ЗАНЯТИЕ №1
ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ «ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?»
1.МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО СТРУКТУРА:
Прежде чем рассмотреть проблему Ф., её начала, необходимо выявить специфику философского мировоззрения и ответить на вопрос: что такое мировоззрение?
Понятие «мировоззрение» тесно связано с понятием «человек», поскольку воззрения на мир имеет именно человек.
Человек является основанием представлений о мире, оно ему необходимо для организации его деятельности.
Стержнем М являются самые обще представления о мире: его возникновении, закономерностях развития…
КОМПОНЕНТЫСТРУКТУРЫМИРОВОЗЗРЕНИЯ: (схема на доске)
· Знания
· Ценности
· Убеждения
Все компоненты связаны. Совет. философ ЛОСЕВ А.Ф. писал, что если человек имеет только знание и ничего другого – это страшный человек, беспринципный и даже опасный.
Таким образом, МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система наиболее общих представлений и знаний о мире и месте человека в нём, его ценностей и убеждений.
Все компоненты связаны, но при аналитическом подходе можно рассмотреть их дифференциацию.
Для этого выделяют следующие СТОРОНЫМИРОВОЗЗРЕНИЯ:
· Познавательная
· Аксиологическая
· Праксеологическая
Каждая из этих сторон представляет собой сложную подсистему (схема на доске):
Так, компонентами ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫмировоззрения являются:
А) натуралистический аспект – знания о природе
Б) гуманитарный аспект – знания о человек и обществе
Натуралистический аспект – знания о природе, универсуме, космосе природной сущности человека. Даёт ответы на вопросы: как возник мир?
Что такое жизнь?
В каких формах жизнь существует во Вселенной?
Специфика этого знания в том, что оно рассматривается под углом зрения отношения человека к природе как сфере своего бытия.
Гуманитарный аспект – это осознание человеком своей социальной природы, своего места в мире людей. Включает общественно-политические, этические, эстетические взгляды и представления людей. Отвечает на вопросы:
Что представляет собой общество?
Как оно устроено?
Как оно функционирует? Каков смысл истории?
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СТОРОНА М. отвечает также на вопросы, связанные с выявлением проблемы познания человеком внешнего мира: как относится мысль к предмету? Возможно ли адекватное отражение мысли в предмете? Что такое истина, ложь?
АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ (ЦЕННОСТНАЯ) СТОРОНА М.:
АКСИОЛОГИЯ – философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и в структуре ценностного мира.
Общий вопрос теории ценностей: Что есть благо? (Сократ 5-4в. до н.э.)
Проблема ценностей всегда возникает в эпохи обесценивания культурных традиций и дискредитации мировоззренческих устоев.
Двумя полюсами ценностного отношения человека к миру являются:
А) Предметные ценности – это предметы человеческой дея-ти, общественные отношения, и природные явления, которые оцениваются в плане добра или зла, красоты или безобразия, справедливого или несправедливого.
Б) Субъектные ценности – способы и критерии, на основании которых производятся процедуры оценивания соответствующих явлений: установки, оценки, требования, запреты, цели, закрепляемые в обществе в качестве НОРМ и выступающие ОРИЕНТИРАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ человека.
Они не наследуются,а формируются в процессе социализации личности.
ПРАКСЕОЛОГИЧЕСКАЯ СТОРОНА обеспечивает тесную связь познавательного и ценностного компонентов М. с деятельностью человека, это ДУХОВНО –ПРАКТИЧЕСКАЯ СТОРОНА М.
Здесь происходит «вписывание» различных программ поведения в практическую деятельность.
Она включает:
А) Регулятивы, принципы духовной и практической деятельности – которые определяют нормы поведения и общения.
Эти регулятивы могут задаваться через мифологические, религиозные, научные воззрения.
Б) Убеждения – форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения.
-- это звено перехода от знания к практике.
-- это не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние., уверенность человека в правоте.
Лишь тогда, когда знания становятся убеждениями, они становятся компонентом М.
МЕХАНИЗМЫ формирования УБЕЖДЕНИЯ: *знания, *вера в правоту знаний, *социальные ценности и установки, *его эмоциональное отношение к знанием,* волевая готовность к действиям.
Итак, ЦЕПОЧКА МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО СТАНОВЛЕНИЯ: знание – ценности – убеждения – воля к действию.
Таким образом, МИРОВОЗЗРЕНИЕ – совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих общее видение, понимание мира, места в нём человека.
-- это жизненная позиция, познавательная, ценностная и поведенческая ориентация.
2.ОСНОВНЫЕ ТИПЫМИРОВОЗЗРЕНИЯ: (стр. 14-16)
1. Мифологическое
2. Религиозное
3. Научное (философское)
Философскому мировоззрения предшествовали мифологическое и религиозное М.
1. МИФОЛОГИЧЕСКОЕ:
Мифология – форма общественного сознания, способ понимания мира, характерные для ранних стадий общественного развития.
Мифы существовали у всех народов. В них говорилось о сотворении мира и богах.
В них отражалась мудрость народа.
Можно сказать, что это детство человечества в причудливой форме постигало мир.
В мифах отражены важнейшие мировоззренческие вопросы: Как возник мир? Что такое смерть? Что есть добро?
Миф-ому мировоззрению присущ АНТРОПОМОРФИЗМ – наделение предметов природы человеческим обликом и свойствами, а также СОЦИОМОРФИЗМ – уподобление отношений между вымышленными существами отношениям между людьми в обществе т. е. ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ.
ПРЕДПОСЫЛКИ МИФОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ:
· Неспособность человека выделить себя из окружающей среды.
· Не отделённость мифологического мышления от эмоционально-чувственной сферы.
Это не развитые формы мышления, сравнимые с детской психологией, для которой характерны:
--Конкретность
--Телесность
--Эмоциональность
--Проекция человеческих качеств на предметы вокруг
2. РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ:
РЕЛИГИЯ – такая форма мировоззрения, в которой освоение мира основано на вере в сверхъестественное, божественное начало. Религиозное мировоззрение строится на религиозных представлениях, которые различны в разных формах религий: христианство, буддизм, ислам – мировые религии, им соответствует своеобразное миропонимание.
Религиозное мировоззрение выражено в форме:
--притч,
--сказаний,
--заповедей
Оно нуждается в авторитете церкви, вероучения.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ религиозного мировоззрения связано с таким уровнем развития человека, когда появляются зачатки теоретического мышления и возможность отрыва мысли от действительности.
ГЛАВНЫЙ ПРИЗНАК религиозного мышления - вера в сверхъестественное.
2. НАУЧНОЕ (ФИЛОСОФСКОЕ) МИРОВОЗЗРЕНИЕ:
В 6 веке до н.э возникновение философии. Впервые возникло в Др. Греции. (Пифагор и Платон)
ФИЛОСОФИЯ - в переводе с греческого «люблю» «мудрость». Мудрость заключается в том, чтобы постигнуть сущность бытия, найти общее в специфическом, обосновать и объяснить многие явления. Осмысление явлений начинается с постановки вопросов: что собой представляет мир? Как он возник? В чём сущность человека? В чём смысл жизни? Философия отличается от других систем тем, что постоянно вопрошает саму себя о своей собственной сущности, предмете, назначении.