ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ «ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕСТВА КАК СИСТЕМЫ»




1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫОБЩЕСТВА:

Общество представляет собой сложно организованную социальную систему, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённое единство. Но в тоже время общество УПОРЯДОЧЕНО, ЦЕЛОСТНО, ГАРМОНИЧНО – это было известно ещё в Античности. В 19-20 веке проблема системности общества стала предметом специального исследования. (наука СИНЕРГЕТИКА).

Таким образом, общество – это СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА: совокупность социальных субъектов и объектов, их свойств и отношений, образующих целостный социальный организм.

В качестве СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫможет выступать:

· отдельная личность, поскольку она обладает характеристиками, которые формируются и выявляются в процессах социального взаимодействия;

· Отдельные группы людей, находящиеся в непосредственном контакте,

· этнические и национальные общности,

· государства или группы государств, объединённые согласованными связями,

· различные организации с чёткой структурой,

· подсистемы общества – экономические, политические, правовые

· социализирующие институты (семья, школа, церковь, предприятия, полит. партии, …)

С точки зрения наработанных в философии подходов ОБЩЕСТВО – это сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединённые согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.

Общество как сложноорганизованная саморазвивающаяся система обладает следующими СПЕЦИФИЧЕСКИМИ ЧЕРТАМИ:

1. Человеческое общество отличается большим разнообразием различных социальных структур, систем и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а сложная система, в которой формируются и функционируют различные общности и группы, большие и малые народы, классы, нации, семьи и т.д. В соответствии с этим общество имеет сверхсложный иерархический характер: различные подсистемы связаны в нём соподчинёнными отношениями. Вместе с тем каждая из подсистем обладает известной степенью автономии и самостоятельности.

2. Общество нельзя сводить лишь к людям – это система надиндивидуальных форм, связей, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Эти связи выражаются в человеческом языке, различных предметах, поступках, программах деятельности, поведения, без которых люди не могут существовать вместе. И от сюда вытекает следующее свойство общества – оно обладает интегративным качеством, присущем ему в целом и не свойственным отдельным его компонентам. Поэтому человек в обществе поступает как «надо», как принято в соответствии нормами коллектива. Но это не становится преградой к осмысленным поступкам, сознательному выбору человека, созданию новых образцов поведения.

3. Важнейшая черта – самодостаточность, т.е. способность общества своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. В обществе функционируют в тесной связи различные социальные группы, переплетены разнообразные виды деятельности, обеспечивающие необходимые условия существования, не в одиночку, а совместными усилиями. Общество – это продукт совместной деятельности людей.

4. Общество отличает исключительная динамичность, незавершённость и альтернативность.

При чём, если в природе выбор варианта развития осуществляется естественным образом и без наличия человека, то в обществе главным действующим лицом и дирижёром выбора является человек. Выбор пути развития является своеобразным связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим.

5. Общество обладает особым статусом субъектов, определяющих его развитие. Человек является универсальным компонентом социальных систем, включаясь в каждую из них. Поэтому всегда происходит столкновение определённых потребностей, интересов, целей, неизбежная острая конкуренция интересов и устремлений субъектов, столкновение альтернативных идей.

6. Важнейшая характеристика общества – непредсказуемость, нелинейность развития. В обществе создаются предпосылки для реализации различных вариантов и моделей будущего развития общества, из-за большого количества подсистем, столкновения различных интересов и целей. Но как только в обществе начинают предприниматься попытки реализовать в жизнь одну из моделей развития, претендующих на статус единственно верной, общество становится закрытым, т.е. таким которое не допускает плюрализма, в котором развивается тоталитаризм, идеологический догматизм. Вместе с тем, непредсказуемость, нелинейность развития не означает, что ученые не могут строить модели социального прогнозирования. Напротив, обоснование возможных вариантов развития вполне рациональный и необходимый акт в современных условиях. Мир не является абсолютно произвольным и неуправляемым.

7. При построении различных моделей развития общества, при вмешательстве человека в характер развития социальных процессов необходимо обязательное осмысление последствий такого вмешательства. Исследование общества нуждается в «проигрывании» возможных вариантов развития социальной системы и выявление причин её неустойчивости: что произойдёт. если…? Какой ценой будет установлен порядок? Какие последствия вызовет такое воздействие на систему? Какова значимость того, что погибнет и того, что возникнет?

Эти вопросы свидетельствуют о том, что необходимо отказываться от позиции беспрекословной «манипуляции» и жесткого контроля над социальными процессами.

 

2. ТИПЫСОЦИАЛЬНЫХ СТРУКТУР:

Исследования общества как системы предполагает выявление его социальной структуры, выделение различных подсистем.

С точки зрения ИСТОРИКО-ГЕНЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА, описывающего отдельные подсистемы общества в соответствии с их возникновением в реальном историческом процессе, можно выделить следующие подструктуры (типы социальных структур):

Первая, СОЦИАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКАЯ, связана с биологической природой и включает в себя:

· РОД – объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, обычаями и верованиями;

· ПЛЕМЯ – объединение нескольких родов, связанных общностью происхождения.

· НАРОДНОСТЬ – исторически сложившаяся общность людей, в основу которой легли уже не кровно-родственные, а территориальные, соседские связи между людьми с общим языком, культурой, зачатками экономических связей.

· НАЦИЯ – общность людей, для которой характерны такие признаки как общность территории, языка, экономической жизни, общие черты психического склада, наличие самосознания, специфическая культура, общность духовной жизни.

Вторая, СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ – в качестве фундаментальной общности выступает НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ – непрерывно воспроизводящая себя общность людей.

 

ТРЕТЬЯ, СОЦИАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ – выступающая как форма организации общества и выражающая отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к определенному поселению (одному и тому же или разным).

 

Четвёртая, СОЦИАЛЬНО-КЛАССОВАЯ (согласно марксистской идеологии) – деление общества на КЛАССЫ– группы людей, отличающиеся

* по месту в системе общественного производства,

* по отношению к средствам производства,

*по роли в общественной организации труда,

*по способу получения общественного богатства.

Классы отличаются прежде всего экономическим положением

 

Пятая, ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – общество характеризуется с точки зрения профессиональных и образовательных параметров (деление общества по профессиям и уровню образования).

 

Шестая, СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ ИНСТИТУТЫ– семья, школа, церковь и т.д., обеспечивающие сохранение, преемственность и передачу культурных традиций, усвоение общественно-исторического опыта и накопленных человеческих знаний через обучение и воспитание.

 

При описании социальной структуры общества исследователи опираются на теорию социальной стратификации, которая не противоречит учению о классовой структуре общества (Вебер, Парсонс, Сорокин)

СТРАТИФИКАЦИЯ – система признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе, социальная структура общества.

СТРАТА (в перев. лат. – слой, настил) – это социальный слой - совокупность людей, выделяемая на основании близости определённых социальных параметров и связанного с этим сходства образа жизни, мышления.

Деление общества на страты определяется по * этническим, * д емографическим, * профессиональным, * территориальным, * возрастным характеристикам, * по религиозной принадлежности, * образу и стилю жизни, * стандартам поведения, * интересам и т.д.

Классовая и стратификационная модели не исключают одна другую. Наоборот, на основе вычленения в научном анализе существующих классов, слоев, различных социальных групп может быть построена достаточно объемная модель социальной структуры.

 

3. Природа и функции социальных противоречий и конфликтов.

В социальной философии сформировались различные подходы по вопросу об источниках социальной динамики. Так, для марксистской идеологии характерно видеть источником социальных изменений – возрастание человеческих ценностей, а механизм изменения - противоречия между производительными силами и производственными отношениями. Вебер, автор альтернативной точки зрения, ищет источник социальных изменений в сфере духовных смыслов, изменении религиозно-этических установок; Сорокин – в изменении культурных систем, философских воззрений на окружающую среду.

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ – один из видов социального отношения, заключающийся в противостоянии отдельных индивидов или групп людей, борющихся за реализацию своих интересов.

По своему содержанию он противопоставляется таким явлениям, как социальное согласие, сотрудничество, гармония, социальный порядок. В противоположность идеальным моделям бесконфликтного гармоничного общества, реалистические концепции представляют конфликт как неустранимый, постоянный элемент социальной жизни, проявляющийся в свои «слабых» формах в виде соревнования, состязательности, инициативности. В соответствии с этим выделяют различные формы социального конфликта, его фазы и средства: прямое насилие, принуждение, обман…

При объяснении природы и ПРИЧИН СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ сформировались 2 подхода:

· ресурсный: в его основе решающая роль отводится материальным компонентам в целеполагающей деятельности конфликтующих субъектов (богатство, собственность, власть, авторитет)

· ценностный подход: настаивающий на решающей роли ценностных ориентаций и установок, идеологических нравственных ориентиров.

В реальных ситуациях социального конфликта, как правило, переплетаются мотивы как ресурсного, так и ценностного характера.

Некоторые авторы (СОРОКИН) причины конфликтов видят в характере неудовлетворённых «базовых» потребностей, не осмысленных рационально, но связанных с инстинктами (самосохранение, самовыражение, потребность в пище, жилье, одежде, половой инстинкт).

Другие авторы (ВЕБЕР) связывают конфликты с проблемой власти, рассматривая социальный конфликт в рамках отношений господства и подчинения.

Для Европы 19 в. был характерен биполярный классовый конфликт между предпринимателем и рабочим.

После второй мировой войны социальная жизнь стала более сложной, не сводимой к промышленному производству в качестве основы. Для разрешения социальных конфликтов появились различного рода институты (парламентская демократия, различные комиссии), призванные находить механизмы согласования интересов различных социальных групп, предотвращения конфликтов на основе принципа законности, признания интересов разных групп.

Существуют различные пути, способы, формы разрешения социальных конфликтов:

· «избегание»

· откладывание разрешения конфликта,

· сближение противоборствующих сторон через посредника,

· третейское разбирательство или арбитраж,

· переговоры конфликтующих сторон на основе баланса интересов различных групп, партий, государств

В истории развития общества конфликты являются следствием проявления СОЦИАЛЬНОГО НАСИЛИЯ – проявление агрессии – применение силы или угрозу применения в прямой или косвенной форме, с целью принуждения людей к определённому поведению, господство одной воли над другой.

Динамика социальных отношений демонстрирует постоянный рост потенциала насилия. Уже в традиционных обществах насилие выступало в форме непосредственной реакции на «чужого», вплоть до его уничтожения.

В индустриальном обществе на передний план выступают скрытые формы насилия, где инструментом насилия становится интеллект, информация, высокоорганизованные технологии. и т.п. В новоевропейской традиции силовой подход сначала распространялся на природу, а затем переносится на общество, в результате чего насильственная социальная революция рассматривается как способ переустройства общества, фактор социального прогресса и путь утверждения общества без насилия. Масштабный всплеск насилия и жестокости выявил ограниченность социально классовой трактовки насилия и необходимости анализа более глубинных его причин, связанных с человеческой природой. В этом контексте, насилие рассматривалось как присущая человеческой психологии особенность и были раскрыты механизмы проявления присущих человеку форм насилия: как защитная инстинктивная реакция организма на среду(Лоренц), как проявление бессознательных устремлений человека (Ницше), как наличие внутренней агрессивности человека (Фромм).

История показывает, что насилие в ряде случаев оправдано(в случае сопротивления агрессору), но оно в конечном счёте носит деструктивный характер, способствует деморализации общества, росту проявлений негативных сторон человеческой природы, отбрасыванию общества назад.

Широкие проявления насильственных действий особенно опасны в современном мире, когда человечество накопило огромный арсенал смертоносного оружия.

Поэтому закономерным результатом поиска иных альтернативных насилию стратегий поведения являются идеалы компромисса, диалога, сотрудничества и ограничения деструктивных (разрушающих) начал человека.

Концепции насилия противостоит концепция ненасилия, представляющая собой и соответствующую идею, образ жизни и специфический тип умонастроения. В основе концепции ненасилия - особое отношение к человеку как высшей ценности мира, а также такие нравственные принципы, как милосердие, терпимость, взаимопонимание, сочувствие, соучастие в противоположность насилию, господству, подавлению, подчинению, деспотии.

· В той или иной степени идеи ненасилия предполагаются всеми религиями и культурами мира.

· Концепция ненасилия была развита Л.Толстым в форме идеи непротивления злу насилием. Он отмечал, что тот, кто хоть один раз испытал радость отплатить добром за зло, тот никогда уже не пропустит случая получить эту радость.

· Для М.Ганди идея ненасилия это не только этическое учение, но и соответствующий ориентир общественно0политического движения. Основные методы воздействия для Ганди – это убеждение, уступки, честность, сотрудничество, прощение вместо кары и мести. Это путь величайшей мудрости и силы, он связан с лишениями, страданиями и даже смертью во имя справедливости

·. Мартин Лютер Кинг разработал практическую сторону идеологии ненасилия и предложил 6 принципов ненасилия:

*ненасилие - метод борьбы и требует мужества,

*в борьбе нельзя унижать противника,

*вставший на путь ненасилия должен быть готовым принять страдание и не стремиться ответить ударом на удар

*духовное насилие также недопустимо, как и физическое,

*справедливость – одно из вселенских начал, содействуя ей через любовь и ненасилие, мы вносим свой вклад в гармонию Вселенной.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: