Методические указания для студентов 2 курса
Специальности 060201 Стоматология
к практическому занятию
по дисциплине «Патофизиология, патофизиология головы и шеи»
ТЕМА: Типовые формы патологии системы красной крови.
ЦЕЛЬ: сформировать знания о типовых формах патологии эндокринной системы системы красной крови.
ЗАДАЧИ:
- рассмотреть этиологию, патогенез, значение и патогенетическую терапию основных форм патологии системы красной крови;
- обучить методам патофизиологического анализа гемограмм;
- изучить роль анемий и эритроцитозов в формировании заболеваний человека, в том числе, стоматологической патологии.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
До изучения темы: строение и функции клеток красной крови, гемопоэз; обмен железа и витамина В12 в организме.
После изучения темы: принципы классификации анемий, этиологию, патогенез, лабораторные признаки, клинические проявления, принципы патогенетической терапии различных видов анемий.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: на основе алгоритма проводить разбор общего анализа крови и с использованием данным анамнеза, делать заключение об этиологии и патогенезе анемии; по мазкам крови человека уметь оценить качественные изменения в периферической крови при анемиях.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
1. Тестовый контроль исходного уровня подготовки.
2. Беседа по теме занятия по вопросам:
1). Определение анемии, общая их характеристика.
2). Принципы классификации анемий.
3). Лабораторные методы оценки анемией.
4). Методы получения экспериментальных анемий.
5). Принципы терапии различных видов анемий.
6). Изменения в полости рта при патологии красной крови.
3. Практическая работа.
|
Сделать лабораторную работу « Определение дегенеративных форм эритроцитов».
Цель опыта: в мазке крови, окрашенном по Романовскому-Гимзе, научиться определять дегенеративные формы эритроцитов.
Методика проведения: в мазке крови №1 отметить наличие эритроцитов, отличающихся по величине (анизоцитоз) и форме (пойкилоцитоз) от нормальных. В выводе указать, при каких анемиях чаще всего наблюдаются указанные изменения? Мазок зарисовать.
В мазке крови №2 отметить наличие мелких шаровидных эритроцитов, не имеющих характерного просветления в центре (микросфероциты). В выводе указать, при какой анемии встречаются указанные изменения? Мазок зарисовать.
Результаты:
Рисунок 1. | Рисунок 2. |
Выводы:
Ситуационные задачи для разбора на занятии
Алгоритм патофизиологического разбора ситуационных задач, связанных с развитием анемий:
1). Определить наличие анемии по снижению Hb в крови.
2). Сочетается ли со снижением эритроцитов.
3). Охарактеризовать анемию по всем принципам классификации
- по цветовому показателю
- по величине эритроцитов
- по типу эритропоэза
- по регенераторной способности костного мозга
4). Указать дополнительные признаки.
5). Используя данные анамнеза, сделать заключение по этиологии и патогенезу анемии.
Пример задачи с разбором по алгоритму.
Задача №1 (с примером разбора). Анализ крови больного 1 представлен в таблице 3. Дополнительно в мазке выявлено: макроциты, мегалоциты, пойкилоцитоз+++, мегалобласты.
Вопрос: охарактеризуйте отклонения от нормы в гемограмме и сформулируйте общее заключение по изменениям в ней.
|
Ответ: анемия гипорегенераторная, гиперхромия эритроцитов (цветовой показатель 1,52), макроцитоз, мегалоцитоз. В гемограмме имеются характерные признаки мегалобластной (например, В12-дефицитной) анемии.
Задачи для самостоятельного разбора на занятии
Задача №2. Больной К., 20 лет. Обратился с жалобами на интенсивную желтуху кожных покровов. Считает себя больным с детства, когда впервые появился желтушный оттенок кожных покровов. Состояние всегда оставалось удовлетворительным. Периодически желтуха сопровождалась повышением температуры до 370С. При пальпации отмечается увеличение селезенки. Анализ крови представлен в таблице 3. Дополнительно выявлено: анизоцитоз +++, пойкилоцитоз +++, микросфероцитоз +++, осмотическая резистентность эритроцитов снижена.
Вопрос: дайте патофизиологическое заключение по данному анализу крови.
Задача №3. Больной Б, 40 лет. Многие годы страдает геморроидальными кровотечениями. 2 раза был обморок. Отмечает прогрессирующую слабость, головокружение. Нравится вкус мела и запах выхлопных газов автомобилей. Кожа и слизистые сухие, бледные. В уголках рта трещины, поперечная исчерченность ногтей. Печень и селезенка не увеличены. Анализ крови представлен в таблице 3. Дополнительно выявлено: микроциты+++, анизоцитоз+++, пойкилоцитоз+++, гипохромия+, СЖ 2,8 мкм/л (N-13-30), ОЖСС 90 мкм/л (N-45-72). Вопрос: дайте патофизиологическое заключение по данному анализу крови.
Задача №4. Больной М., 40 лет. Обратился по поводу трофической язвы на нижней конечности. Работа связана с анилиновыми красителями. Беспокоит общая слабость, шум в голове, головокружения, ноющие боли в области сердца, отмечается желтушность склер и кожи, периодические появления темной мочи и кала. Со стороны внутренних органов изменений не выявлено. Анализ крови представлен в таблице 3. Дополнительно выявлено: анизоцитоз +++, пойкилоцитоз +++, в крови непрямой билирубин 40 мкмоль/л (N-8,5- 20,5).
|
Вопрос: дайте патофизиологическое заключение по данному анализу крови.
Задача №5. Больная Н., 17 лет. Поступила в больницу для проведения дегельминтизации по поводу инвазии широким ланцетом. Жалуется на слабость, головокружения, потемнение в глазах, ощущение «ватных ног» при подъеме по лестнице, диарею. Кожные покровы бледные, сухие, язык сухой гладкий, ярко-красного цвета. Печень и селезенка не увеличены. Анализ крови представлен в таблице 3. Дополнительно выявлено: мегалоциты, кольца Кебота, тельца Жолли; нейтрофилы с гиперсегментированными ядрами
Вопрос: дайте патофизиологическое заключение по данному анализу крови.
Таблица 1. Анализы крови к задачам №1 – 5.
Показатели | Норма | № задачи | ||||
Hb г/л | 130-160 (м); 120-140 (ж) | |||||
Эритроциты х1012/л | 4,0-5,0 (м); 3,9-4,7 (ж) | 0,79 | 2,7 | 3,9 | 2,5 | 2.0 |
Цветовой показатель | 0,85-1,05 | |||||
Ретикулоциты % | 0,2 – 1,0% | 0,1 | 0,3 | |||
Тромбоциты х109/л | 180-320 | 100 | - | - | - | - |
Лейкоциты: х109/л | 4-9 | 2,9 | 18,0 | 3,5 | 11,0 | 2,5 |
Нейтрофилы: | ||||||
Миелоциты % | ||||||
Метамиелоциты % | ||||||
Палочкоядерные % (абс.) | 1-6 (40-300) | |||||
Сегментоядерные % (абс.) | 47-72 (2000-5000) | |||||
Эозинофилы % (абс.) | 0,5-5 (20-300) | 0,5 | ||||
Базофилы % (абс.) | 0-1 (0-65) | |||||
Лимфоциты % (абс.) | 19-37 (1200-3000) | 50,5 | ||||
Моноциты % (абс.) | 3-11 (90-600) |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Основная
1. Патофизиология. В 3 т.: учеб. для студ. высш. учеб. Заведений. - Под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина. - М.: издательский центр «Академия», 2007.
Дополнительная
1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
2. Патофизиология: учебник: в 2 т. - Под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.И. Уразовой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
Методические указания подготовлены:
ст. преподаватель Кушкова Н.Е._____________
Методические указания утверждены на заседании кафедры
№12 от «29» мая 2012 г..
Зав. кафедрой: ___________________________ А.П. Спицин