ТЕМА: ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?




ЗАНЯТИЕ №1

ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ «ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?»

1.МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО СТРУКТУРА:

Прежде чем рассмотреть проблему Ф., её начала, необходимо выявить специфику философского мировоззрения и ответить на вопрос: что такое мировоззрение?

Понятие «мировоззрение» тесно связано с понятием «человек», поскольку воззрения на мир имеет именно человек.

Человек является основанием представлений о мире, оно ему необходимо для организации его деятельности.

Стержнем М являются самые обще представления о мире: его возникновении, закономерностях развития…

КОМПОНЕНТЫСТРУКТУРЫМИРОВОЗЗРЕНИЯ: (схема на доске)

· Знания

· Ценности

· Убеждения

Все компоненты связаны. Совет. философ ЛОСЕВ А.Ф. писал, что если человек имеет только знание и ничего другого – это страшный человек, беспринципный и даже опасный.

Таким образом, МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система наиболее общих представлений и знаний о мире и месте человека в нём, его ценностей и убеждений.

Все компоненты связаны, но при аналитическом подходе можно рассмотреть их дифференциацию.

Для этого выделяют следующие СТОРОНЫМИРОВОЗЗРЕНИЯ:

· Познавательная

· Аксиологическая

· Праксеологическая

Каждая из этих сторон представляет собой сложную подсистему (схема на доске):

 

Так, компонентами ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫмировоззрения являются:

А) натуралистический аспект – знания о природе

Б) гуманитарный аспект – знания о человек и обществе

Натуралистический аспект – знания о природе, универсуме, космосе природной сущности человека. Даёт ответы на вопросы: как возник мир?

Что такое жизнь?

В каких формах жизнь существует во Вселенной?

Специфика этого знания в том, что оно рассматривается под углом зрения отношения человека к природе как сфере своего бытия.

Гуманитарный аспект – это осознание человеком своей социальной природы, своего места в мире людей. Включает общественно-политические, этические, эстетические взгляды и представления людей. Отвечает на вопросы:

Что представляет собой общество?

Как оно устроено?

Как оно функционирует? Каков смысл истории?

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СТОРОНА М. отвечает также на вопросы, связанные с выявлением проблемы познания человеком внешнего мира: как относится мысль к предмету? Возможно ли адекватное отражение мысли в предмете? Что такое истина, ложь?

 

АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ (ЦЕННОСТНАЯ) СТОРОНА М.:

АКСИОЛОГИЯ – философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и в структуре ценностного мира.

Общий вопрос теории ценностей: Что есть благо? (Сократ 5-4в. до н.э.)

Проблема ценностей всегда возникает в эпохи обесценивания культурных традиций и дискредитации мировоззренческих устоев.

Двумя полюсами ценностного отношения человека к миру являются:

А) Предметные ценности – это предметы человеческой дея-ти, общественные отношения, и природные явления, которые оцениваются в плане добра или зла, красоты или безобразия, справедливого или несправедливого.

Б) Субъектные ценностиспособы и критерии, на основании которых производятся процедуры оценивания соответствующих явлений: установки, оценки, требования, запреты, цели, закрепляемые в обществе в качестве НОРМ и выступающие ОРИЕНТИРАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ человека.

Они не наследуются,а формируются в процессе социализации личности.

 

ПРАКСЕОЛОГИЧЕСКАЯ СТОРОНА обеспечивает тесную связь познавательного и ценностного компонентов М. с деятельностью человека, это ДУХОВНО –ПРАКТИЧЕСКАЯ СТОРОНА М.

Здесь происходит «вписывание» различных программ поведения в практическую деятельность.

Она включает:

А) Регулятивы, принципы духовной и практической деятельности – которые определяют нормы поведения и общения.

Эти регулятивы могут задаваться через мифологические, религиозные, научные воззрения.

Б) Убеждения – форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения.

-- это звено перехода от знания к практике.

-- это не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние., уверенность человека в правоте.

Лишь тогда, когда знания становятся убеждениями, они становятся компонентом М.

МЕХАНИЗМЫ формирования УБЕЖДЕНИЯ: *знания, *вера в правоту знаний, *социальные ценности и установки, *его эмоциональное отношение к знанием,* волевая готовность к действиям.

 

Итак, ЦЕПОЧКА МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО СТАНОВЛЕНИЯ: знание – ценности – убеждения – воля к действию.

Таким образом, МИРОВОЗЗРЕНИЕ – совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих общее видение, понимание мира, места в нём человека.

-- это жизненная позиция, познавательная, ценностная и поведенческая ориентация.

 

2.ОСНОВНЫЕ ТИПЫМИРОВОЗЗРЕНИЯ: (стр. 14-16)

1. Мифологическое

2. Религиозное

3. Научное (философское)

Философскому мировоззрения предшествовали мифологическое и религиозное М.

1. МИФОЛОГИЧЕСКОЕ:

Мифология – форма общественного сознания, способ понимания мира, характерные для ранних стадий общественного развития.

Мифы существовали у всех народов. В них говорилось о сотворении мира и богах.

В них отражалась мудрость народа.

Можно сказать, что это детство человечества в причудливой форме постигало мир.

В мифах отражены важнейшие мировоззренческие вопросы: Как возник мир? Что такое смерть? Что есть добро?

Миф-ому мировоззрению присущ АНТРОПОМОРФИЗМ – наделение предметов природы человеческим обликом и свойствами, а также СОЦИОМОРФИЗМ – уподобление отношений между вымышленными существами отношениям между людьми в обществе т. е. ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ.

ПРЕДПОСЫЛКИ МИФОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ:

· Неспособность человека выделить себя из окружающей среды.

· Не отделённость мифологического мышления от эмоционально-чувственной сферы.

Это не развитые формы мышления, сравнимые с детской психологией, для которой характерны:

--Конкретность

--Телесность

--Эмоциональность

--Проекция человеческих качеств на предметы вокруг

2. РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ:

РЕЛИГИЯ – такая форма мировоззрения, в которой освоение мира основано на вере в сверхъестественное, божественное начало. Религиозное мировоззрение строится на религиозных представлениях, которые различны в разных формах религий: христианство, буддизм, ислам – мировые религии, им соответствует своеобразное миропонимание.

Религиозное мировоззрение выражено в форме:

--притч,

--сказаний,

--заповедей

Оно нуждается в авторитете церкви, вероучения.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ религиозного мировоззрения связано с таким уровнем развития человека, когда появляются зачатки теоретического мышления и возможность отрыва мысли от действительности.

ГЛАВНЫЙ ПРИЗНАК религиозного мышления - вера в сверхъестественное.

2. НАУЧНОЕ (ФИЛОСОФСКОЕ) МИРОВОЗЗРЕНИЕ:

В 6 веке до н.э возникновение философии. Впервые возникло в Др. Греции. (Пифагор и Платон)

ФИЛОСОФИЯ - в переводе с греческого «люблю» «мудрость». Мудрость заключается в том, чтобы постигнуть сущность бытия, найти общее в специфическом, обосновать и объяснить многие явления. Осмысление явлений начинается с постановки вопросов: что собой представляет мир? Как он возник? В чём сущность человека? В чём смысл жизни? Философия отличается от других систем тем, что постоянно вопрошает саму себя о своей собственной сущности, предмете, назначении.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: