Результаты суммирования цифр




Занятие №15. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ.

 

Форма организации учебного процесса: семинар.

 

Вопросы для обсуждения на занятии:

1. Понятие о функциональ­ной системе П.К. Анохина.

2. Целенаправленное поведение как форма поведения, ведущего к достижению организмом приспособительного результата.

3. Виды целенаправленного поведения и особенности их аппаратов контроля

4. Центральная архитектоника поведенческого акта

5. Понятие об акцепторе результата и его роли в деятельности функциональных систем.

 

Практическая работа на занятии.

Работа № 1. Влияние обстановочной афферентации на результат целенаправленной (умственной) деятельности.

 

Одним из компонентов афферентного синтеза является афферентация от проприорецепторов мышц, обусловленная характером позы. В связи с этим различная поза человека, при которой выполняется деятельность, влияет на параметры результата действия и скорость его достижения.

Ход работы

Работа выполняется в паре. Каждый экспериментатор предлагает своему испытуемому решить устно по три арифметических примера в двух различных позах:

– сидя за рабочим столом,

– стоя на левой ноге с вытянутой вперед и поднятой вверх правой ногой. Экспериментаторы по секундомеру замечают время решения примера и проверяют правильность ответа.

Рекомендации по оформлению работы. Внесите полученные данные в таблицу 7, проанализируйте их и объясните, как особенности обстановочной афферентации влияют на результат умственной деятельности.

 

Таблица 7

Зависимость результата деятельности от обстановочной афферентации

 

Работа № 2. Влияние особенностей памяти и доминирующей мотивации на результат целенаправленной (умственной) деятельности.

 

Результат целенаправленной деятельности находится в определенной зависимости от объема информации, который человек способен сохранить в памяти и воспроизвести. При этом любая деятельность определяется многими мотивами, подчиненными доминирующей мотивации, оказывающей главное влияние на продуктивность и успешность деятельности.

Ход работы

Преподаватель в течение 3 с зачитывает цифры одного ряда из таблицы 8. Студенты в течение 6с складывают в уме вначале нечетные цифры (1, 3 и 5), а затем четные (2, 4 и 6). Полученные суммы записывают. Так зачитывают всю таблицу.

Перед предъявлением цифр последнего ряда преподаватель просит мобилизовать внимание и выполнить задание более точно, так как по работе с цифрами последнего ряда будут судить об интеллектуальных способностях и эмоциональной стабильности студентов. Затем преподаватель зачитывает для проверки правильные ответы, которые заранее подсчитал один из студентов; ошибки подчеркивают.

Рекомендации по оформлению работы. Занесите результаты исследования в таблицу 9. Подсчитайте количество ошибок, допущенных при работе (суммы, которые студент не успел вычислить, приравниваются к ошибке). Отметьте роль мотивации в успешности выполнения задания с последним рядом цифр (индивидуальная оценка). Подсчитайте среднее количество ошибок среди всех испытуемых и сравните их с эталонными данными. В выводе отметьте роль памяти и доминирующей мотивации в результативности целенаправленной деятельности.

Таблица 8

Цифровые данные для исследования памяти и мотивации

Таблица 9

Результаты суммирования цифр

Сумма нечетных (н/ч) цифр. ** Сумма четных (чет) цифр.

 

 

Тестовые задания.


1. Первая стадия системной организации поведенческого акта - это:

а) Стадия принятия решения

б) Стадия формирования акцептора результатов действия

в) Стадия афферентного синтеза

Правильный ответ: в.

 

2. При несовпадении обратной афферентации от параметров конечных результатов поведенческого акта с акцептором результатов действия функциональной системы пищедобывательного поведенческого акта возникает:

а) Биологически отрицательная реакция

б) Биологически положительная реакция

в) Торможение высших отделов мозга

правильный ответ: а.

 

3. Перечислите компоненты афферентного синтеза:

а) Память

б) Мотивация

в) Обстановочная и пусковая информация

Правильный ответ:б.

 

4. Вторая стадия поведенческого акта по П.К.Анохину:

а) Стадия формирования акцептора результатов действия

б) Стадия принятия решения

в) Стадия афферентного синтеза

Правильный ответ: б.

 

5. 5. Третья стадия поведенческого акта по П.К. Анохину:

6. а)акцептор результатов действия

7. б) Стадия афферентного синтеза

8. в) Стадия принятия решения

9. Правильный ответ:а.

10.

11. 6. На второй стадии ЦП решается вопрос?

12. а)что делать?

13. б)как делать?

14. в)почему делать?

15. г)зачем делать?

16. Правильный ответ: б.

17.

18. 7. Теория ФС берет в качестве элемента поведения?

19. а) целенаправленный акт;

20. б)целенаправленное действие;

21. в)целенаправленное поведение.

22. Правильный ответ: а.

23.

24. 8. Кто автор функциональной системы целенаправленного поведения?

25. а) К.П. Анохин;

26. б) И.И. Павлов;

27. в) И.П. Ашмарин;

28. г) Хиден

29. Правильный ответ: а.

30.

31. 9. Последний компонент афферентного синтеза, необходимый для возникновения следующего этапа ЦП?

32. а) память;

33. б) обстановка;

34. в) пусковая афферентация;

35. г) мотивация.

36. Правильный ответ: в.

37.

38. 10. ФСЦП прекращает свое действие, если…

39. а) включается ориентировочно-исследовательская деятельность;

40. б) усиливается отрицательная эмоция;

41. в) совпадает модель и результат действия и возникают положительные эмоции.

42. Правильный ответ: в.

43.

44. 11. В основе формирования цели поведения лежат?

45. а) мотивации;

46. б) потребности;

47. в) ориентировочно-исследовательская деятельность.

48. Правильный ответ: б.


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: