Общее описание пакета документов Юридическим основанием для проведения социологического исследования обычно ...»




Пакет деловых документов на проведение социологического исследования

Общее описание пакета документов Юридическим основанием для проведения социологического исследования обычно...»

Общее описание пакета документов

Юридическим основанием для проведения социологического исследования

обычно является договор между организациями - Заказчиком и Исполнителем.

Грамотное заключение договора и контроль его исполнения обеими сторонами

является одним из непременных требований к профессиональному социологу.

Договорные отношения в сфере научных исследований регулируются Гражданским Кодексом РФ и основанными на нем законами и подзаконными актами. Прежде всего, это статьи 420-453 (Общие положения о договоре), 702Общие положения о подряде), 769-778 (Выполнение научно-технических работ) ГК РФ, а также Четвертой частью ГК РФ, регулирующей отношения интеллектуальной собственности и авторские права. Три блока, регулирующие договорные отношения, составляют как бы юридическую «матрешку». В положениях о договоре сформулированы требования, применимые к подряду, а договор на выполнение исследования, в свою очередь, является частным случаем договора подряда.

Социолог, как и представитель любой другой профессии, не может знать всех юридических и экономических тонкостей, связанных с заключением договора и проведением исследования. Для этого есть специалисты-юристы. Каждая социологическая фирма должна либо иметь юриста в своем штате (что довольно дорого) либо (более желательно) иметь постоянные отношения с юристом или юридической конторой, специализирующимися на обслуживании информационного бизнеса.

 

     

 

В то же время каждый социолог (как руководитель, так и рядовой сотрудник фирмы и анкетер) должен иметь общее представление о том, какие пункты обычно включаются в договор, какие документы к нему прилагаются, на что необходимо обращать внимание при заключении и дальнейшем прохождении договора, как застраховать себя от конфликтных ситуаций.

Стандартный набор включает следующие документы.

• Договор на проведение социологического исследования

• Приложение №1 - Техническое задание

• Приложение №2 - Программа исследования

• Приложение №3 - Календарный план

• Приложение №4 - Протокол соглашения о договорной цене

• Приложение №5 - Смета проекта Образцы перечисленных документов приводятся в Приложении 2. Кроме перечисленных документов, составляющих пакет, подписываемый при заключении договора, важную роль в договорных отношениях играют акты приемки/сдачи продукции, а также протоколы согласия/разногласия. Особое место занимает переписка между участниками договора и представителями объекта исследования (например, местными властями и руководителями обследуемых фирм).

Содержание договора и сопутствующих ему документов регулируется правовыми нормами, а также договоренностями между сторонами.

Юридические нормы делятся на диспозитивные - предоставляющие участникам договора свободу выбора, и императивные - предполагающие четкую схему действия и исключающие их несоблюдение [1, 3-13]. Заключая договор необходимо отдавать себе отчет, что нарушение императивных правовых норм делает договор недействительным, даже если обе стороны согласны с его условиями. Более того, одна из сторон может в судебном порядке признать договор недействительным, если какой-либо его пункт нарушает императивные юридические нормы гражданского права. Так, например, договор может быть признан недействительным в судебном порядке, если в ходе социологического исследования предполагается сбор сведений, не подлежащих разглашению (например, о профессионально-квалификационном составе работников закрытых предприятий, или сведений, составляющих коммерческую тайну третьих лиц). Именно поэтому при работе с незнакомым партнером, или с партнером, которому вы не вполне доверяете, необходимо обязательно советоваться с юристом. Центральным документом всего пакета является собственно договор.

 


3.2. Договор как основной документ. Участники договора Договор заключается между двумя организациями - Заказчиком и Исполнителем, от имени своих полномочных представителей (см Приложение).

При заключении договора необходимо следить за соблюдением следующих условий.

1) Каждая из сторон должна иметь право на осуществление деятельности, оговоренной договором. Нарушения этого требования часто встречались в практике социологических исследований в 90-е годы. Например, фонд, не имеющий права коммерческой деятельности, мог заказать исследование, носящее явно коммерческий характер. Чаще это требование нарушалось Исполнителем. За проведение социологических исследований иногда брались фирмы, не имеющие права на проведение научноисследовательских работ в данной сфере. Чтобы избежать неприятностей, могущих возникнуть в связи с этими нарушениями, необходимо заранее ознакомиться с учредительными документами обоих участников договора.

Учредительными документами обычно является Устав, либо Приказ вышестоящего ведомства (для государственных учреждений). Именно поэтому в первой части договора делается ссылка на учредительные документы.

Исполнителю необходимо убедиться, что Заказчик является юридическим лицом на момент заключения договора, и отслеживать, какова вероятность сохранения его в качестве такового к моменту завершения договорных отношений, а в случае прекращения его функционирования - кто является правопреемником Заказчика. В период бурных экономических пертурбаций начала 90-х годов нередки были случаи, когда договора заключались от имени организаций (фондов, партий, фирм), не оформленных соответствующим образом, либо созданных только в целях обналичивания бюджетных денег и прекращавших свое существование до завершения договора и не выплачивавших денег за уже проделанную работу.

2) Лица, подписывающие договор от имени Исполнителя и Заказчика, должны иметь право соответствующей подписи. Далеко не каждый член руководства фирмы или учреждения имеет право на подпись под финансовыми документами. Особенно важно следить, чтобы представители обеих фирм, заключающих договор, имели право на подпись финансовых документов. В практике социологических исследований, осуществленных автором, был случай, когда от имени Заказчика (одной из Федеральных служб) договор был подписан заместителем, не имевшим права такой подписи, поскольку в момент подписания первых лиц не было в Москве, а откладывать подписание было невозможно, что не позволило оплатить договор. Впоследствии договор пришлось заключать снова. В таких случаях следовало подписать предварительный договор [2, Статья 429].

Лучше всего, если договор подписывается первыми лицами с обеих сторон, или их первыми заместителями, в случае отсутствия первых лиц. Желательно, также, чтобы все документы пакета (от договора до акта приемки-сдачи) подписывались одними и теми же лицами, в целях избежания недоразумений и несогласованности. Например, если договор подписывался директором фирмызаказчика, тогда и все последующие документы, включая акт приемки-сдачи, должны подписываться тем же лицом, или лицом, занимающим ту же должность (если за это время поменялось руководство фирмы). Разнобой подписей может возникнуть, когда договор оформляется в течение длительного периода, за который меняется руководящий состав одной из сторон. Иногда в этих случаях лучше перезаключать договора, добиваясь идентичности всех подписей.

3) Этика деловых отношений требует, чтобы лица, подписывающие договора с обеих сторон, занимали примерно одинаковую позицию в иерархии каждой организации. Например, если Заказчиком является крупная фирма или представительство крупной международной фирмы в России, то и от Исполнителя договор должен подписываться главой исследовательской фирмы, а не его заместителем. И наоборот, подпись первого лица фирмы-исполнителя предполагает достаточно высокий уровень подписи Заказчика. Конечно, возможны и исключения. Если Заказчиком выступает Газпром, Минэкономики или Совет Европы, с их стороны вполне допустима подпись вторых и даже третьих лиц, лишь бы они обладали соответствующим полномочиями.

4) В соответствии с российским законодательством, научноисследовательские работы должны выполняться фирмой-исполнителем самостоятельно, хотя в принципе и допускается привлечение посторонних специалистов. Это требование очень важно, особенно в тех исследованиях, результаты которых могут представлять коммерческую или иную тайну.

Именно поэтому исследователю не стоит прибегать к услугам фирмпосредников, либо обращаться только к тем из них, надежность которых не вызывает сомнения у Заказчика и Исполнителя, и которые имеют хорошую репутацию. Кандидатуры третьих лиц, привлекаемых к реализации договора, должны согласовываться с Заказчиком [2, статья 770].

5) Немаловажен вопрос об очередности подписания договора. Дело в том, что согласно ГК договор вступает в силу только с момента получения инициатором договора достоверной информации о том, что противоположная сторона его подписала (на юридическом языке это называется акцептом оферты)[2, статья 432]. Теоретически инициатором должен быть Заказчик, и его подпись должна появиться раньше, чем подпись Исполнителя. Однако по старой советской традиции, когда Заказчиком почти всегда являлось государственное учреждение, первым договор подписывал Исполнитель (он как бы испрашивал милости у благодетеля). Отметим, что в самом ГК нет указаний, кто именно должен быть инициатором. Такая ситуация является основной причиной того, что договор подписывается в двух экземплярах и Исполнитель приступает к работам только тогда, когда у него на руках имеется подписанный Заказчиком экземпляр. Отметим, что, согласно ГК, договор может быть подписан и в одном экземпляре. Если предложение исходит от частной фирмы, для Исполнителя целесообразно именно ее сделать инициатором договора. Однако если этого сделать не удается (Заказчик – министерство или очень крупная фирма), выполнять работы можно начинать только тогда, когда у Исполнителя на руках есть подписанный Заказчиком экземпляр договора.

Предмет договора.

Название научно-исследовательского проекта - очень важная часть договора;

тем не менее, стороны не всегда относятся к нему достаточно серьезно.

Название должно соответствовать специфике деятельности каждой из сторон.

Если Заказчик имеет перспективный план деятельности, то целесообразно добиваться, чтобы данное исследование было включено в одну из рубрик последнего (например, в одну из Федеральных программ, разрабатываемых соответствующим министерством). Название должно быть достаточно точным и в то же время сформулировано таким образом, чтобы его не приходилось менять по мере обычного в процессе разработки программы уточнения объекта и предмета исследования. Нельзя, например, называть исследование "Профессиональные ориентации российской молодежи", если вы собираетесь выявить, какие социальные и демографические факторы повлияли на выбор профессии среди студентов некоторых вузов Москвы. Более правильно, например: «Факторы выбора профессии студентами московских вузов». В то же время, назвав исследование «Доход семьи и профессиональная принадлежность родителей как факторы профессиональной ориентации студенчества г. Москвы», вы можете получить результат, что главным фактором является наличие знакомых в той или иной сфере, престиж профессии в обществе, качество школьного преподавания, удаленность вуза от дома, и т.д.

Важно следить, чтобы на всех документах исследование называлось одинаково.

Нередки случаи, когда тему исследования первоначально согласуют руководители, а техническое задание готовят непосредственные исполнители, которые уточняют и корректируют название темы. В результате при подписании актов приемки-сдачи могут возникнуть проблемы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: