Расположение коммуникативных блоков анкеты.




Под коммуникативными блоками имеются в виду такие составляющие анкеты, которые направлены не непосредственно на сбор ответов, а на его организацию. Речь идет оо обращении к респондентам, преамбуле к анкете, инструк­ции о ее заполнении, выражении благодарности и некото­рых других.

Эпиграф к анкете. Эпиграф, как известно, вы­полняет «настраивающую» функцию, задает определенное направление мыслям читателя. Так, несколько лет назад были отпечатаны анкеты о труде. На их титульном листе были помещены высказывания о роли труда, принадлежа­щие знаменитым людям. Совершенно очевидно, что выпол­няя роль определенных ориентиров, эти эпиграфы создают впечатление о тенденциозности анкеты. Они навязывают опрашиваемым определенное отношение, заставляют их отвечать в соответствии с духом тех высказываний, которые напечатаны на титуле. Поэтому употребление эпиграфов, касающихся содержания исследования, неприемлемо.

Другое дело, если эти эпиграфы подчеркивают роль общественного мнения, важность мыслить самостоятельно, необходимость участвовать в обсуждении общественно важных проблем. Такие эпиграфы активизируют респон­дентов, и их роль в формировании мотивации к участию в опросе чрезвычайно положительна (надо отметить, что случаи, когда анкету снабжали каким-либо эпиграфом, пока крайне редки).

Обращение к респондентам. Ни у кого не вызывает сомнения, что любой текст,

предназначенный для восприятия кем-то помимо автора и побуждающий к ка­ким-либо действиям, должен быть снабжен обращением. В анкетах обычно используются такие обращения, как «уважаемый товарищ», «коллега», «дорогой друг». Поскольку работа с анкетой должна осуществляться одним челове­ком, естественно, что обращение формулируется в един­ственном числе, а не «товарищи», «коллеги» и т. п.

Сообщение о цели исследования. Пре­амбула к анкете — это очевидно и из самого ее названия — предваряет постановку вопросов.

Объективка. Объективку можно назвать, конечно, не столько чисто коммуникативным, сколько содержатель­ным блоком вопросов о социально-демографических ха­рактеристиках респондентов. В то же время это как бы визитная карточка респондента, его схематичный автопор­трет, и полное отсутствие объективки нередко воспринима­ется участниками опроса как существенный недочет в организации общения с ними. Поэтому о ней правомерно говорить наряду с другими коммуникативными блоками.

Где расположить объективку? Так как ее вопросы явля­ется, как правило, для респондентов нетрудными, ее распо­лагают либо в начале, либо в конце анкеты. Так, в первом случае это объясняется необходимостью подготовить рес­пондента к ответам на более сложные вопросы, во втором — наоборот, предполагая усталость от работы с анке­той. В пользу того, чтобы размещать ее в конце анкеты, говорит и тот факт, что сопряженность актов доверия распространяется и на объективку, поэтому при размеще­нии в конце респонденты ее обычно и заполняют. Если же с нее анкета начинается, у респондента могут возникнуть сомнения в анонимности опроса, особенно если речь идет о выяснении знаний и внутренних состояний. Когда же основной целью является сбор сведений о фактах, не затрагивающих интимных или острых вопросов, то начало анкеты с объективки незначительно влияет на нежелание респондентов участвовать в опросе и в конечном счете на их качество.

Если же решено объективкой анкету начать, то не следует сразу задавать социально-демографические вопро­сы. Целесообразным и более вежливым будет вставить преамбулу, например: «Для того, чтобы быть уверенными, что мы опросили все основные группы молодежи, просим Вас сначала сообщить самые обилие сведения о себе».

Чем закончить анкету? Для любого вежливо­го человека естественно в конце общения, происшедшего по его инициативе и удовлетворившего как-то его интересы, выразить благодарность. Желательно в конце анкеты поме­щать высказывания: «Большое спасибо за ответы», «Спасибо Вам за помощь», «Благодарим за участие в исследова­нии» и т. п.

Однако нередко, прежде чем закончить общение, социо­лог интересуется у опрашиваемых, насколько интересным, полезным или своевременным считают они опрос («На­сколько важным считаете Вы проведение данного опро­са?»). Кроме того, некоторые анкеты заканчиваются пред­ложением участвовать в последующих опросах («Если Вам представляется полезным проведение опросов и Вы хотите принимать в них участие, укажите, пожалуйста, свой ад­рес»). Наконец, некоторые исследователи считают необхо­димым, прежде чем попрощаться с респондентом, предоста­вить ему еще одну возможность высказаться или дописать то, что он не сообщил в своих ответах. Поэтому встречают­ся и такие предложения: «Ваши замечания, предложения, соображения по поводу опроса Вы можете изложить на свободном месте» (в таких случаях респонденты имеют возможность написать что-либо на полях или обложке анкеты, что некоторые и делают.

ОФОРМЛЕНИЕ АНКЕТЫ

Прежде чем начать работать с анкетой, опрашиваемые берут ее в руки, приблизительно прикидывают, какая рабо­та им предстоит. Это естественная и нормальная реакция на предстоящую деятельность, и ее также следует учиты­вать при оформлении анкеты.

Типографское оформление. Конечно, не у каждого исследователя имеется возможность издать анкету типографским способом. Нередко они тиражируют­ся с помощью ксерокса или ротапринта. Учитывая это, исследователь должен проявить специальную заботу о ее оформлении. Конечно же, обложка, выполненная типог­рафским способом, скорее создаст впечатление о респекта­бельности организации, проводящей опрос, о значительно­сти самого исследования.

Здесь, однако, целесообразно привести и примеры экспериментов с оформлением. Наиболее привычный черно-белый текст – не единственно возможный.

При изучении аудитории газет на эстонском языке были применены анкеты, отпечатанные синим, зеленым шрифтами. При этом синие и зеленые были снабжены картинками юмористического характера – иллюстрациями к некоторым вопросам. Необычность цвета, картинки воспринимались респондентами как забота о них.

Размер анкеты. Для массовых опросов используются анкеты самой различной длины. Так, встре­чаются анкеты из 3—5 вопросов и из 100 и более. Опреде­ляя метод сбора данных, уже на стадии разработки про­граммы социолог решает для себя вопрос о ее размере,учитывая, что, с одной стороны, чем больше вопросов, тем богаче и разнообразнее могут быть ответы, а чем вопросов меньше, тем оперативнее процедура опроса и обработки ответов. В то же время громоздкие анкеты вызывают большее число отказов от ответа, люди в них чаще проявля­ют небрежность, лаконичнее отвечают на открытые вопро­сы. Короткие анкеты, в свою очередь, создают впечатление о незначительности обсуждаемого предмета или самого факта обращения к мнению людей.

В практике чисто интуитивно выработаны некоторые нормы, связанные не столько с размером анкеты, сколько с временем, необходимым на ее заполнение. Так, считается, что 20—30 минут — это тот срок, который позволяет од­новременно респонденту и высказаться, и не утомиться. Кроме того, если опрос проводится по месту жительства и анкета остается у респондентов, скажем, на сутки или если это почтовый опрос, то считается допустимым сделать ее длиннее, чем для аудиторного или индивидуального опроса.

Но какой бы опрос ни планировался — почтовый, или групповой, или индивидуальный (интервью), социолог не имеет права злоупотреблять терпением, временем и рассу­дительностью респондентов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: