Признаки предпринимательской деятельности.




1. Самостоятельность осуществления предпринимательской деятельности ( предприниматель осуществляет свою деятельность непосредственно от своего имени, по собственной воле и в собственных интересах)

2. Предприниматель действует на свой риск ( предприниматель, решивший действовать самостоятельно в целях получения прибыли, сознательно идет на риск в той или иной степени, ведь невозможно со 100-процентной гарантией спрогнозировать успех или предвидеть неудачу)

3. Предпринимательская деятельность всегда имеет целью систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг ( системность осуществления деятельности – самое важное свойство, которое объединяет все действия в единое целое)

4. Предпринимателями могут быть лица, зарегистрированные в установленном законом порядке ( Во-первых, это обозначает, что нужно пройти государственную регистрацию в качестве предпринимателя. Во-вторых, в некоторых случаях для начала предпринимательской деятельности может быть недостаточно только факта государственной регистрации лица в качестве предпринимателя. Чтобы осуществлять некоторые виды деятельности, требуется получение лицензии).

 

 

№73.
Предпринимательский доход — часть прибыли от предприни­мательской деятельности, которую получают сами предпринима­тели за риск, новаторство, организацию производства и труда:
нормальную прибыль (Если ее величина будет недостаточ­на, то предприниматель займется другим, более прибыль­ным бизнесом или откажется от предпринимательской дея­тельности вообще ради получения заработной платы, рабо­тая по найму).
экономический доход (разность между валовым дохо­дом (выручкой) фирмы и ее экономическими издержками (суммой как внешних, так и внутренних издержек).

Источники прибыли в хозяйственной деятельности показывают, каким именно образом предприятие может достигнуть положительного финансового результата. Выделяют три основных источника получения прибыли.

1. Монопольное положение предприятия по производству и продаже той или иной продукции и (или) уникальности последней. Для поддержки данного источника на относительно высоком уровне необходимо постоянно обновлять ассортимент продукции.

2. Производственная и предпринимательская деятельность. В рамках данного источника размер прибыли зависит:

o от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции(выбор продуктов, пользующихся стабильно высоким спросом);

o возможности создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг(цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание покупателей);

o возможности увеличения объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли);

o возможности снижения издержек производства и реализации.

3. Инновационная деятельность предприятия. Для поучения прибыли из этого источника необходимо постоянно обновлять выпускаемую продукцию с целью обеспечения ее конкурентоспособности, роста объемов реализации и увеличения массы прибыли.

Функции прибыли:
1.Распределительная – способствует эффективному распределению ресурсов. Ре­сурсы распределяются среди фирм и отраслей на основе способности последних платить.

2.Стимулирующая – стимулирует нововведения. Ожидание прибыли побуждает предпринимателя осуществлять нововведения. Инноваци­онной деятельностью сегодня занимаются все эффективные предприятия.
3. Оценочная – дает возможность провести оценку эффективности работы предприятия является двигателем экономического развития. В условиях рыночной экономики именно от прибыли, вернее от ее ве­личины, зависит, какие блага и в каком количестве будут производиться.

Виды прибыли:

1.Балансовая прибыль - конечный финансовый результат, выявленный в отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса.

2.Валовая прибыль - выраженный в денежной форме чистый доход на вложенный капитал.

3.Чистая экономическая прибыль - это прибыль, остающаяся после вычитания всех расходов из общего дохода организации.

4.Маржинальная прибыль - это превышение выручки над переменными затратами на производство продукции, которое позволяет возместить постоянные затраты и получить прибыль.

5.Номинальная прибыль - это прибыль, обозначенная в финансовой отчетности, которая соответствует балансовой прибыли.

6.Реальная прибыль — это номинальная прибыль, пересчитанная на инфляцию.

7.Нераспределенная прибыль представляет собой конечный финансовый результат отчетного периода за вычетом налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение договоров.

8.Капитализированная прибыль - это прибыль, направленная на увеличение собственного капитала организации. Она является источником расширенного воспроизводства.

9.Нормальная прибыль - это среднерыночная прибыль, позволяющая сохранять позиции на рынке.

 


№74. Развитие предпринимательства осуществляется двумя основными путями:

1. В качестве субъекта предпринимательской деятельности выступает частное лицо - предприниматель, создающий новые организационные производственно-хозяйственные структуры(путь, основанный на частной инициативе и частной собственности, представляется наиболее соответствующим классическому пониманию предпринимательства)

2. В качестве субъекта предпринимательской деятельности выступает действующее предприятие(путь заключается в том, что действующее предприятие создает или участвует в создании производственно-хозяйственных предпринимательских структур)

Государство, создавая условия для развития предпринимательства, преследовало следующие основные цели:
- повышение эффективности народного хозяйства за счет развития частной инициативы и новаторской деятельности предпринимателей;
- создание новых рабочих мест;
- создание среднего класса мелких предпринимателей и квалифицированных специалистов, являющихся основой демократического общества;
- повышение благосостояния населения.

Виды предпринимательства:

1. Производственное - форма самостоятельной и инициативной деятельности, направленной на извлечение прибыли, производство продукции, выполнение работ или оказание услуг, которые в качестве товара подлежат последующей реализации конечным потребителям или посредникам. Предпринимателю для осуществления производственной деятельности требуются, как правило, транспортные, строительные услуги. Связано с большими денежными затратами.

2. Коммерческое - деятельность на товарной стадии оборота капитала, которая охватывает обмен, распределение и потребление произведенной продукции. Определяющую роль в этом виде предпринимательской деятельности играют товарно-денежные и торгово-обменные операции и сделки по купле-продаже товаров. Коммерческое предпринимательство более рискованно.

3. Финансовое - это деятельность предпринимателей на денежной стадии оборота капитала, когда объектом сделок выступают специфические виды товара-наличные и безналичные деньги, валюта и ценные бумаги, которые имеют свойства или обесцениваться или быстро менять курс. Это: Банки, Инвестиционные компании и фонды, Фондовые биржи.

4. Консультационное - определенные лица, консультанты, являющиеся квалифицированными специалистами в какой-либо области, дают на платной основе советы и рекомендации другим предпринимателям или гражданам по вопросам своей компетенции.

5. Страховое -предприниматель гарантирует страхователю за определенную плату компенсацию возможного ущерба имуществу, ценностям, жизни в результате непредвиденного случая. Прямое отношение к страховому предпринимательству имеют такие формы, как имущественное страхование, личное страхование жизни и здоровья, а также страхование риска, ответственности.

6. Посредническое- посредничество характеризуется тем, что предприниматель не производит продукцию, не торгует товарами, ценными бумагами, не дает денежный кредит, не является консультантами, а лишь оказывает посреднические услуги.

Формы предпринимательства:

1. Индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Преимущества:
упрощенность процессов создания и ликвидации бизнеса;
-свободное использование собственной выручки;
-упрощенный порядок принятия решения.
Недостатки:
-отвечает по обязательствам своим имуществом;
-требуется постоянное личное участие, так как нельзя назначить «директора»

2. Совместное предпринимательство: означает целый комплекс форм производственно-хозяйственной деятельности партнеров двух или нескольких стран, содержанием которой является кооперация в сферах производства, торговле, в научно-технической, инвестиционной и сервисной областях. Осуществляется в следующих формах:

- Консорциум - временное добровольное объединение для решения конкретных задач. Выполнив поставленную задачу, консорциум прекращает свою деятельность или преобразуется в иной вид договорного объединения.

- Акционерное общество - признаётся коммерческая организация, уставный капитал которой разделён на определённое число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Выделяются открытые (число не ограниченно, продает акции без разрешения) и закрытые акционерные общества.

3.Венчурное предпринимательство — рисковое предпринимательство, направленное на использование технических и технологических новшеств, научных достижений, ещё не используемых на практике. Венчурным бизнесом чаще всего занимаются малые предприятия, организованные, в основном, при наукоёмких областях производства, разработчиках новых технологий, научных исследований.

№75. Фирма .
Фирма
– этоэкономический агент, занимающийся производственной деятельностью и обладающий хозяйственной самостоятельностью в принятии решений о том, что, как и в каких количествах производить, где, кому, и по какой цене продавать продукцию. Фирма объединяет ресурсы для производства определённых экономических благ.

Цели фирмы:

1.Повышение объема продаж и увеличение собственной доли на рынке, а также максимальный контроль ценообразования и потребительского спроса;

2.Сохранение штата служащих. Стремясь к этому руководство фирмы повышает заработную плату, улучшает условия труда осуществляет трансфертные платежи, т. е. стимулирует индивидуальный результат рабочего;

3.Выживание в кризисной экономике. Инфляционные ожидания порождают стремление к созданию новых стратегических методов развития. В соответствии с этим в современных организациях целесообразно иметь отдел стратегического планирования, который разрабатывает комплекс мер по достижению конечных целей фирмы.

4.Производство качественно новых товаров и их продвижение на рынок. Внедрение в производство новейших технологий позволяет изготавливать более качественный и конкурентоспособный продукт за более низкий объем времени.

Функции фирмы:

1.Производственная функция подразумевает способность фирмы организовать производство по изготовлению товаров и услуг.

2. Коммерческая функция обеспечивает материально-техническое снабжение, сбыт готовой продукции, а также маркетинг и рекламу.

3. Финансовая функция привлечение инвестиций и получение кредитов, расчеты внутри фирмы и с партнерами, выпуск ценных бумаг, уплата налогов.

4. Счетная функция составление бизнес-плана, балансов и смет, проведение инвентаризации и отчетов в органы государственной статистики и налогов.

5. Административная функция -функция управления, включающая организацию, планирование и контроль над деятельностью в целом.

6. Правовая функция осуществляется через соблюдение законов, норм и стандартов, а также через выполнение мер по охране факторов производства.

 

 

Факторы деятельности фирмы:

Внешние факторы делят на две группы:

· - факторы прямого воздействия на предприятие, можно оценить степень и влияние (поставщики, потребители, конкуренты).

· - факторы косвенного воздействия - это те факторы, которые трудно оценить количественно, но которые в будущем могут оказать сильное влияние на деятельность предприятия. Это экономическая ситуация в стране, уровень инфляции динамика курса национальной валюты социальный климат в обществе, политические решения и т.д.

Поставщики ресурсов. Из внешней среды предприятия получают сырье, инвестиции, работников. Качество, количество и цена ресурсов определяют дальнейшую эффективность деятельности предприятия.

Конкуренты оказывают влияние на результаты предприятия через снижение цен на товары, повышение качества, расширения ассортимент, путем захвата рынка сбыта

Факторы внешней среды характеризуются взаимосвязью и взаимозависимостью факторов сложностью внешней среды подвижностью внешней среды, неопределенностью среды.

Внутренняя среда - это те факторы, которые действуют внутри предприятия. Ее оценка необходима для определения сильных и слабых сторон предприятия. Она характеризуется пятью сферами:

  • - маркетинг и производство.
  • - финансы
  • - человеческие ресурсы;
  • - имидж предприятия

Маркетинг оценивается по объему продаж и доли предприятия на рынке, ассортименту, уровню предпродажного и послепродажного обслуживания, по разработке нового вида товара, уровню сбыта и рекламы.
Производство характеризуется техническим уровнем оборудования, степенью износа, прогрессивностью применяемой технологии, качеством продукции, потерями сырья в процессе производства, выходом готовой продукции, прогрессивностью используемых материалов.
Финансы характеризуется уровнем платежеспособности, ликвидности и финансовой устойчивости.
Человеческие ресурсы характеризуются профессиональным составом, уровнем компетентности руководящего состава, уровнем профессионализма работников, принятой системой подготовки кадров, морально-психологическим климатом коллектива.
Имидж складывается через качество продукции, через потребителей, через сотрудников фирмы, через рекламу, через способность предприятия выполнять свои обязательства.

№76.Теории фирмы.
Фирма – это организация, использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью получения прибыли.

1. Неоклассическая теория фирмы: фирма рассматривается как производственная единица, деятельность которой описывается производственной функцией, а целью является максимизация прибыли.

Главная задача фирмы состоит в нахождении такого соотношения ресурсов, которое обеспечило бы ей минимальные издержки производства. Однако опорные предпосылки неоклассической трактовки фирмы — заданность условий деятельности, игнорирование особенностей внутренней организации, отсутствие альтернативности в выборе решений — делали ее мало пригодной для решения практических задач.

2.Институциональная теория фирмы: в этой теории фирма – это сложная иерархическая структура, действующая в условиях рыночной неопределенности.

Используя в качестве предпосылок наличие трансакционных издержек, а также присущий фирме неценовой метод распределения ресурсов, институциональная теория определяет фирму как альтернативный рыночному механизм осуществления сделок в целях экономии трансакционных издержек. Другая предпосылка теории базируется на понимании того, что фирма представляет собой совокупность отношений между вовлеченными в нее владельцами ресурсов. Центральный аспект анализа – исследование проблемы распределения прав собственности, а сама фирма представляется в виде заключаемого между владельцами ресурсов контракта, призванного обеспечить наиболее эффективное использование ресурсов.

3.Эволюционная концепция фирмы - другая разновидность этой теории.

Суть ее сводится к тому, что фирма эволюционирует под воздействием внешних и внутренних факторов, а решения принимаются исходя из особенностей внутренней организации и сложившихся на фирме традиций. При этом у фирмы отсутствует единственный критерий оптимальности принятия решений и ее поведение меняется в зависимости от рыночной ситуации, сложившихся традиций и исторического опыта фирмы.

4.Классическая теория фирмы - ставила своей задачей объяснить, почему в отраслях существуют фирмы определенного размера, почему фирмы производят такой, а не иной объем выпуска, и почему цена, которую они назначают, не может быть ни больше, ни меньше того, что определяет рынок.

№77. Классификация фирм.
Фирма
– это самостоятельный экономический субъект, занимающийся коммерческой и производственной деятельностью и обладающий обособленным имуществом.

Фирмы классифицируются по ряду критериев:

1. По виду хозяйственной деятельности и характеру операций фирмы делятся на: промышленные; сельскохозяйственные и агропромышленные; торговые; строительные; транспортные; страховые, инжиниринговые; лизинговые и др.

Промышленные компании составляют одну из самых многочисленных групп. К их числу относятся фирмы, в которых 50% оборота и более составляет продукция их собственных предприятий(автомобильным).
Сельскохозяйственные и агропромышленные компании, осуществляющие переработку и сбыт основных видов продукции крестьянских хозяйств.
Торговые фирмы
занимаются операциями купли-продажи и могут входить в систему сбыта промышленных фирм либо быть независимыми торговыми посредниками.
Строительные фирмы
выступают в качестве подрядных фирм по проектированию и сооружению жилых и административных зданий, промышленных предприятий, железных и шоссейных дорог.
Транспортные фирмы
вызваны развитием в последние годы современных видов транспорта.
Банковские, страховые, финансово-инвестиционные компании, сберегательные кассы, а также фирмы, производящие операции с ценными бумагами и недвижимым имуществом.

2. По характеру собственности фирмы делятся на: государственные; государственно-частные; частные.

3.По принадлежности капитала фирмы делятся на: национальные; смешанные; международные.

Структура фирмы:

  • Организационная структура — это состав и соподчиненность взаимосвязанных звеньев управления.
  • Функциональная структура отражает разделение управленческих функций между руководством и отдельными подразделениями.
  • Ролевая структура определяет состав и распределение творческих, коммуникационных и поведенческих ролей между отдельными работниками предприятия и является важным инструментом в работе с персоналом.
  • Социальная структура характеризует трудовой коллектив по социальным показателям (пол, возраст, профессия и квалификация, национальность, образование и др.).
  • Штатная структура определяет состав подразделений и перечень должностей, размеры должностных окладов и фонд заработной платы.

№78.

Показатели эффективности деятельности фирм это абсолютные и относительные данные:

1.Основной из них – прибыль – конечная цель и основной критерий деятельности фирмы.

2. Важный показатель эффективности – объем продаж. Он отражает масштабы деятельности фирмы и темпы ее роста

3. Рентабельность продаж - уменьшение этого показателя означает падение спроса на продукцию фирмы и, как следствие, – снижение рентабельности продаж.

4. Рентабельность активов: показывает эффективность использования инвестированного в имущество фирмы капитала – основного и оборотного. Низкий уровень рентабельности активов свидетельствует о низком спросе на продукцию фирмы или же о перевложении капитала в активы.

5. Рентабельность основного капитала - чем выше величина этого показателя, тем эффективнее использование основных средств фирмы.

6. Рентабельность собственного капитала - свидетельствует об эффективности использования той части капитала, которая инвестирована в фирму за счет собственных источников финансирования, и рассчитывается по формуле:

7. Отношение объема продаж к активам характеризует эффективность использования всех средств, находящихся у фирмы, а отношение объема продаж к основному капиталу– эффективность использования средств, вложенных в основной капитал. Свидетельствует о повышении эффективности операций фирмы или же отражает инфляционный рост цен.

8. Коэффициентом оборачиваемости оборотных активов. Он показывает число оборотов, совершенных оборотным капиталом в течение года. Чем выше число оборотов, тем коммерческая деятельность фирмы более активна, и требуется меньше средств для ведения текущих операций.

9. Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов, показывает число оборотов этих запасов в течение года. Снижение этого показателя означает снижение сбыта готовой продукции, затоваренность, а также может свидетельствовать об увеличении запасов сырья и материалов в связи с ожидаемым ростом цен.

10. Отношение объема продаж к общему числу занятых характеризует выработку в расчете на одного занятого, т. е. показатель производительности труда.

Норма доходности - норма прибыли, порожденная инвестицией. Определяет максимально приемлемую ставку дисконта, при которой можно инвестировать средства без каких-либо потерь для собственника.

Определяется: как норма прибыли, при которой чистая текущая стоимость инвестиции равна нулю.

Характеризует: эффективность инвестиции, в относительных значениях.

Недостатки: не показывает результат инвестиции в абсолютном значении, при знакопеременных потоках может быть рассчитан неправильно.

Условия сравнения: любой срок действия инвестиции и размер.

Норма затрат - в отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным производством разнообразной и сложной продукции (машиностроение, металлообработка, швейное, обувное, мебельное производство и другие).

Сущность: Отдельные виды затрат на производство учитывают по текущим нормам; обособленно ведут оперативный учет отклонений фактических затрат от текущих норм с указанием места возникновения отклонений, причин и виновников их образования; учитывают изменения, вносимые в текущие нормы затрат в результате внедрения организационно-технических мероприятий, и определяют влияние этих изменений на себестоимость продукции.

 


№79.Равновесие.
Равновесие фирмы в краткосрочном периоде: количество отдельных факторов производства остается неизменным. Поэтому устойчивость фирмы на рынке, ее конкурентоспособность будет определяться тем, как она использует переменные ресурсы.

Существуют два универсальных правила, применимых к любой структуре рынка.

Первое правило гласит, что фирме имеет смысл продолжать функционирование, если при достигнутом уровне производства ее доход превосходит переменные издержки. Фирме следует прекратить производство, если суммарный доход от продажи произведенного ею товара не превосходит переменных издержек (или хотя бы не равен им).

Второе правило определяет, что если фирма решила продолжать производство, то она должна выпускать такое количество продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

Равновесие фирмы в долгосрочном периоде. Условия равновесия фирмы в долгосрочном периоде:

1. предельные издержки фирмы должны равняться рыночной цене товара;

2. фирма должна получать нулевую экономическую прибыль;

3. фирма не в состоянии увеличивать прибыль путем неограниченного расширения производства.

В долгосрочном периоде уровень прибыльности является регулятором используемых в отрасли ресурсов.

Когда все фирмы отрасли действуют с минимальными издержками в долгосрочном периоде, то считается, что отрасль находится в равновесном состоянии. Это означает, что при данном уровне развития технологии и неизменных ценах на экономические ресурсы каждая фирма отрасли полностью исчерпывает внутренние резервы оптимизации производства и минимизирует свои издержки. Если ни уровень технологии, ни цены на факторы производства не изменятся, то любая попытка фирмы увеличить (или уменьшить) объемы производства приведет к убыткам.

Диверсификация — расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства. Такую диверсификацию называют диверсификацией производства.

Экономи́ческаяинтегра́ция — процесс развития устойчивых взаимосвязей соседних государств, ведущий к их постепенному экономическому слиянию, основанный на проведении этими странами согласованной межгосударственной экономики и политики.

Преимущества:

  • увеличение размеров рынка — проявление эффекта масштаба производства;
  • возрастает конкуренция между странами;
  • происходит обеспечение лучших условий торговли;
  • расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры;
  • распространение новейших технологий.

Отрицательные последствия:

  • для более отсталых стран это приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспределение в пользу более сильных партнеров;
  • олигопольный сговор между ТНК стран-участниц, который способствует повышению цен на товары;

Концентрация производства - это процесс, нацеленный на увеличение на предприятии выпуска продукции или объема оказания услуг.

Экономические преимущества концентрации производства следующие:

  • концентрация производства является обязательной предпосылкой развития научно-технического прогресса;
  • в условиях концентрации производства, как правило, растет производительность труда;
  • в условиях концентрации производства наиболее эффективно используются высокопроизводительные машины и оборудование;
  • в крупном производстве существует большая возможность для внедрения прогрессивных технологий, а также имеют место большие возможности для организации ресурсосберегающего производства;
  • при увеличении объемов производства за счет сокращения удельного веса условно-постоянных расходов происходит непропорционально меньший рост издержек, вследствие чего увеличивается рентабельность высококонцентрированного производства.

 


№80. Проблема открытия и закрытия предприятия.

Создание предприятий базируется на определенных законодательством принципах и проходит несколько этапов:

- возникновение идеи о создании нового предприятия, определение предмета и цели его деятельности;

- определение организационно-правовой формы;

- определение возможностей использования новых технологий, техники и связи;

- изучение рынка, объема спроса и т.д.

- подбор соучредителей (если необходимо);

- определение финансовых возможностей, источников и финансовое обоснование;

- государственная регистрация в органах государственной регистрации, изготовление печати, штампов, постановка на учет в государственной налоговой службе и др.

Для государственной регистрации в соответствующий орган представляются следующие документы:

- заявление учредителя (или учредителей) о регистрации;

- устав предприятия;

- решение о создании предприятия (или постановление собрания учредителей);

- свидетельство об уплате государственной пошлины за регистрацию.

Когда регистрация завершена и получено свидетельство о регистрации, все сведения о новом предприятии передаются в Министерство финансов РФ для включения в Государственный реестр предприятий. Здесь предприятию присваиваются коды общероссийского классификатора предприятий и организаций, после чего предприятие готово открыть расчетный счет в банке и начинать работу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: