Занятие №15. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Форма организации учебного процесса: семинар.
Вопросы для обсуждения на занятии:
1. Понятие о функциональной системе П.К. Анохина.
2. Целенаправленное поведение как форма поведения, ведущего к достижению организмом приспособительного результата.
3. Виды целенаправленного поведения и особенности их аппаратов контроля
4. Центральная архитектоника поведенческого акта
5. Понятие об акцепторе результата и его роли в деятельности функциональных систем.
Практическая работа на занятии.
Работа № 1. Влияние обстановочной афферентации на результат целенаправленной (умственной) деятельности.
Одним из компонентов афферентного синтеза является афферентация от проприорецепторов мышц, обусловленная характером позы. В связи с этим различная поза человека, при которой выполняется деятельность, влияет на параметры результата действия и скорость его достижения.
Ход работы
Работа выполняется в паре. Каждый экспериментатор предлагает своему испытуемому решить устно по три арифметических примера в двух различных позах:
– сидя за рабочим столом,
– стоя на левой ноге с вытянутой вперед и поднятой вверх правой ногой. Экспериментаторы по секундомеру замечают время решения примера и проверяют правильность ответа.
Рекомендации по оформлению работы. Внесите полученные данные в таблицу 7, проанализируйте их и объясните, как особенности обстановочной афферентации влияют на результат умственной деятельности.
Таблица 7
Зависимость результата деятельности от обстановочной афферентации
Работа № 2. Влияние особенностей памяти и доминирующей мотивации на результат целенаправленной (умственной) деятельности.
|
Результат целенаправленной деятельности находится в определенной зависимости от объема информации, который человек способен сохранить в памяти и воспроизвести. При этом любая деятельность определяется многими мотивами, подчиненными доминирующей мотивации, оказывающей главное влияние на продуктивность и успешность деятельности.
Ход работы
Преподаватель в течение 3 с зачитывает цифры одного ряда из таблицы 8. Студенты в течение 6с складывают в уме вначале нечетные цифры (1, 3 и 5), а затем четные (2, 4 и 6). Полученные суммы записывают. Так зачитывают всю таблицу.
Перед предъявлением цифр последнего ряда преподаватель просит мобилизовать внимание и выполнить задание более точно, так как по работе с цифрами последнего ряда будут судить об интеллектуальных способностях и эмоциональной стабильности студентов. Затем преподаватель зачитывает для проверки правильные ответы, которые заранее подсчитал один из студентов; ошибки подчеркивают.
Рекомендации по оформлению работы. Занесите результаты исследования в таблицу 9. Подсчитайте количество ошибок, допущенных при работе (суммы, которые студент не успел вычислить, приравниваются к ошибке). Отметьте роль мотивации в успешности выполнения задания с последним рядом цифр (индивидуальная оценка). Подсчитайте среднее количество ошибок среди всех испытуемых и сравните их с эталонными данными. В выводе отметьте роль памяти и доминирующей мотивации в результативности целенаправленной деятельности.
|
Таблица 8
Цифровые данные для исследования памяти и мотивации
Таблица 9
Результаты суммирования цифр
Сумма нечетных (н/ч) цифр. ** Сумма четных (чет) цифр.
Тестовые задания.
1. Первая стадия системной организации поведенческого акта - это:
а) Стадия принятия решения
б) Стадия формирования акцептора результатов действия
в) Стадия афферентного синтеза
Правильный ответ: в.
2. При несовпадении обратной афферентации от параметров конечных результатов поведенческого акта с акцептором результатов действия функциональной системы пищедобывательного поведенческого акта возникает:
а) Биологически отрицательная реакция
б) Биологически положительная реакция
в) Торможение высших отделов мозга
правильный ответ: а.
3. Перечислите компоненты афферентного синтеза:
а) Память
б) Мотивация
в) Обстановочная и пусковая информация
Правильный ответ:б.
4. Вторая стадия поведенческого акта по П.К.Анохину:
а) Стадия формирования акцептора результатов действия
б) Стадия принятия решения
в) Стадия афферентного синтеза
Правильный ответ: б.
5. 5. Третья стадия поведенческого акта по П.К. Анохину:
6. а)акцептор результатов действия
7. б) Стадия афферентного синтеза
8. в) Стадия принятия решения
9. Правильный ответ:а.
10.
11. 6. На второй стадии ЦП решается вопрос?
12. а)что делать?
13. б)как делать?
14. в)почему делать?
15. г)зачем делать?
16. Правильный ответ: б.
17.
18. 7. Теория ФС берет в качестве элемента поведения?
19. а) целенаправленный акт;
|
20. б)целенаправленное действие;
21. в)целенаправленное поведение.
22. Правильный ответ: а.
23.
24. 8. Кто автор функциональной системы целенаправленного поведения?
25. а) К.П. Анохин;
26. б) И.И. Павлов;
27. в) И.П. Ашмарин;
28. г) Хиден
29. Правильный ответ: а.
30.
31. 9. Последний компонент афферентного синтеза, необходимый для возникновения следующего этапа ЦП?
32. а) память;
33. б) обстановка;
34. в) пусковая афферентация;
35. г) мотивация.
36. Правильный ответ: в.
37.
38. 10. ФСЦП прекращает свое действие, если…
39. а) включается ориентировочно-исследовательская деятельность;
40. б) усиливается отрицательная эмоция;
41. в) совпадает модель и результат действия и возникают положительные эмоции.
42. Правильный ответ: в.
43.
44. 11. В основе формирования цели поведения лежат?
45. а) мотивации;
46. б) потребности;
47. в) ориентировочно-исследовательская деятельность.
48. Правильный ответ: б.