КОНСПЕКТ
урока литературное чтение
Холодковой Валерии Вячеславовны
специальность 44.02.02
Преподавание в начальных классах
III курс, группа 32
Консультация методиста: дата _______ подпись _________
Консультация учителя: дата _______ подпись _________
Допуск к уроку ______________________________________
(подпись методиста)
Фамилия учителя Хомяк И.А __________
Дата проведения урока _____ 08.04.2020 ____________
Оценка за урок ______________________________
Тема. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?»
Цель урока:
Образовательная: познакомить с произведениями Г. Сапгира «Про медведя», М. Бородицкой «Разговор с пчелой», И. Гамазковой «Кто как кричит?»; обучать правильному, выразительному чтению целыми словами.
Развивающая: развивать творческие способности, речь, память, мышление; развивать орфографическую зоркость учащихся, познавательную активность.
Воспитательная: Формировать умение работать коллективно (выслушивать мнение товарища, приходить к единому мнению);содействовать воспитанию любви к предмету, воспитанию дружеских отношений.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: портреты писателей; учебник Литературное чтение Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. 1 часть;
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Валерия Вячеславовна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.
- Проверьте вашу готовность к уроку, всё ли у вас есть на партах? У вас должны быть: дневник, пенал, учебник.
II. Мотивация учебной деятельности
-Прочитайте стихотворение медленно, четко произнося слова.
Путаница!
Вот мы ви-дим ма-му,
А у ма-мы мы-ло.
Мама моет раму,
Что-бы чис-то бы-ло.
Мама моет аккуратно,
И все просто и понятно.
А если вдруг все части
Местами поменять,
То ничего мы с вами
Не станем понимать.
Вот мы ди-вим му-ма,
А у мы-мо ло-мы,
Ма-ма ет-мо му-ра,
Бы-что то-чис ло-бы.
- Прочитайте стихотворение с ускорением,.
- Прочитайте, начиная быстро, постепенно замедляя темп.
- Прочитайте стихотворение выразительно.
III. Актуализация опорных знаний учащихся
-Вы только что прочитали стихотворение «Путаница». Почему оно так называется?
-Когда наша речь может быть непонятной?(неправильное произношение, невнятное).
- Давайте прочитаем еще
- Что нужно делать для того, чтобы наша речь была понятной, внятной?
IV. Сообщение темы и задач урока
- Сегодня мы с вами будем читать стихотворение на эту тему. Поговорим о том, как правильно говорить и выражать свои мысли.
- Узнайте, о ком идет речь.
Кто это?
Гуляло по лесу Большое-лохматое. Залезло оно в малинник, ягоды с кустов сгребает, себе в рот запихивает. Затрещали кусты, зашелестели: «Кто это? Кто это?»Не отвечает Большое-лохматое. Жара его разморила, в речку загнала. Лапами Большое-лохматое машет, головой трясет, плывет — карасей пугает. Забеспокоились караси, губами зашлепали: «Кто это? Кто это?»Не отвечает Большое - лохматое. Далеко оно уже — на пасеке. Медом лакомится, на пчел рычит, от них лапами отмахивается. А пчелы вокруг вьются, жужжат: «Кто это? Кто это?»А ты догадался, кто? (В.Волина)
- Как вы думаете, о ком идет речь в этом тексте? (О медведе.)
- А почему так это животное называется?
- А что вы о нем знаете?
- Про медведя нам рассказал в одном из своих произведений писатель Генрих Вениаминович Сапгир.
V. Первичное усвоение новых знаний.
5.1.Сведения об авторе:
-САПГИ́Р Генрих Вениаминович - русский советский писатель и поэт, сценарист, переводчик.
Сапгир написал несколько книг для детей: «Первое знакомство» (1960), «Сказки» (1961), «Нарисованное солнце» (1962), «Ау» (1963), «Звёздная карусель» (1964), «Здравствуй» (1965), «Леса-чудеса» (1967); «Карманный фонарик» (1978); «Полосатые стихи» (1991), «Принцесса и людоед» (1996), сценарии к мультипликационным фильмам «Лошарик», «Паровозик из Ромашково», «Принцесса и людоед».
Словарная работа над новым текстом.
-При чтении, вам встретятся трудные слова (объясняют сами дети, учитель помогает)
Восторг – радость
Приятель – близкий знакомый
Медная (труба) – из металла красно-желтого цвета
Чаща – частый, густой лес.
Первичное восприятие текста
- Прочитайте название стихотворения Г. Сапгира.
- Сейчас мы с вами прочитаем это стихотворение, а после вы мне ответите почему данное стихотворение называется «Про медведя»?
(Чтение стихотворения сначала мной, затем учениками. Беседа по вопросам и выполнение заданий учебника.)
Физкультминутка
Топай, мишка,
Хлопай, мишка,
Приседай со мной, братишка,
Руки вверх, вперёд и вниз.
Улыбайся и садись.
Продолжение работы по теме урока.
- Прочитайте на с. 16, кто автор следующего произведения, с которым мы познакомимся. (М. Бородицкая.)
- Бородицкая Марина Яковлевна — детский поэт, прозаик, переводчица. Родилась в Москве. В детстве Марина мечтала стать медсестрой, юнгой на корабле, летчиком-парашютистом и актрисой. Училась она в английской спецшколе. В окончила Московский государственный педагогический институт иностранных языков. Работала гидом-переводчиком в бюро молодежного туризма, учителем в школе-интернате, потом в обычной школе.
-Прочитайте название стихотворения. Как вы его понимаете? О чем можно разговаривать с пчелой?
- Давайте прочитаем с вами это стихотворение. (Сначала я, потом ученики)
- Прислушайтесь к звучанию стихотворения. Вам удалось услышать, как возмущается пчела?
- За что пчела ужалила мальчика?
- Как вы думаете, можно ли рвать цветы? В каких случаях это можно делать?
- Асколько цветов можно сорвать?
- Попробуйте при чтении убедить своих слушателей, что специально подобранные в стихотворении слова с определенным звуком помогают оживить картину. Что вам помогло узнать, что разговор ведется именно с пчелой, какие звуки помогли это определить?
(Выразительное чтение стихотворения.)
- Прочитайте, кто автор следующего произведения. (И. Гамазкова.)
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством И. Гамазковой)
- Гамазкова Инна Линовиа (р. 1945) — один из популярных авторов наших детских журналов. Ее короткие занимательные стихи привлекают внимание неожиданными ритмами и образами. Если собрать все эти стихи вместе, получится целая коллекция, в которую войдут загадки и считалки, дразнилки и частушки, ворожилки и песенки. А слово «коллекция» здесь не случайно — все эти стихи похожи на остановление мгновения детской жизни, пойманные мягкой, доброжелательной ладонью: теперь их можно пристально разглядывать, как жуков или бабочек.
Автор таких книг как: «Это я говорю», «Азбука в загадках», «Кто летает», «У кого какие мамы».
- Прочитайте название стихотворения. Как вы его понимаете? О чем оно?
- Прочитайте стихотворение самостоятельно, вставив нужные слова.
- Правильны ли эти слова по смыслу и звучанию?
- Прочитайте стихотворение по очереди с соседом по парте.
- Правильно ли вы все прочитали? Почему трудно произносить ответ?
- Почему стихотворение получилось веселым? (Дети высказывают свое мнение, а затем читают вывод в рамке на с. 17.)
VI. Обобщающая беседа.
- Можно ли эти стих объединить одной темой? Какой?
- Какое стихотворение вам больше понравилось? Почему?
- Какой вывод вы сделали для себя, прочитав каждое стихотворение?
VII. Итог урока.
- Теперь предлагаю вам вспомнить, что же вы узнали на уроке.
- Как называются произведения, которые мы читали на уроке?
- Назовите их авторов. Что вы о них узнали?
- Что у вас получалось, а что нет? Подумайте, почему.
VIII. Домашнее задание.
- Подготовить выразительное чтение стихотворения И. Гамазковой, Е. Григорьевой «Живая азбука» (учебник, с. 18).