Тема 5. Пути формирования у детей дошк. возраста элементарных представлений о природе в разное время года.




Перспективное и календарное планирование эколого - педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

Значение планирования. Планирование помогает воспитателю организовать педагогический процесс таким образом, чтобы он наиболее полно отвечал возрастным возможностям и индивидуальным особенностям детей определенной группы, способствовал формированию личности воспитанников.

Цель планирования учебно-воспитательной работы по разделу «Ознакомление с природой»: осуществление формирования системы знаний, постепенное наращивание (расширение и углубление) содержания знаний, формирование практических навыков и умений, способов познавательной деятельности.

Одновременно воспитатель осуществляет целенаправленный выбор методов, приемов, форм организации детей, позволяющих учесть закономерности их психического развития, этапы формирования знаний, конкретное содержание знаний, которое формируется в данный момент, а также особенности изучаемых природных явлений. Воспитатель находит место конкретному содержанию, методу и форме организации детей в системе работы по ознакомлению с природой. Это и обеспечивает системность знаний и развитие необходимых способов познавательной деятельности.

Планирование работы обеспечивает установление тесных взаимосвязей между трудом в природе, наблюдениями на прогулках или в уголке природы и обучением на занятиях. Представления о природе, накопленные в повседневной жизни, постепенно обобщаются и систематизируются на занятиях. Вместе с тем усвоенные знания находят применение в игре, трудовой деятельности детей. Создается возможность на основе полученных знаний _ (например, о потребностях растений и животных) воспитывать у детей любовь и заботливое отношение к природе.

Значение планирования работы по ознакомлению с природой заключается и в комплексном решении воспитательно-образовательных задач в результате установления связи с другими разделами программы. Связь ознакомления с природой, с изобразительной и музыкальной деятельностью обеспечивает успешное эстетическое воспитание. Развитие речи в процессе ознакомления с природой помогает решать задачи умственного воспитания.

Содержание и формы планирования. Планирование работы по ознакомлению детей с природой осуществляется в трех формах: а) годовой план дошкольного учреждения; б) перспективный план на сезон; в ) календарный план работы воспитателя.

Годовой план. Планирование работы по ознакомлению детей с природой на год осуществляется заведующим дошкольным учреждением и старшим воспитателем.

В годовом плане намечаются конкретные пути улучшения работы по ознакомлению с природой: содержание семинаров и консультаций с целью повышения квалификации воспитателей; содержание педагогического совета, на котором могут заслушиваться материалы из опыта работы (например, «Воспитание бережного отношения к природе в старшей группе детского сада»); открытые мероприятия; организация контроля за усвоением программы в разных возрастных группах; содержание и формы совместной работы с родителями по формированию личности детей средствами природы. Ежегодно планируется работа по озеленению участка, созданию условий для наблюдений в уголке природы, пополнению детского сада методическими пособиями.

 

Задачи годового плана и способы их реализации тесно связаны с планами работы воспитателей в каждой возрастной группе.

Перспективный план. Полезно составить перспективный план работы по ознакомлению с природой на сезон. Делает это старший воспитатель при участии воспитателей.

Ценность перспективного планирования заключается в возможности построить систему работы по ознакомлению детей с природой, учитывающую постепенное усложнение знаний, методов и приемов.

Необходимость такого планирования связана с тем, что встречу со многими природными явлениями (например, наблюдение за состоянием погоды, агрегатным состоянием воды, животными и т. д.) часто не удается предусмотреть точно по срокам.

В перспективном плане следует определить и конкретизировать:

1) задачи ознакомления с природой на сезон в определенной группе;

2) содержание знаний, умений и навыков, которые необходимо формировать в данный период;

3) перечень занятий с указанием ведущего метода и кратким описанием программных задач;

4) перечень наблюдений и содержание труда на прогулках и в уголке природы с указанием основных приемов руководства деятельностью детей;

5) перечень дидактических природоведческих игр для проведения вне занятий;

6) книги для дополнительного чтения.

Перспективные планы помогают воспитателю при составлении календарного плана.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: