ТЕМА: ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕСТВА КАК СИСТЕМЫ




ЗАНЯТИЕ №11

 

 

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕСТВА КАК СИСТЕМЫ»

I. Согласны ли вы с тем, что общество – это упорядоченное, гармоничное, целостное, объединение людей? (да)

 

II. Верно ли утверждение о том, что человеческое общество – это самоорганизующая система? (да)

 

III. Что такое социальная система? Что или кто может выступать в качестве социальной системы? (совокупность социальных субъектов и объектов, их свойств и отношений, образующих целостный социальный организм; отдельная личность, группы людей, этнические и национальные общности, государства, группы государств, социализирующие институты,подсистемы общества, различные организации)

IV.Что такое общество? (это сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединённые согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения)

 

V. Назовите недостающую специфическую черту общества:

1.Общество отличается большим разнообразием различных социальных структур, систем и подсистем.

2.Оно обладает интегративным качеством, присущем ему в целом и не свойственным отдельным его компонентам.

3. Исследование общества нуждается в «проигрывании» возможных вариантов развития социальной системы и выявление причин её неустойчивости, необходимо обязательное осмысление последствий такого вмешательства.

4.Общество отличает исключительная динамичность, незавершённость и альтернативность.

5.Общество обладает особым статусом субъектов, определяющих его развитие. Человек является универсальным компонентом социальных систем, включаясь в каждую из них.

6.Самодостаточность, т.е. способность общества своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.

7. …………………………. (непредсказуемость, нелинейность развития. В обществе создаются предпосылки для реализации различных вариантов и моделей будущего развития общества, из-за большого количества подсистем, столкновения различных интересов и целей.

 

VI. Запишите типы социальных структур по указанным признакам:

1. Связана с биологической природой и включает в себя: РОД, ПЛЕМЯ, НАРОДНОСТЬ, НАЦИЮ. (этническая)

2. Выступает как форма организации общества и выражает отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к определенному поселению (одному и тому же или разным). (пространственная)

3. В качестве фундаментальной общности выступает НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ – непрерывно воспроизводящая себя общность людей. (демографическая)

4. Общество характеризуется с точки зрения профессиональных и образовательных параметров (деление общества по профессиям и уровню образования). (образовательная)

5. Делит общество на КЛАССЫ– группы людей, отличающиеся по месту в системе общественного производства. (классовая)

6. Семья, школа, церковь и т.д., обеспечивающие сохранение, преемственность и передачу культурных традиций, усвоение общественно-исторического опыта и накопленных человеческих знаний через обучение и воспитание. (социализирующие институты)

7.

VII. Что такое страта? И что лежит в основе деления общества на страты? (это социальный слой - совокупность людей, выделяемая на основании близости определённых социальных параметров и связанного с этим сходства образа жизни, мышления. Деление общества на страты определяется по * этническим, * демографическим, * профессиональным, *территориальным, * возрастным характеристикам, * по религиозной принадлежности, * образу и стилю жизни, *стандартам поведения, * интересам и т.д.)

 

VIII. Что лежит в основе деления общества на классы?(по месту в системе общественного производства, по отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда, по способу получения общественного богатства).

 

IX.Дайте определение данному понятию: «один из видов социального отношения, заключающийся в противостоянии отдельных индивидов или групп людей, борющихся за реализацию своих интересов». (социальный конфликт)

 

X. Назовите философские подходы к выявлению причин социального конфликта. (ресурсный: в его основе решающая роль отводится материальным компонентам в целеполагающей деятельности конфликтующих субъектов (богатство, собственность, власть, авторитет); ценностный подход: настаивающий на решающей роли ценностных ориентаций и установок, идеологических нравственных ориентиров; СОРОКИН: причины конфликтов видит в характере неудовлетворённых «базовых» потребностей, не осмысленных рационально, но связанных с инстинктами (самосохранение, самовыражение, потребность в пище, жилье, одежде, половой инстинкт); ВЕБЕР: связывает конфликты с проблемой власти)

 

XI. Назовите возможные пути, способы разрешения социальных конфликтов. («избегание», откладывание разрешения конфликта, сближение противоборствующих сторон через посредника, третейское разбирательство или арбитраж, переговоры конфликтующих сторон на основе баланса интересов различных групп, партий, государств)

 

XII. В чём сущность концепции ненасилия? (особое отношение к человеку как высшей ценности мира, а также такие нравственные принципы, как милосердие, терпимость, взаимопонимание, сочувствие, соучастие в противоположность насилию, господству, подавлению, подчинению, деспотии).

 

XIII.Кто из известных людей пропагандировал идею ненасилия? (Л.Толстой, М. Ганди, М.Л. Кинг)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: