Возрастной период | Социальная ситуация развития | Ведущая деятельность | Основные новообразования | Противоречия возраста | Дозревание нервной системы |
Младенческий период 0 – 1 год | |||||
0 – 2,5 мес. (фаза новорожден- ности) | Ребенок психологически «слит» с материнским организмом. Единство: «Взрослый –Ребенок» | Эмоциональное общение | Развивается акт восприятия, появляется подражание и акт познания, зрительное и слуховое сосредоточение, активный интерес к окружающим. «Комплекс оживления» (эмоциональная и двигательная реакция на лицо матери) | Ребенок психологически «слит» с материнским организмом, но нет средств для общения со взрослым | Нервные волокна покрываются миелиновой оболочкой |
2,5 мес. – 1 год (собственно младенческий период) | Жизнь ребенка зависит от взрослого, но ребенок становится активным, связанным с предметным миром. «Взрослый " Ребенок». Отношение к предмету и человеку еще не разделено, зависимость отношения к предмету от совместного переживания ситуации с другим человеком. | Эмоциональное общение | Эмоционально окрашенное самоощущение, автономная речь, первичное осознание психологического единства, осознание «мы», развивается представление о собственном теле, физическая «эмансипация». | Потребность в познании предметного мира и отсутствие средств познания. Эмоционального общения для этого недостаточно | Легко формируется динамический стереотип, масса мозга увеличивается в два раза |
1 – 3 года (раннее детство) | Ребенок психологически начинает осознавать себя. Ребенок познает предмет с помощью взрослого. «Ребенок – предмет–взрослый» К окончанию периода возникает потребность в общении со сверстниками. «Ребенок – Ребенок» | Предметная игра | Наглядно-действенное мышление, речевое общение, появление самосознания, комплекс «Я сам» (негативизм, установка на самостоятельность, непокорность, упрямство). | Противоречие между интересом ребенка к предметам, которые побуждают к общению со взрослыми, и недостаточным количеством средств общения, между стремлением к самостоятельности и отсутствием физических и психических возможностей быть самостоятельным | Масса мозга – 1100 г |
3 – 6-7 лет (дошкольник) - младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет; - средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет; - старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет. | «Ребенок – Взрослый как пример для подражания», Постепенно расширяется круг значимых лиц, в который теперь входят сверстники как партнёры по игре. «Ребенок – Ребенок» | Сюжетно – ролевая игра | формирование наглядно-образного мышления; возможность произвольного запоминания; соподчинение мотивов, децентрация мышления, половая идентификация, осознание себя во времени, внутренние этические установки; возникает осознание и обобщение своих переживаний; появление самооценки, способности к анализу. Психологическая готовность к школе является важнейшим комплексным новообразованием дошкольного возраста | Стремление к познанию и невозможность его удовлетворить с помощью игры | Масса мозга – 1250-1300 г |
ТЕМА 2. ОсновнЫЕ понятИя вОЗРАСТНОЙ (дЕТСКОЙ) психологИИ
|
· Возрастная психология - это отрасль психологической науки, которая изучает закономерности этапов психического развития и формирования личности в онтогенезе.
|
· Возрастная психология - это методологическая основа для теории и практики обучения и воспитания, которая способствует оптимизации учебно-воспитательного воздействия на детскую личность.
· Возраст - это определенный период жизни, который имеет хронологические рамки (календарные, биологические, психологические).
· Возраст - это степень психического развития, который характеризуется совокупностью закономерных физических, физиологических и психологических изменений.
· Онтогенез - это процесс развития индивидуального организма, формирование основных структур психики индивида в течение жизни.
· Психическое развитие - это закономерное изменение психических процессов во времени, которое определяется в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
· Социальная ситуация развития - особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичным для каждого возрастного периода и определяют динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода.
· Ведущая деятельность - такая деятельность, которая обусловливает изменения в психических процессах и психологических особенностях личности на конкретном возрастном этапе.
· Возрастные новообразования - качественные психические и социальные изменения, которые впервые возникают в данный возрастной период.
· Возрастные новообразования - это изменения в структуре психики, которые не проявлялись на предыдущих стадиях психического развития, которые возникают в возрастных кризисах, а формируются в стабильных периодах.
|
· Возрастные новообразования - это психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данном возрастном этапе развития и в главном определяют сознание ребенка, его отношение к окружающей среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход ее развития в данный период (Л. С. Выготский).
· Движущие силы развития - противоречия, которые возникают и преодолеваются в учебно-воспитательном процессе (между желаемым и возможным, между требованиями к ребенку и привычными нормами поведения и т.д.)
· Стабильные периоды развития - периоды, которые характеризуются процессами равновесия, формированием начатых в кризисных периодах новообразований.
· Кризисные (переходные) периоды - периоды, которые характеризуются обострением негативных особенностей, которые являются показателями благоприятного становления личности.