Расположение вопросов в табличной форме.




Вопросы-таблицы, представляют собой трудные вопросы. Когда же они повторяются, возникают дополнительные трудности, свя­занные как с утомлением респондента, рассеиванием вни­мания, так и с возникновением эффекта излучения.

Так, например, в одном исследовании респондентам трижды предлагался список одних и тех же тем. В первом случае требовалось оценить их действенность, во втором оперативность, в третьем — полноту освещения проблем. Предъявление этого списка во второй, а тем более в третий раз вызвало у респондентов ощущение, что повторяется не только список, но и критерии оценивания. Многие участни­ки опроса, взглянув на третью таблицу, говорили: «Я вам уже отвечал», «Это уже было» и т. п., пропускали ее, оставляли без ответа.

В пробном исследовании выяснилось, что первое восприятие списка 16 газетных тем с просьбой оценить полноту их освещения на страницах газеты уже само по себе вызвало затруднения. Последующие предъяв­ления этого списка, а он повторялся в анкете 6 раз (на­правленные на выявление оценок достаточности публика­ций по темам, согласия с позицией авторов и т. п.), в итоге превратились в существенное препятствие для ответа.

Однообразие заполнения таблиц ведет к тому, что повы­шается опасность получить механические заполнения, без­думные ответы. Избрав однажды для ответа оценку «3», респондент может ее фиксировать на протяжении всей таблицы независимо от того, какова действительная оценка и даже независимо от содержания вопроса.

Проблема монотонности. С эффектом излу­чения связано в значительной мере и влияние единообраз­ных вопросов на ответы респондентов. Как в случае с таб­лицами, так и во многих других, особенно когда респонден­там предлагается несколько вопросов, сформулированных по одной и той же синтаксической схеме, анкета оказывает­ся монотонной. Это приводит к увеличению доли непроду­манных ответов или их пропуску. Для того чтобы преодо­леть монотонность, рекомендуются следующие приемы: «разбавлять» таблицы и вопросы, заданные в одинаковой синтаксической форме, другими вопросами; варьировать категории для ответа (в первом случае попросить респон­дента выразить согласие или несогласие, во втором — оценить, в третьем — решить, верно или неверно то или иное утверждение, в четвертом сформулировать ответ са­мостоятельно и т. п.); шире использовать разнообразные функционально-психологические вопросы, «гасящие» взаи­мовлияние ответов; разнообразить оформление анкеты.

ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

С точки зрения респондентов все вопросы представляют собой задачи, требующие решения. Воздействия разных вопросов на людей неодинаково, как неодинаково и отношение разных людей к одним и тем же вопросам. Одни из вопросов требуют значительного умственного напряжения, другие нет. От их соотношения во многом зависит, будет ли человек работать с анкетой или отложит ее, едва начав заполнять, решив, что она для него слишком сложна или, напротив, проста, скучна или тенденциозна.

Для того чтобы создать и поддерживать интерес к анке­те, снимать возникающее напряжение, переводить респон­дента от одной темы к другой, в анкете применяются специальные вопросы, получившие название функциональ­но-психологических.

В отличие от содержательных вопросов, нацеленных на получение искомых сведений, и вопросов контрольных, эти сведения контролирующих, функционально-психологи­ческие вопросы служат не столько для сбора сведений, сколько для обеспечения отношений общения между иссле­дователем и респондентами. Эти вопросы служат не только побуждением к ответам. Они содержат разнообразную информацию: пояснения и оправдания высказываний со­циолога, обращенные к респондентам, некоторые коммента­рии воспринимаются как признаки более симметричного общения, более равноправного, обмена информацией.

К функционально-психологическим относятся контакт­ные вопросы и вопросы буферные.

Контактные вопросы. Любое общение начина­ется с фазы адаптации (приспособления), в процессе кото­рой социолог реализует важные цели: создает у респонден­тов мотивацию участия в опросе, готовит их к исследова­нию. Эта фаза предусматривает восприятие обращения к респондентам, знакомство с целью исследования и ин­струкцией о заполнении анкеты.

На основании первого (нескольких начальных) вопроса анкеты респондент вырабатывает первое впечатление о предстоящей работе. Поэтому здесь чрезвычайно важно, чтобы впечатление это было благоприятным. Как этого достичь с помощью анкетных вопросов?

Социологи осознают значение первого вопроса и стре­мятся сделать его наиболее простым. Первый вопрос ока­зывается контактным, т. е. цель его — установление кон­такта с респондентами. Такая особенность отдельных отве­тов на вопросы, как их взаимообусловленность, позволяет социологу рассчитывать, что если респондент работает с первым вопросом, он может продолжить работу и с ос­тальными. Следовательно, первому вопросу необходимо уделить особое внимание. Он должен отвечать определенным требованиям.

Во-первых, контактный вопрос должен быть очень про­стым. Здесь часто используются вопросы, касающиеся све­дений чисто событийного характера — например, стажа работы, района местожительства. Уместны также и вопро­сы о привычках, на которые отвечают чаще всего вполне откровенно, о занятиях в свободное время и т. п. В ряде случаев целесообразным оказывается вопрос об интересе респондентов к тем или иным проблемам.

Во-вторых, контактный вопрос должен быть очень об­щим, т. е. касаться всех респондентов. Поэтому нежела­тельно начинать анкету с вопроса-фильтра (даже если оставить в стороне тот факт, что наличие фильтра в начале анкеты свидетельствует об отсутствии исчерпывающей ин­струкции анкетеру относительно подбора респондентов, здесь важно отметить, что ответ «нет» может негативно повлиять на последующие ответы. Дело в том, что в начале общения стороны, заинтересованные в продлении контакта, открывают как можно больше того, что могло бы быть использовано в качестве их совместной характеристики.

Контактный вопрос рекомендуется делать настолько широким, чтобы на него мог ответить любой респондент. Отвечая, человек начинает верить в свою компетентность, чувствовать себя уверенно. У него возникает желание развивать свои мысли дальше, высказываться полнее. По­этому анкету лучше начинать с того, что принимается всеми, что наиболее понятно.

Первый вопрос и ответ на него чрезвычайно важны для дальнейшего общения. Интерес респондента может быть вызван не только самим содержанием общения — исследо­ванием в целом, но и его поводом — содержанием первого вопроса. Впоследствии, при установлении контакта, пред­мет первоначального обсуждения, в связи с которым возни­кли отношения взаимодействия, общения, может быть за­менен другим. Но сам тон контактного взаимодействия сохраняется.

Основанное на интересе и уверенности в своих силах контактное взаимодействие создает благоприятный во многих отношениях фон для реализации целей опроса. Облег­чаются ответы на вопросы, снимается напряженность (са­ми респонденты признаются, что вопросы уже не кажутся им «страшными»), возникает самостоятельная потребность развивать свои мысли, выражаться полно и по существу.

Вовсе не обязательно, чтобы контактные вопросы содер­жали искомую информацию. Главная их функция — в об­легчении взаимодействия. Ответы на контактный вопрос вовсе не обязательно вовлекать в научный анализ в связи с содержательными проблемами. С другой стороны, в методическом плане эти ответы имеют большое значение: в за­висимости от их содержания можно определить отношение опрашиваемых к опросу, его влияние на их добросове­стность, искренность и т. п.

Буферные вопросы. Довольно редко анкета бывает посвящена какой-то одной теме. Но даже в рамках одной темы обсуждаются различные аспекты. Резкие и нео­жиданные переходы с одной темы на другую могут произве­сти на респондентов неблагоприятное впечатление. Ведь в обычной беседе «перепрыгивание» с темы на тему часто расценивается как показатель низкого культурного уровня человека, его невнимания к собеседнику. Такая манера не столько стремление к общению, на основе учета интересов собеседника, сколько попытка самоутверждения, самовыра­жения, эгоистичное домогательство — «выжать» из собе­седника все, что интересует говорящего. Чтобы освободить респондента от подобных ощущений, в анкете используют­ся так называемые буферные вопросы.

Буферные вопросы предназначены для смягчения взаи­мовлияния вопросов в анкете. Во-первых, как уже сказано, они играют роль своего рода «мостиков» при переходе с темы на тему. Например, после обсуждения ряда про­изводственных проблем дается такая формулировка: «Сво­бодное время — это не только время, необходимое нам для восстановления затраченных на работе сил. Прежде всего, это возможность для всестороннего развития личности. Поэтому просим Вам ответить на ряд вопросов о занятиях помимо работы».

С помощью буферного вопроса (в такой функции здесь выступал не собственно вопрос, а преамбула к нему) исследователь поясняет респондентам ход своих мыслей. Тем самым он использует простое и в то же время доста­точно эффективное средство для создания у них впечатле­ний о большей симметричности общения. С помощью таких «буферов» исследователь не просто вежливо предлагает респондентам переключить свое внимание на другую тему, но и поясняет, зачем это нужно. Например, после вопросов о досуге дается такая формулировка: «Большую часть своей жизни человек проводит на работе. Огорчения и радости, успехи и неудачи в труде небезразличны для нас. Поэтому неудивительно, что мы хотим поговорить с Вами о работе».

Во-вторых, буферные вопросы предназначены для того, чтобы нейтрализовать эффект излучения. В таком случае в качестве буферных могут выступать любые содержатель­ные вопросы, не связанные непосредственно с тем предме­том, который обсуждается в вопросах, взаимовлияние кото­рых предполагает социолог.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: