Пример задачи с разбором по алгоритму.




Методические указания для студентов 2 курса

Специальности 060201 Стоматология

к практическому занятию

по дисциплине «Патофизиология, патофизиология головы и шеи»

 

ТЕМА: Типовые формы патологии системы красной крови.

 

ЦЕЛЬ: сформировать знания о типовых формах патологии эндокринной системы системы красной крови.

 

ЗАДАЧИ:

- рассмотреть этиологию, патогенез, значение и патогенетическую терапию основных форм патологии системы красной крови;

- обучить методам патофизиологического анализа гемограмм;

- изучить роль анемий и эритроцитозов в формировании заболеваний человека, в том числе, стоматологической патологии.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы: строение и функции клеток красной крови, гемопоэз; обмен железа и витамина В12 в организме.

После изучения темы: принципы классификации анемий, этиологию, патогенез, лабораторные признаки, клинические проявления, принципы патогенетической терапии различных видов анемий.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: на основе алгоритма проводить разбор общего анализа крови и с использованием данным анамнеза, делать заключение об этиологии и патогенезе анемии; по мазкам крови человека уметь оценить качественные изменения в периферической крови при анемиях.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Тестовый контроль исходного уровня подготовки.

2. Беседа по теме занятия по вопросам:

1). Определение анемии, общая их характеристика.

2). Принципы классификации анемий.

3). Лабораторные методы оценки анемией.

4). Методы получения экспериментальных анемий.

5). Принципы терапии различных видов анемий.

6). Изменения в полости рта при патологии красной крови.

 

3. Практическая работа.

Сделать лабораторную работу « Определение дегенеративных форм эритроцитов».

Цель опыта: в мазке крови, окрашенном по Романовскому-Гимзе, научиться определять дегенеративные формы эритроцитов.

Методика проведения: в мазке крови №1 отметить наличие эритроцитов, отличающихся по величине (анизоцитоз) и форме (пойкилоцитоз) от нормальных. В выводе указать, при каких анемиях чаще всего наблюдаются указанные изменения? Мазок зарисовать.

В мазке крови №2 отметить наличие мелких шаровидных эритроцитов, не имеющих характерного просветления в центре (микросфероциты). В выводе указать, при какой анемии встречаются указанные изменения? Мазок зарисовать.

Результаты:

 

Рисунок 1. Рисунок 2.
   

 

Выводы:

 

Ситуационные задачи для разбора на занятии

Алгоритм патофизиологического разбора ситуационных задач, связанных с развитием анемий:

1). Определить наличие анемии по снижению Hb в крови.

2). Сочетается ли со снижением эритроцитов.

3). Охарактеризовать анемию по всем принципам классификации

- по цветовому показателю

- по величине эритроцитов

- по типу эритропоэза

- по регенераторной способности костного мозга

4). Указать дополнительные признаки.

5). Используя данные анамнеза, сделать заключение по этиологии и патогенезу анемии.

Пример задачи с разбором по алгоритму.

Задача №1 (с примером разбора). Анализ крови больного 1 представлен в таблице 3. Дополнительно в мазке выявлено: макроциты, мегалоциты, пойкилоцитоз+++, мегалобласты.

Вопрос: охарактеризуйте отклонения от нормы в гемограмме и сформулируйте общее заключение по изменениям в ней.

Ответ: анемия гипорегенераторная, гиперхромия эритроцитов (цветовой показатель 1,52), макроцитоз, мегалоцитоз. В гемограмме имеются характерные признаки мегалобластной (например, В12-дефицитной) анемии.

 

Задачи для самостоятельного разбора на занятии

 

Задача №2. Больной К., 20 лет. Обратился с жалобами на интенсивную желтуху кожных покровов. Считает себя больным с детства, когда впервые появился желтушный оттенок кожных покровов. Состояние всегда оставалось удовлетворительным. Периодически желтуха сопровождалась повышением температуры до 370С. При пальпации отмечается увеличение селезенки. Анализ крови представлен в таблице 3. Дополнительно выявлено: анизоцитоз +++, пойкилоцитоз +++, микросфероцитоз +++, осмотическая резистентность эритроцитов снижена.

Вопрос: дайте патофизиологическое заключение по данному анализу крови.

 

Задача №3. Больной Б, 40 лет. Многие годы страдает геморроидальными кровотечениями. 2 раза был обморок. Отмечает прогрессирующую слабость, головокружение. Нравится вкус мела и запах выхлопных газов автомобилей. Кожа и слизистые сухие, бледные. В уголках рта трещины, поперечная исчерченность ногтей. Печень и селезенка не увеличены. Анализ крови представлен в таблице 3. Дополнительно выявлено: микроциты+++, анизоцитоз+++, пойкилоцитоз+++, гипохромия+, СЖ 2,8 мкм/л (N-13-30), ОЖСС 90 мкм/л (N-45-72). Вопрос: дайте патофизиологическое заключение по данному анализу крови.

Задача №4. Больной М., 40 лет. Обратился по поводу трофической язвы на нижней конечности. Работа связана с анилиновыми красителями. Беспокоит общая слабость, шум в голове, головокружения, ноющие боли в области сердца, отмечается желтушность склер и кожи, периодические появления темной мочи и кала. Со стороны внутренних органов изменений не выявлено. Анализ крови представлен в таблице 3. Дополнительно выявлено: анизоцитоз +++, пойкилоцитоз +++, в крови непрямой билирубин 40 мкмоль/л (N-8,5- 20,5).

Вопрос: дайте патофизиологическое заключение по данному анализу крови.

Задача №5. Больная Н., 17 лет. Поступила в больницу для проведения дегельминтизации по поводу инвазии широким ланцетом. Жалуется на слабость, головокружения, потемнение в глазах, ощущение «ватных ног» при подъеме по лестнице, диарею. Кожные покровы бледные, сухие, язык сухой гладкий, ярко-красного цвета. Печень и селезенка не увеличены. Анализ крови представлен в таблице 3. Дополнительно выявлено: мегалоциты, кольца Кебота, тельца Жолли; нейтрофилы с гиперсегментированными ядрами

Вопрос: дайте патофизиологическое заключение по данному анализу крови.

Таблица 1. Анализы крови к задачам №1 – 5.

Показатели Норма № задачи
         
Hb г/л 130-160 (м); 120-140 (ж)          
Эритроциты х1012 4,0-5,0 (м); 3,9-4,7 (ж) 0,79 2,7 3,9 2,5 2.0
Цветовой показатель 0,85-1,05          
Ретикулоциты % 0,2 – 1,0% 0,1   0,3    
Тромбоциты х109/л 180-320 100 - - - -
Лейкоциты: х109 4-9 2,9 18,0 3,5 11,0 2,5
Нейтрофилы:            
Миелоциты %            
Метамиелоциты %            
Палочкоядерные % (абс.) 1-6 (40-300)          
Сегментоядерные % (абс.) 47-72 (2000-5000)          
Эозинофилы % (абс.) 0,5-5 (20-300) 0,5        
Базофилы % (абс.) 0-1 (0-65)          
Лимфоциты % (абс.) 19-37 (1200-3000) 50,5        
Моноциты % (абс.) 3-11 (90-600)          

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная

1. Патофизиология. В 3 т.: учеб. для студ. высш. учеб. Заведений. - Под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина. - М.: издательский центр «Академия», 2007.

Дополнительная

1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

2. Патофизиология: учебник: в 2 т. - Под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.И. Уразовой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

 

 

Методические указания подготовлены:

ст. преподаватель Кушкова Н.Е._____________

 

Методические указания утверждены на заседании кафедры

№12 от «29» мая 2012 г..

 

Зав. кафедрой: ___________________________ А.П. Спицин

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: