Человек живёт в мире и так или иначе его воспринимает. Он может руководствоваться обыденным сознанием или житейским, меняя мнение в зависимости от авторитетов, а может иметь своё собственное мнение. Людей, обладающих особой внутренней цельностью, умением противостоять невзгодам, называют философами.
Что предполагает философская разумность?
«Во-первых, как утверждал Аристотель, мудрый знает всё,хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности.
Во-вторых, мудрый тот, кто способен понять трудное и нелегко постижимое для человека.
В-третьих, мы считаем, что более мудр во всякой науке тот, кто более точен и способен научит выявлению причин »
ОСОБЕННОСТЬ ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ:
----«знание общего» - не обязательно знать многое, но важно понимать многое. А как этого добиться? Не умножением знания, а умением постигать причины.
Аристотель называет философом того, кто способен удивляться, ибо удивляющийся размышляет. Важно, что этот удивляющийся человек считает себя незнающим.
Значит, путь философского знания – это культура разумного мышления. И формируется это знание вместе с формированием человека разумного.
---- Философия строит общую картину мира на основе рационального познания, она старается познать мир, используя логические обоснования своих положений.
----Философское мышление зависит от возраста человека, философия во многом понятие возрастное.
Каждому возрасту человека соответствует своя философия (И.В. Гёте): ребёнок – реалист, юноша – идеалист, мужчина – скептик, старик – тяготеет к мистицизму.
---- Философию интересуют такие вопросы, на которые нет сиюминутного однозначного ответа. Это вечные вопросы.
Итак, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ (МЫШЛЕНИЯ):
1. Это не столько многознание, сколько понимание.
2. Это умение постигать причины и потому – предвидеть ход событий.
3. Это умение сомневаться, а значит открытость к познанию.
4. Это мышление на основе рационального познания, используя логическое обоснование своих положений.
5. Философия - понятие возрастное.
6. Обращение к «вечным» смысловым вопросам человеческого бытия, на которых нет сиюминутного ответа.
ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ – сумма научных категорий, с помощью которых философия описывает окружающий мир, связи мира, человека, процессы познания.
ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ – окружающий мир, человек, отношения человека к миру, бытие, познание, смысл жизни.
КРУГ ОХВАТЫВАЕМЫХ ФИЛОСОФИЕЙ ПРОБЛЕМ:
· Проблема окружающего мира, бытия, поиска первоосновы всего сущего.
· Проблема человека, т.е. смысла существования человека в мире.
· Проблема отношения человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального.
· Решение межличностных, социальных отношений, рассматривает человека в мире людей.
Поиск идеальной модели общества
Ни одна из обозначенных проблем не может быть полностью изолирована. Вместе с тем в различных философских учениях приоритет отдаётся той или иной теме: построение модели мира, проблеме человека, взаимоотношению человека и мира…
Каковы функции философии в жизни людей:
1. Мировоззренческая. Ф. даёт понимание целого, формирует наиболее общие понятия (бытие, материя, предмет, явление, причина-следствие, часть-целое).
2. Критическая функция. Основа – ориентация на рационализм философской мысли, неприятие всякого рода ошибок, заблуждений, встающих на пути к истинному познанию.
3. Прогностическая (обращенность к будущему) Ф. закладывает фундамент новых миропониманий, системы для будущего – «планетарная философия и этика» Вернадского.
4. Общекультурная. Ф. ищет внутреннюю связь в моральных ценностях, исследуя появление ценностей, их историческую эволюцию и на каждом этапе общечеловеческого развития, объясняет систему ценностей.
Это такие философские учения как экзистенциализм, позитивистская философия, мистическая философия.
5.СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ (разделы): (стр. 26-27)
· Онтология - учение о бытие, о первоначалах всего сущего, о критериях существования, общих принципахи закономерностях существования.
· Гносеология – раздел Ф., в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия его достоверности.
· Аксиология – учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценностей между собой.
· Праксеология – учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа. Целеполагании и действенности человека.
· Антропология – учение о человеке в многомерных его ипостасях.
· Социальная философия – раздел, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективу, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.
Эти разделы не редуцируемы (не сводимы друг к другу), но тесно связаны между собой.
Таким образом, ФИЛОСОФИЯ является одновременно и наукой и мировоззрением.
Итак, ФИЛОСОФИЯ – ЭТО ИСТОРИЧЕСКИ ИЗМЕНЯЮЩАЯСЯ СИСТЕМА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ О БЫТИЕ, ПОЗНАНИИ,ЧЕЛОВЕКЕ, ОТНОШЕНИИ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ.
-- ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ, УЧЕНИЕ ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ БЫТИЯ И ПОЗНАНИЯ, НАУКА ОБ ОБЩИХ ЗАКОНАХ РАЗВИТИЯ ПРИРОДЫ, ОБЩЕСТВА И МЫШЛЕНИЯ.
6.СТАТУС И РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ:
Ф. тесно связана и взаимодействует с культурой и, наукой, моралью.
Взаимодействие Ф. и науки всегда имело сложный характер.
Ф. и науку объединяет:
* стремление к построению знания в теоретической форме, логичность доказательств;
* зарождение Ф исторически совпадает с возникновением основ научного знания, первоначально под эгидой Ф объединялись все знания. Первой исторической формой науки была НАТУРФИЛОСОФИЯ – философия природы, умозрительное истолкование природы.
По мере того как уровень знаний возрастал, науки обретали свою внутреннюю логику, спец. методы и приёмы они покидали лоно Ф.. Уже в Античности от Ф. отделились математика, физика, астрономия, медицина. Но особенно бурно тот процесс проходил с эпохи Возрождения. Далее взаимоотношения Ф. и науки приобретают сложный характер.
Эти взаимоотношения можно разделить на несколько этапов:
1) 1 этап характеризуется нерасчленённостью, единством Ф. и науки, что характерно для Античности.
2) 17-1пол.18 веков – характеризуется дифференциацией отдельных наук, разграничением сфер исследования Ф. и частных наук, их размежеванием.
3) Связан с возникновением позитивизма в 30-егг 19 века до сер. 20 в., который характеризуется резким разрывом науки с Ф.
Позитивизм – философское направление, основанное на принципе, что подлинно положительное знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтез. А Ф. не имеет права на существование (франц. О.Конт)
4) В 60-70-е гг.20 века возникает постпозитивистское направление (Карл Поппер) – в это время происходит реабилитация метафизики, философии, раскрывается роль Ф. в функционировании научного знания, в открытии научных знаний.
5) В наши дни в связи с довольно влиятельной тенденцией и возникающим интересом к вненаучному и паранаучному знанию, к мистицизму и оккультизму особенно возрастает роль философского анализа происходящих событий, защиты научной рациональности.
Сейчас взаимоотношения науки и Ф. приобретает в высшей степени нравственный смысл: либо мы откажемся от разума. и он уступит место сознанию, питаемому мистикой, культом насилия, либо мы останемся на тонкой,нелёгкой тропе высокого разума.
В нашей отечественной традиции Ф. длительное время считали наукой.
Однако Ф. не соответствует научным критериям (стр 36)!!!!! Почему?
ФИЛОСОФИЯ – это, прежде всего мировоззрение, включающее в себя и научные знания. И как всякое мировоззрение носит личностный хар-р, в отличие от науки, знание которой объективно и безличностно.
Каково же отношение философии и искусства?
Вначале возникло искусство, а затем наука и Ф. Поэтому Ф. и наука многим обязаны искусству. В Древней Греции они часто зарождались на уровне поэтическо-художественного осмысления реальности и выражались образным словом.
Гераклитовская философия: «В одну реку нельзя войти дважды», «Солнце не только ежедневно новое, но оно постоянно и непрерывно новое» - метафоры, символы.
Исторически складывающееся самоопределение искусства и науки в последующие эпохи не прерывало, а усложняло их взаимоотношения.
ИСКУССТВО – мышление в образах, а ФИЛОСОФИЯ и НАУКА – мышление в понятиях. В искусстве поэт призван не доказывать, а показывать. Учёный извлекает из фактов действительности их сущность.
Дух анализа и исследования присущ и искусству, оно умрёт, если в нём не будет страдания, восторга, вопросов жизни и ответов на них. Поэтическое искусство является выражением в художественных образах сознания, вечных истин бытия.
Взаимосвязь науки, Ф. и искусства проявляется не только в том, что они разными средствами описывают природный и социальный мир. Искусство с его образным мышлением воздействует на научное и философское творчество.
ЧТО РОДНИТ Ф. И ИСКУССТВО?
Они различны по происхождению, но связаны между собой единством цели – стремлением выразить неизвестное. НАУКА открывает тайны природы, а ИСКУССТВО – тайны духовного мира человека.