В современном мире искусство играет неотъемлемую роль в жизни каждого из нас, мы украшаем дома картинами, любуемся раритетными вазами, подсвечниками, статуэтками, доставшимися нам от старших поколений, да и, безусловно, сами создаем что-то новое. Искусство повсюду, поэтому достаточно интересно будет взглянуть на данное явление более абстрактно, рассмотреть его как вне-себя-бытие.
Для начала, следует обратиться к значениям слов «бытие» и «искусство», чтобы более детально вникнуть в тему.
Приведу две, на мой взгляд, самые понятные и применимые в данном контексте формулировки бытия:
· это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности
· реально существующая, стабильная, самостоятельная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее
Теперь, перейдём к понятию искусства:
· это деятельность человека, в которой он выражает свое восприятие мира, то, с помощью чего он познает мир.
Таким образом, бытие и искусство частично начинают открываться перед нами, начнем разбираться подробнее…
Мир, окружающий нас, и все что мы в нем видим – реальность. Произведение искусства, в любом его проявлении, -ирреальность. Искусство в акте творения, как раз таки, связывает обе реальности. Сам художник отдает себе отчет в их отличии, получается, что он раскрывает процесс сотворения иной реальности.
Субъективностью автора порождается идеальная реальность, далее перед нами предстает субъективная реальность, как объект, безразличный к миру, в который он введен волей своего создателя. Таким образом, в произведении искусства объективируется субъективность человека
|
Функций искусства множество:
· повествовательная (знание и просвещение)
· информационно-коммуникативная (общение, обобщение)
· эстетическая (развитие способностей художественного восприятия)
· интеллектуально-нравственная (фактор развития личности)
· Воспитательная, или ценностно-ориентирующая (формирование системы ценностей)
Все вышеперечисленные функции в равной степени важны и нужны, но для меня наиболее первостепенной является воспитательная функция. Она благотворно влияет именно на социум в целом одновременно, создавая положительных героев, нормы поведения, ценностные ориентиры. Если рассмотреть на простом примере как выглядит проявление этой функции, то, представим, агитационный плакат, он показывает пример, он побуждает нас к чему-либо
Для искусства иная реальность-творимое самим человеком, процесс творения и есть цель, а вот для религии эта реальность- мир сверхъестественного. Таким образом, искусство и религия полагают разное понимание взаимоотношений человека и «иной реальности». Но, и искусство и творчество сами по себе ирреальны, поскольку произведения религии и произведения искусства, по сути,- плоды воображения.
Катарсис в искусстве- это очищение от чего-то негативного, тягостного, вводящего в уныние. Посредством процесса творения наблюдается улучшение состояния человека. Это и является проявлением воспитательной функции искусства, смягчающей нервы. На этом основано множество видов терапии в психологии, и на собственном опыте, каждый человек, хоть однажды уходил от плохого настроение через творчество.
|
Бытует мнение, что искусство вырастает из религии, но это не так. Искусство возникло позже религии, так как на начальных этапах развития религии еще искуссства еще не было.
Искусство и религия являют собой разные ответы на по-разному сформулированные человеком проблемы самого себя. Но, стоит отметить, что религия способствовала развитию человека, его самопознанию, вследствие чего определенное влияние на искусство она оказала.
Художник выражает себя в некоем художественном материале, сам по себе материал-ничто, но деятель искусства создает из произвольно выбранного ничего нечто, в следствие чего в иную реальность переходят его чувства.
Что касается, зрителя, то он лишь созерцает, он наслаждается, искусство вызывает эмоции, будь то позитивные, или негативные, но оно заставляет зрителя чувствовать.
И.А. Тульпе, говоря о том, что искусство вне себя бытие, утверждает: «Искусство является самим собой тогда, когда выходит за пределы, когда оно стремится к бесконечности, оно существует в акте постоянного творения из себя иного бытия»
Теперь, хотел бы более точно передать именно свою позицию, относительного рассматриваемого вопроса. Я не могу совершенно точно и однозначно согласиться или не согласиться с автором, поскольку некоторые тезисы я считаю абсолютно справедливыми, а некоторые подвергаю сомнению. Далее, приведу несколько основополагающих, на мой взгляд мыслей, отражающих искусство, как вне себя- быте.
В тексте «Религия и искусство» И.А. Тульпье говорится: «Созданая вещь «живет» по своим, не зависящим от воли художника законам; живет, будучи неодушевленной; подчиняет себе воспринимающих, включая и своего создателя», стоит только вспомнить истории, как, например, во время блокады Ленинграда люди прятали, укрывали, из последних сил спасали памятники культуры и произведения искусства. На мой взгял, определенно, яркий пример того, как созданная вещь «проживет» свою непростую историю, подчиняя тех, кто к ней причастен.
|
Еще одна, зацепившая мое внимание цитата: «Мы укрываемся в «прекрасном мире» от настоящих бурь», сказана она в контексте рассуждения о том, как мы, созерцая, переживаем чужую драму(из спектакля, фильма, картины), тем самым как-бы подготавливая себя к подобным ситуациям в нашей реальной жизни. Мне эта мысль кажется очень и очень мудрой. Автор, рассуждая на данную тему приводит нас именно к тому, что искусство как бы «вакцина», приятно, что автор говорит на нашем понятном, медицинском языке. Так что же это за вакцина? Это вакцина эмоций, мы можем пережить некоторые эмоции в легкой форме, всплакнуть, задуматься и пойти дальше по своему пути. И, в дальнейшем, случись с нами подобная ситуация, справиться с аналогичными проблемами в реальной жизни будет гораздо легче, в нашей голове уже будет какой-то план действий, как это пережить.