Общественная безопасность




Вопрос о месте общественной безопасности в системе безопасности национальной является одним из наиболее проблемных в общей теории национальной безопасности.

Одни авторы настаивают, что неотъемлемой частью национальной безопасности является общественная безопасность, которую призваны обеспечивать органы государства, местного самоуправления, общественные организации и движения. Другие авторы не включают понятие «общественная безопасность» в систему национальной безопасности, хотя и обращают внимание на важность проблемы «безопасности общества».

Определение места общественной безопасности в системе безопасности национальной принципиально важно:

-во-первых, необходима методологическая основа для решения правовых, организационных, правоприменительных задач, которой может стать теоретическая разработка категории «общественная безопасность»;

-во-вторых, основой национальной безопасности и одновременно ее целью является обеспечение безопасности личности, что возможно путем укрепления именно общественной безопасности.

Определенная ясность в многообразное толкование смысла общественной безопасности была внесена в Концепции общественной безопасности в Российской Федерации. В ней зафиксировано, что под общественной безопасностью понимается состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ст.4). Концепция общественной безопасности РФ: утв. Президентом Российской Федерации 14.11.2013 г. № Пр-2685.

П реимущества данного определения заключаются в следующем: во-первых, в нем отражены новые явления в жизни современного российского общества:

- необходимость ликвидации источников межнациональных проблем в России привела к отдельному выявлению такой угрозы, как «межнациональные конфликты»;

- недопустимость разрушения духовно-нравственных основ русского общества потребовала определения в качестве особого объекта духовных ценностей общества.

Во-вторых, не употребляется понятие «жизненно важные интересы», что свидетельствует о признании наличия у людей интересов иного порядка (например, неприкосновенность собственности).

В-третьих, применяется не категория «личность», а категории «человек» и «гражданин», что выделяет важность защищенности именно граждан Российской Федерации.

Соответственно, предложенная законодателем формулировка содержит конкретные положения, четко определяет общественную безопасность как отдельный вид национальной безопасности, что позволит «конкретизировать положения определенных нормативно-правовых актов и улучшить их практическое применение в дальнейшем».

Анализ Концепции общественной безопасности Российской Федерации позволяет уяснить основные положения ее обеспечения. Обеспечение общественной безопасности является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере национальной безопасности Российской Федерации. Под обеспечение общественной безопасности понимается реализация определяемой государством системы политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие преступным и иным противоправным посягательствам, а также на предупреждение, ликвидацию и (или) минимизацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п.6 «б»).

Обеспечение общественной безопасности осуществляется на основе следующих принципов:

а) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;

б) законность;

в) системность и комплексность применения силами обеспечения общественной безопасности политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер по обеспечению общественной безопасности;

г) приоритет профилактических мер по обеспечению общественной безопасности;

д) взаимодействие сил обеспечения общественной безопасности с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях комплексного и своевременного реагирования на угрозы общественной безопасности (п.27).

Цели и задачи обеспечения общественной безопасности определяются характером потенциальных и имеющихся угроз, где «угроза общественной безопасности – прямая или косвенная возможность нанесения ущерба правам и свободам человека и гражданина, материальным и духовным ценностям общества» (п.6 «а»). В конечном счете, цель обеспечения общественной безопасности заключается в выявлении, устранении и предупреждении угроз, способных нанести ущерб общественным интересам и соответствующим общественным отношениям. И если в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года стратегические цели и источники угроз не разделены по видам безопасности – государственной и общественной, то в Концепции общественной безопасности РФ данное положение получило развернутое обоснование.

Основой обеспечения общественной безопасности является Конституция РФ. И, в отличие от государственной безопасности, охрана которой возлагается на государство в целом, Конституция РФ определяет, что вопросы обеспечения общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст.72, ч.1 п. «б»). Статья 132 (п.1) Конституции РФ расширяет круг субъектов обеспечения общественной безопасности за счет органов местного самоуправления, которые осуществляют охрану общественного порядка.

На сегодняшний день вопросы общественной безопасности страны регулируются большим количеством разноуровневых нормативных актов

Для объединения всех усилий и придания им системной направленности и была утверждена Концепция общественной безопасности в Российской Федерации. В ней четко зафиксировано, что концептуальные подходы к обеспечению общественной безопасности разработаны в соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (п. 3).

И основной причиной появления Концепции общественной безопасности в РФ как раз и являлась острая необходимость определения понятия «общественная безопасность». Эта потребность объяснялась рядом факторов. Само понятие упоминается в Конституции РФ, активно использовалось в нормативных актах федерального значения, актах субъектов РФ, но формальное закрепление его отсутствовало. Наличествовала и доктринальная разноголосица, когда в юридической науке встречалось большое количество разнообразных подходов, порой вообще диаметрально противоположных. Многовариантность толкования общественной безопасности приводила к проблемности установления общественных отношений, включаемых в содержание общественной безопасности, что, в свою очередь, не могло не являться тормозом в практической деятельности по реализации процесса обеспечения национальной безопасности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: