Глава 1. Коран как источник мусульманского права




КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Религиоведение»

На тему: «Миссионерская деятельность Евфимия Малова»

 

Выполнил:

студент такого-то курса, группы №…, ФИО

 

Научный руководитель:

Должность, звание, ФИО

 

Москва, 2019

Содержание

Введение 3

Глава 1. Коран как источник мусульманского права 5

Глава 2. История пророков и мусульманское вероучение 8

Глава 3. Деятельность мусульманских мулл 11

Глава 4. Образование 15

Заключение 18

Список использованных источников 20

Введение

Евфимий Александрович Малов родился 23 января 1835 г. в селе Тереньга Сенгилеевского уезда Симбирской губернии. Окончив Симбирскую духовную семинарию, Малов переезжает в Казань, где поступает и оканчивает в 1862 г. Казанскую Духовную Академию. Первый педагогический опыт прошел для Малова в Казанской духовной семинарии (1862-1863), откуда Малов в 1863 г. возвращается в Академию в качестве преподавателя татарского и еврейского языков. Карьера молодого и способного специалиста быстро пошла вверх. С 1865 г. Е.А. Малов уже профессор на кафедре еврейского языка в КДА, с 1884 по 1910 гг. он профессорствует на кафедре татарского языка, этнографии тюркских народов и распространения христианства в Азии, где преподавал татарский язык, этнографию тюркских и финно-угорских народов. Одновременно в 1883-1895 гг. Малов являлся редактором журнала «Известия по Казанской епархии»[1].

Актуальность курсовой работы связана с фактом недостаточной изученности публицистической и миссионерской деятельности Е. А. Малова, вероятнее всего обусловленной не отсутствием интереса исследователей, а скорее проблематикой самого направления миссионерской работы Евфимия Александровича, положившего жизнь на разработку исторических трудов и полемических доводов с целью защиты населения Поволжья от отпадения в мусульманство, что во второй половине XIX века представляло опасность как фактор разобщения, дезинтеграции жителей этого региона.

Объект курсовой работы – публицистическое, литературное и историческое наследие Е. А. Малова, предмет – его взгляды на фундаментальные элементы ислама как религиозной системы и института.

Цель курсовой работы – наиболее подробно осветить исследовательские интересы и комплекс научных воззрений Е. А. Малова. Задачи:

· Изучить точку зрения Е. А. Малова на Коран как источник мусульманского права;

· Проанализировать историю пророков и мусульманское вероучение в контексте трудов Е. А. Малова;

· Исследовать деятельность мусульманских мулл и связанные с этим образовательные проблемы в рамках миссионерской работы Е. А. Малова.

 

 

Глава 1. Коран как источник мусульманского права

Известно, что одним из основных источников мусульманского права является Коран. Е. А. Малов базировал собственную критику Корана в качестве такого источника на его фундаментальном отрицании. В своих трудах он представлял Мухаммеда неграмотным, некорректно заимствовавшим талмудические источники, а Коран, почитаемый мусульманами в качестве божественного откровения, – как своеобразно усвоенный неграмотным Мухаммедом Талмуд.

В своём труде «Моисеево законодательство по учению Библии и по учению Корана» сопоставляет «сказание Корана о поднятии над евреями Синайской горы» с христианским Ветхим Заветом и иудейским Пятикнижием, содержащими описание передачи Моисею Десяти заповедей Богом на горе Синай.

Помимо этого, в данном сочинении Е. А. Малов критикует Коран на основе содержащихся в нём противоречий, посвящая существенную часть текста не только их поиску, но и разбору толкований этих противоречий в различных наиболее известных на тот момент тафсирах.

Подобная деятельность Е. А. Малова преследовала глубоко утилитарные цели в рамках его миссионерской работы. Подготовка и публикация таких материалов была связана с имевшими тогда место отпадениями крещёных татар в мусульманство, что вызывало необходимость православным пастырям вести апологетические беседы с отступниками, что, в свою очередь, требовало наличия «практических руководств» для такого рода полемики.

В своей «Беседе с муллой» Е. А. Малов приводит пример такой беседы. В ней он полемизирует с неким Шакиром, подробно разбирая как раз-таки те элементы Корана, что лежат в основе законов шариата (в частности, касательно алкоголя).

В этой статье Е. А. Малов пишет: «Первое, что заняло нас после обыкновенных разговоров, было решение вопроса: можно ли пить вино? Шакир доказывал, что пить вино грех. Своё положение он отстаивал словами Корана «Верующие, не молитесь, когда вы пьяны». Слова эти он прочитал не по арабскому Корану, а по книжке «Мугимматуль-муслимин», где объяснены слова Корана и добавлено, что употребление вина, бузы и арака равняется мушричеству, или придаче единому Богу равных товарищей, т.е. идолопоклонству. Таким образом, пьянство приравнивалось такому греху, который, по важности своей, не простится Богом».

Далее Е. А. Малов повествует, как убеждал Шакира в том, что он заблуждается, знакомя его с этими же словами в арабском подлиннике Корана. С этой помощью он проиллюстрировал то обстоятельство, что на самом деле в Коране отсутствует запрет на питьё вина, а говорится исключительно о недопустимости молитвы в нетрезвом состоянии, когда молящийся не способен полностью осознать произносимые самим собой слова.

В качестве дополнительного аргумента Е. А. Маловым приводится цитата из Книги Притчей Соломоновых («невинно вино, а укоризненно пьянство»), а также следующие слова из XI главы Корана: «они спросят
тебя (Мухаммед) о вине и об игре (в кости). Скажи: в том и другом – великий грех и выгода для людей, но греха в них больше, чем выгоды». На основе этого Е. А. Малов убеждает Шакира, что выпить вино иногда может быть и полезно – во всяком случае, так гласит сама священная для мусульман книга.

Эта история – хорошее доказательство того, что Е. А. Малов являлся блестящим миссионером, полемизирующим с мусульманами на научных началах, критикуя ислам на основе его предшествующего изучения по арабским источникам и мусульманской богословской литературе. Касательно этой стороны деятельности Е. А. Малова известны такие слова: «натура, как будто нарочито созданная для практического миссионерства; притом он историк миссии и искусный наблюдатель нравов, умственных и религиозных понятий».[2]

Е. А. Малов, как уже было сказано, был блестящим полемистом и «полевым», настоящим миссионером. Но его профессионализм не ограничивался этой деятельностью, не замыкался на ней. Разумеется, не менее развита в известном тюркологе была и исследовательская сторона, Е. А. Малов был видным учёным, за всю свою рабочую карьеру сделав фундаментальный вклад в исследование мусульманских текстов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: