк изложил в работе «Мысли о воспитании »(1693), написанной в форме писем.

Письма, написанные триста лет назад, не утратили актуальности для осмысления проблем современного воспитания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: