Конструирование анкеты
Итак, социолог разработал программу исследования, определил назначение анкетных вопросов, скорректировал их с учетом возможных трудностей восприятия респондентами. Можно ли назвать анкетой получившийся набор вопросов?
В учебниках и словарях анкетой называют прежде всего список вопросов, более того, упорядоченный список. Однако не содержится указаний, в соответствии, с чем следует этот список упорядочить.
Вопросы, обращенные к респондентам, не изолированы — они звенья одной цепи, и как звенья, каждый из них связан с предыдущим и последующим. Анкета не механическая последовательность вопросов, которые могут размещаться в ней как угодно или удобно исследователю, а особое целое. Она обладает собственными свойствами, не сводимыми к простой сумме свойств отдельных вопросов. Если рассматривать анкету с точки зрения исследователя, предполагающего проводить опрос, то она — средство сбора данных. Если же рассмотреть ее в контексте массового асимметричного целенаправленного опосредованного общения. В первом случае главное – собрать данные, получить определенный результат. Во втором – дать респондентам возможность свободно высказаться, обеспечить качество этого результата.
Конечно же, на любой, с точки зрения респондентов (и не только их), странный и самый нелепый список вопросов могут быть даны какие-то ответы определенной частью людей. Но что эти ответы будут отражать и кого представлять?
Если исследование, — а надо полагать, что именно к этому и стремится социолог — предполагает опрос определенных лиц, то необходимо, чтобы эти лица по возможности, во-первых, участвовали в опросе, а во-вторых, отвечали искренне, внимательно, самостоятельно, подробно. В этой связи западногерманская исследовательница Н. Ноэль говорит об особой «драматургии опроса», включающей, в частности, раскрытие возможностей социолога произвести на респондентов хорошее впечатление, пробудить их интерес, завоевать доверие, подтвердить уверенность респондентов в собственных силах, не дать им заскучать и тем самым заставить отвечать искренне и с удовольствием. Поэтому анкета, по убеждению Н. Ноэль, должна быть вежливой, а не эгоистичной. А это означает, что анкета должна осуществлять не только научно-познавательные, но и коммуникативные функции.
|
Таким образом, упорядоченным должен быть не только список вопросов, расположенных в логической последовательности, объединенных единой тематикой, но список, который будет снабжен преамбулой, инструкцией, обращением. Кроме того, он включит не только вопросы, непосредственно нацеленные на получение искомых ответов или контролирующие их, но и вопросы, позволяющие установить с респондентами контакт, создать у них кооперативную установку, способствовать снятию напряжения, скуки и усталости, неуверенности и т. п. Иными словами, анкета — это список вопросов, предлагаемый всем респондентам в идентичной форме и адаптированный к условиям массового общения.
Процесс адаптации обращенных к респондентам вопросов к необходимому при этом общению и будет называться конструированием анкеты.
В задачи конструирования входит: создать и поддержать кооперативную установку у респондентов; вселить в респондентов уверенность в их способности ответить на все предложенные вопросы; наладить доверительные отношения, создать впечатление о возможности давать любые, самые неожиданные и откровенные ответы; освободить ответы респондентов от воздействия постоянный интерес к работе с анкетой. Нетрудно заметить, что решение многих задач достигается также за счет специальной работы над инструкцией анкетеру, при коррекции отдельных трудных, тенденциозных или деликатных вопросов, подготовкой места и выбором времени опроса и т. п. Это не отменяет необходимости решать названные задачи при конструировании анкеты, поскольку разнообразные препятствия на пути общения социолога с респондентами могут быть преодолены только различными приемами, позволяющими социологу активно строить свои отношения с респондентами, а не ждать, пока они как-то устроятся сами по себе.
|
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВОПРОСОВ
Первоначально список скорректированных вопросов воспроизводит логику исследователя, содержащуюся в программе. Это обстоятельство может существенно затруднять процесс общения, так как очевидной становится тенденциозность исследования. Кроме того, возникают и трудности иного рода.
Участие в опросе представляет собой для респондента достаточно необычный вид деятельности. К ней не все могут быть готовы в силу разнообразных причин. Если сразу обрушить на участников опроса серьезные и важные вопросы, многие могут отказаться, поскольку не будут готовы к ответу. Поэтому приходится, как бы вводить людей в курс дела, вырабатывать у них некоторые навыки заполнения анкеты, для чего в самом начале задаются более простые вопросы. Отвечая на них, респонденты постепенно осваиваются с заданием.
|
Правило воронки.
Подготовка респондента к наиболее важным ответам происходит при помощи постановки в начало анкеты вопросов наиболее простых, которые постепенно усложняются. Переход от простых к сложным вопросам получил название правила воронки. Его применение позволяет респондентам постепенно выработать уверенность в своей способности выступать в такой роли. В середине анкеты располагаются наиболее важные с точки зрения исследования и трудные для респондентов вопросы. Здесь же задаются вопросы, носящие наиболее явный тенденциозный или деликатный характер: факт сопряженности различных ответов позволяет надеяться, что если на более простые предшествующие вопросы респонденты отвечали свободно, без стеснения, то и на эти вопросы они смогут отвечать так же. Работа с такими вопросами — кульминационный момент в анкете. После него, если учесть возможную усталость респондента и спад интереса, ставятся наиболее простые вопросы, не требующие сильного напряжения памяти, воображения, внимания и т. п.
Эффект излучения. Принцип расположения вопросов по мере нарастания их сложности, а затем убывания не лишен и определенных недостатков. Он не только предполагает, что респонденты в своих рассуждениях о предмете опроса будут придерживаться той же системы координат, что и социолог, но и не учитывает, что каждый вопрос воспринимается не сам по себе, не изолированно, а в контексте с другими. Таким образом, признать, что ответы на простые вопросы служат только получению ответов и для респондента оказываются способом разминки,— значит существенно упростить процесс работы с анкетой.
Когда все вопросы логически взаимосвязаны и последовательно сужают тему, у респондента возникает определенная установка, согласно которой он будет отвечать на них. Такое взаимовлияние вопросов называется эффектом излучения или эффектом эха и проявляется в том, что предшествующий вопрос (или вопросы) направляют ход мыслей респондентов в определенное русло, создают мини-систему координат, в рамках которой формулируется или выбирается вполне определенный ответ.
Так, если низкооплачиваемому рабочему задать вопрос: «Намереваетесь ли Вы в ближайшее время уволиться с данного предприятия?» после вопроса о заработной плате, вероятность утвердительного ответа повышается. А если тот же самый вопрос поставить после выяснения, перспектив роста зарплаты, возрастает вероятность получить отрицательный ответ. Предполагать же, что действительные намерения человека претерпели здесь изменения нет оснований. Следовательно, расхождения обусловлены не разными внутренними состояниями, а разной последовательностью вопросов.
Совершенно явной оказывается взаимосвязь ответа на первый вопрос с ответом на второй в таком примере: «Если бы Вам предложили получать сумму, равную Вашему теперешнему заработку, но не работать, то Вы бы предпочли:
- работать столько же времени в день, что и сейчас
- работать, но значительно меньше (_____) часов в день
- не работать совсем
- затрудняюсь ответить
«Как Вы относитесь к своей работе?»
- мне очень нравится моя работа
- нравится
- безразлична
- не нравится
- мне очень не нравится моя работа
- затрудняюсь ответить
Выбор тех или иных ответов на второй вопрос уже значительной мере определен ответами на первый: если, скажем, респондент по каким-либо причинам предпочтет работать, но значительно меньше, то в следующем вопросе он отметит скорее третий или четвертый ответ. Но этот выбор будет отражать уже не столько отношение работе, самооценка которой и без того дело достаточно трудное, сколько свое впечатление о том, что раз он признался, что хочет работать меньше, то уж, видимо, ему вряд очень нравится его работа.
Факт сопряженности ответов на разные вопросы учитывается при составлении анкеты. Для этого вводятся буферные вопросы. Величину влияния одного ответа на другой рассматривали, в частности, Дж. Бишоп и его коллеги в связи с изучением политической информированности. Сначала респондентам задавали вопрос-тест о политической информированности («Назовите...»). Затем в течение десяти минут интервьюер беседовал с респондентом на различные темы, не относящиеся к первому вопросу (работа городского транспорта, обучение детей и т. п.). Этот разговор был предпринят для того, чтобы дать респонденту возможность забыть свой ответ, отвлечь от него. В заключение просили оценить собственный интерес к политике.
Обнаружено, что признание в неинформированности, несмотря на попытки отвлечь опрашиваемого, сильно влияли на самооценку интереса к политической жизни.
Таким образом, влияние первого негативного ответа на последний, также негативный, обусловлено не только тем, что респондент сам начинает сознавать свою неинформированность и незаинтересованность, но и тем, что признается в своей неинформированности интервьюеру. Он хочет выглядеть в его глазах достаточно последовательным, что и вынуждает давать отрицательный ответ также и на последний вопрос.
Пока можно лишь предполагать, что в опосредованном общении с помощью печатного текста ответ на каждый вопрос воспринимается как более изолированный акт, чем в непосредственном общении с интервьюером. При заполнении анкеты у респондента нет такой необходимости поддерживать свой образ у партнера по общению, как во время интервью, и сопряженный характер ответов, возможно, здесь выражен слабее. Сказанное, однако, нуждается в тщательном изучении.
Так или иначе, но каждый ответ формулируется в определенной «системе координат», которая создается не только самим вопросом, но и предшествующими, всей анкетой и ситуацией опроса в целом. Что же касается «эффекта излучения», то если мини-система координат, сложившаяся в одном вопросе, приложима и к последующим, то она закрепляется. Респонденты переносят ее на другие вопросы, что подвергает ответы бесконтрольному влиянию. Эти ответы начинают соответствовать не только (а возможно, и не столько) содержанию данного вопроса, но и предшествующего. Так, если у респондента спросить, когда он читал художественную литературу, а вслед за этим сразу попытаться узнать о любимых занятиях в свободное время, то «литература» — это первое, что станет предметом размышлений. Такая подсказка влечет изменения в ответах о любимых занятиях в часы досуга, по сравнению с ответами, полученными в условиях, когда подобный вопрос не предшествовал, а следовал за вопросом о досуге.
Общие и частные вопросы.
Правило воронки предполагает, что анкета начинается с наиболее общих вопросов и лишь постепенно они конкретизируются, что позволяет постепенно вводить респондента в ситуацию опроса. Такой путь вполне оправдан. Однако, избрав его, социолог должен иметь в виду следующее обстоятельство. Респондент одновременно с навыками работы приобретает и уже упомянутую мини-систему координат. Так, например, выяснилось, что общее решение не всегда предполагает конкретное, в то время как последнее сильно влияет на общее (люди охотнее обобщают частности, чем занимаются дедукцией).
Это взаимовлияние общих и частных вопросов специально исследовалось в эксперименте С. Г. Макфарланда. Оказалось, что общие вопросы-самооценки об интересе к политике и религии, поставленные до и после частных вопросов о политическом и религиозном поведении респондентов, набрали неравное количество «голосов». Во втором случае респонденты заявляли о своем интересе гораздо чаще. В то же время общие оценки экономической и энергетической ситуации оказались в весьма незначительной степени подверженными воздействию постановки частных вопросов о доходах и источниках энергии респондента до или после них. Это дает основание предположить, что общие и частные вопросы влияют друг на друга неоднозначно. Распределение ответов на общие вопросы зависит от предшествующей постановки частного вопроса на ту же тему сильнее, чем наоборот. Кроме того, эта зависимость обусловлена также и содержанием обсуждаемого явления.
Применение вопросов-фильтров. Назначение фильтров в том и состоит, чтобы оказывать это влияние. Однако такие вопросы представляют собой не чисто механическую преграду для определенных групп респондентов. Они выполняют свои функции более или менее успешно в зависимости от того, как респонденты их осмысливают, как относятся к наличию той характеристики, на выявление которой фильтры нацелены. Так, например, в методическом исследовании вопрос-фильтр о самооценке интереса респондента к предвыборной кампании задавался до и после вопроса о значении выборов. Во втором случае респондентов, склонных считать себя «очень заинтересованными», оказалось гораздо больше. Изменение расположения фильтра сказалось главным образом на ответах наименее информированных респондентов.
Использование фильтров приводит к пропускам ответов. Вызываются эти пропуски не только сознательным переходом части респондентов к вопросам, на которые они могут ответить, минуя не относящиеся к ним, но и некоторыми другими факторами. Так, например, выяснилось, что использование серии фильтрующих вопросов («Если у Вас высшее образование, то...?», «Если у Вас высшее гуманитарное образование, то...?» «Если у Вас высшее гуманитарное образование и Вы проходили практику в средней школе, то...?») хотя и является очень удобным для социолога способом расположения вопросов, чрезвычайно усложняет восприятие анкеты респондентами. Иногда оно приводит к настолько существенному числу пропущенных ответов, что все исследование оказывается под угрозой.