Результатом производства и реализации продукции является формирование основного вида дохода – выручки, покрывающей затраты и образующей прибыли.
Задача анализа:
1. оценить уровень выполнения планового задания по производству и реализации продукции
2. оценить динамику объемов производства и реализации за год, по кварталам, месяцам;
2. оценить выполнение плана производства и реализации продукции по ассортименту за год, по кварталам, месяцам;
3. оценить выполнение плана реализации по структуре за год, по кварталам, месяцам;
4. проанализировать запасы готовой продукции по видам за год, по кварталам, месяцам
5. оценить оборачиваемость готовой продукции в целом и по видам;
6. выявить сезонные колебания объемов реализации (выручки от продаж) по видам продукции;
7. оценить качество реализованной продукции
8. оценить эффективность ценовой политики
9. оперативный анализ ритмичности и равномерности производства и реализации продукции
10. проанализировать факторы и оценить резервы роста реализации продукции
11. разработать управленческие решения по увеличению выручки от продаж.
Для характеристики объемов производства и продаж применяют следующие показатели: валовая продукция, товарная продукция и реализованная продукция (объем продаж).
Валовая продукция (ВП) характеризует общий объем промышленного производства предприятия за определенный период.
Товарная продукция (ТП) характеризует объем продукции, подготовленный предприятием для передачи в народнохозяйственны оборот. Она отличается от валовой продукции, тем, что в нее включаются изменения остатков незавершенного производства, полуфабрикатов и инструментов собственного производства, а так внутрихозяйственный оборот.
|
Реализованная продукция (РП) характеризует объем продукции, отгруженной покупателям, выручка по которой признана в бухгалтерском учете[1].
Все перечисленные показатели взаимосвязаны следующим образом:
ВП = ТП + (НЗП Н.П - НЗП К.П ),
где НЗП Н.П, НЗП К.П - остатки незавершенного производства, полуфабрикатов и инструментов собственного производства соответственно на начало и конец периода;
РП = ТП + (ОГП Н.П – ОГП К.П. ),
где ОГП Н.П, ОГП К.П – остатки готовой продукции на складах соответственно на начало и конец периода.
Для измерения объемов готовой продукции и продаж в экономическом анализе используются различные показатели: натуральные (штуки, метры, тонны и т.д.); условно-натуральные (тонны условного топлива, тонно-километры и т.д.); трудовые (нормо-часы затрат труда) и стоимостные.
Для выполнения анализа производственно-сбытовой деятельности используется вся совокупность методов и приемов экономического анализа, среди которых - использование аналитических таблиц для проведения структурно-динамического анализа, выявление тренда, оценка выполнения плановых заданий, проведения факторного анализа.
Анализ выполнения плана и динамики объема реализации осуществляется методом сравнения, он заключается в сравнении фактических данных с плановыми показателями предшествующих периодов. При этом рассчитываются абсолютные отклонения, темпы роста, проценты выполнения плана.
Взаимосвязь основных факторов, влияющих на изменение объема продаж, выявляется с помощью метода балансовой увязки:
|
∆РП = ∆ТП + (∆ОГП Н П. - ∆ОГПК П.),
где ∆РП – изменение фактически реализованной продукции по сравнению с планом или предшествующим периодом;
∆ТП – изменение товарной продукции;
∆ОГПН.П. и ∆ОГПК.П. – изменение остатков готовой продукции на складе соответственно на начало и конец анализируемого периода.
При этом изучаются группы факторов, связанные:
• с производством (∆ТП);
• сбытом (∆ОГП).
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по ее поставкам. Недовыполнение предприятием плана по договорам приводит к уменьшениям его выручки, прибыли, выплате штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.
В процессе анализа изучается реализация плана поставок за месяц и нарастающим итогом в целом по предприятию, по отдельным потребителям и видам продукции. Выясняются причины недовыполнения плана, и дается оценка соблюдения договорных обязательств.
Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается по следующей формуле:
где ОППЛ, ОПН – соответственно плановый объем отгрузки по договорным обязательствам и его недовыполнение.
Далее выявляются причины невыполнения поставок.
Внутренние причины можно сгруппировать по центрам ответственности.
1) Причины, связанные с отделом снабжения (несвоевременный завоз материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов и др.);
2) Причины, связанные с производством (производственный брак, нехватка рабочей силы);
|
3) Причины, связанные с работой отдела сбыта.
К внешним причинам невыполнения поставок относятся: изменение плана поставок, изменение состава покупателей; отказ покупателя от продукции; низкое качество поставленных материалов и др.
Изучение ассортимента продукции проводится с целью уточнения направлений его расширения, что служит средством привлечения потенциальных покупателей.
Каждый вид продукции отличается по затратоемкости производства (трудоемкости, материалоемкости), цене, прибыльности. Поэтому изменения в структуре продукции, как правило, приводят к изменению объема продаж. Фактическое изменение удельного веса отдельных видов продукции в их общем объеме по сравнению с базисным периодом называется структурными сдвигами. Для характеристики интенсивности структурных преобразований реализации продукции используется коэффициент структурной активности:
,
где ∆di – абсолютное значение изменения удельного веса i-го вида продукции в общем объеме выручки от продаж (количества) за исследуемый период;
n – количество видов продукции.
Чем активнее структурные преобразования в организации, тем выше уровень данного коэффициента. Это свидетельствует о том, что организация активно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, своевременно обновляя ассортимент продукции.
Для расчета влияния структурных сдвигов и цен используется факторная модель, к которой можно применить метод цепных подстановок
где N –выпуск продукции в стоимостном выражении;
Q - общий выпуск продукции в натуральном выражении;
Di – удельный вес каждого (i-го) наименования,
Рi – цена за единицу.
индексы в формулах «0» и «1» соответствуют значениям показателей в базовый (плановый) период и отчетному периоду (фактическим значениям).
В процессе анализа часто возникает потребность в выявлении сезонного тренда. Трендовый анализ позволяет установить устойчивость колеблемости показателей продаж внутри года. Это даст возможность более обоснованно формировать показатели бизнес-планов: бюджетов продаж, производства, себестоимости, денежных потоков и т.д.
Для анализа и оценки сезонности могут быть использованы два метода: метод сложения и метод умножения. Метод сложения применяется, когда сезонные колебания значений изучаемых показателей относительно постоянны за весь анализируемый период (несколько лет). В общем виде формула для расчета следующая:
Хi = Ti + Si,
где Хi – фактическое значение показателя за i-ый период;
Ti - тренд в i-ом периоде;
Si - сезонные колебания в i-ом периоде.
Метод умножения целесообразно применять в том случае, когда сезонные колебания значений изучаемых показателей изменяются пропорционально значениям тренда за весь анализируемый период. Тогда формула для расчета имеет вид
Хi = Ti * Si.
Для методов сложения и умножения тренд можно рассчитать с помощью метода скользящих средних.
Важный этап анализа – изучение скорости реализации готовой продукции. Для этого рассчитываются коэффициент оборачиваемости продукции или среднего периода оборота готовой продукции, а также определяется динамика этих показателей по каждой товарной группе, подгруппе, артикулу и т.д.
![]() | |||||||
| ![]() | ||||||
![]() | |||||||
|
На основе изучения рынка и требований покупателей определяется перечень технических, экономических и других параметров конкретного вида продукции и проводится сравнение их с параметрами выпускаемой предприятием продукции. По единичным показателям вычисляется интегральный показатель, представляющий собой численную характеристику конкурентоспособности данного вида продукции:
,
где К – интегральный показатель конкурентоспособности;
Т - показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;
Э - показатель конкурентоспособности по экономическим параметрам.
В свою очередь, показатель конкурентоспособности по техническим параметрам (Т) и экономическим (Э) параметрам рассчитываются следующим образом:
,
где рi – абсолютное значение i-го технического параметра исследуемого вида продукции;
рi0 – абсолютное значение i-го технического параметра, принятого за базовый образец;
- относительный показатель качества данного вида продукции по i-му показателю;
аi - коэффициент весомости i-го показателя;
n – количество технических параметров потребительских свойств продукции;
,
где Jj – индекс роста затрат на улучшение качественных характеристик продукции;
Фj – доля j-го вида затрат в цене базового образца продукции;
n – количество видов затрат.
Если К<1, то анализируемый вид продукции уступает продукции, принятой за базовый образец, а если >1, то он превосходит образец-аналог или изделие-конкурента по своим параметрам.
[1] Условия признания выручки в бухгалтерском учете отражены в п. 4 «Признание доходов» в ПБУ 9/99 «Доходы организации»