Цель работы
Ознакомиться с процессами нагрева и охлаждения электрических машин и с методами исследования электрических машин на нагрев.
1. Краткие теоретические сведения
Наиболее важной задачей при эксплуатации электрических машин является задача обеспечения надежной работы изоляции обмоток при нагреве отдельных частей машины в результате потерь электрической энергии. Передача тепла от более нагретых частей машины к менее нагретым и в окружающую среду происходит путем теплопроводности, лучеиспускания и конвекции.
Хотя электрическая машина имеет сложное устройство, в основу анализа процесса ее нагревания может быть положена теория нагревания идеального однородного твердого тела. Процесс нагревания такого тела описывается уравнением, составленным на основе рассмотрения его теплового баланса
(1)
где ΔР – суммарные потери электрической мощности (Вт);
С – теплоемкость тела (Дж/°С);
θ – превышение температуры тела над окружающей средой (°С);
A–коэффициент теплоотдачи, тела (Вт/°С).
Рассмотрим это уравнение.
Левая часть этого уравнения () соответствует количеству теплоты, выделяемой в машине за рассматриваемый промежуток времени dt. Правая чисть уравнения соответствует количеству теплоты аккумулируемое в теле при повышении его температуры (
) и количество теплоты, отдаваемое в окружающую среду (
).
После истечения достаточно длительного времени работы электрической машины (теоретически при ) температура машины достигнет установившегося значения θ ∞. Тогда уравнение (1) примет вид:
(2)
(3)
Время, в течение которого температура тела достигла бы установившегося значения θ ∞,, называется постоянной времени нагрева Т (рис. 1)
(4)
Общим решением уравнения (1) является выражение
(5)
где θ 0– начальное превышение температуры тела (см.рис. 1).
Общий случай нагревания тела, описываемый уравнением (5) можно рассматривать как наложение двух режимов: 1) нагревания тела от начального превышения температуры до
(кривая 1 на рис. 1 и 2) охлаждения тела от
до
(кривая 2 на рис. 1. Кривая 3 (см.рис. 1) получается сложением кривых 1 и 2 и соответствует выражению (5).
Для получения данных, необходимых для построения кривой нагрева, не обязательно проводить опыт до достижения установившегося значения температуры, так как это требует довольно много времени. Значение θ∞ можно определить графическим методом. Имея часть кривой нагрева (рис.2), определяют приращения температуры и так далее за равные промежутки времени. Через точки кривой нагрева 1, 2 и 3 проводят горизонтальные прямые и от оси ординат на этих линиях откладывают отрезки равные или пропорциональные соответствующим приращениям температуры Δθ1, Δθ2 и т.д. Далее через точки а, б, в, проводят прямую до пересечения с осью ординат. Точка пересечения будет являться установившимся значением температуры. θ∞ для данного тела.
По данным измеренным при остывания электр. машины можно определить постоянную времени нагрева и охлаждения (рис.2),
Изоляционные материалы, применяемые в электрических машинах, разделяются в зависимости от своей теплостойкости на семь классов согласно ГОСТ 183–74 (табл. 1).
Таблица 1
Классы изоляции | Y | А | Е | B | F | H | C |
Предельно допустимая температура, °C | более 180 |
Наиболее используемым методом для определения температуры нагрева обмоток электрических машин является метод сопротивлений.
Предельно допустимое превышение температуры частей электрических машин при измерении методом сопротивления не должны превышать значения, приведенные в табл. 2
Измерение сопротивления изолированных обмоток в практически холодном и в нагретом состоянии может осуществляться одним из следующих методов: вольтметра и амперметра, двойного моста или омметра.
Общий случай нагревания однородного твердого тела.
Рис1.
Временная диаграмма тепловых переходных режимов..
Таблица 2
Части электрических машин | Класс изоляции | ||||
Предельно допустимые превышения температуры при измерении методом сопротивления | |||||
Обмотки машин переменного тока с S ![]() | |||||
Обмотки машин переменного тока с S<5000 кВА или длинной сердечника менее 1 м | |||||
Обмотки возбуждения неявнополюсных машин с возбуждением постоянным током | – | – |
При нагревании сопротивление обмоточного провода: R = ρ*ℓ /S, где ρ [ Ом*м ] – удельное электрическое сопротивление проводника. Величина ρ имеет прямо - пропорциональную температурную зависимость для чистых металлов в широком диапазоне температур:
Δρ/ρ = α*ΔТ, где α [ 1/Ко] – температурный коэффициент сопротивления. Для меди αcu = 4,3*10-3 [ 1/Ко], тогда по изменению сопротивления провода обмотки можно определить повышение внутренней температуры нагрева Э/двигателя:
ΔТ=(R1-R0)/R0/ αcu; ΔТ=233(R1-R0)/R0. (6)
При работе двигателя происходит передача тепла от внутренней нагретой зоны во внешнею среду (рис.2. При этом, в установившемся режиме, разность температур (градиент температуры), между внутренней и внешней стенками корпуса двигателя, пропорциональна интенсивности (мощности) теплового потока:
ΔТ =ΔΘ = RТК *РT (т.к. градус Кельвина и Цедьсия равны) (7)
где: RТК [Со/Bт] – тепловое сопротивление корпуса (конструктивный параметр),
PT [Вт] =∑∆Р мощность теплового потока равная электрической мощности потерь.
Тепловое сопротивление двигателя можно найти, производя измерения в на холостом ходу двигателя при установившемся режиме (t >3τ):
RТК = (Θcu – Θк)/Рхх, (8)
где: (Θcu – Θк) – разность температур между обмоткой и корпусом двигателя,
Рхх = √ 3Uл*Iхх*COS φхх.
Общее тепловое сопротивление между обмоткой двигателя и охлаждающей средой
(RTC= RТК + RTКС):
RТС = (Θcu – Θс)/Рхх, (9)
2. Описание лабораторной установки
В работе исследуется асинхронный двигатель типа 4АМА71А4У3, паспортные данные которого приведены в таблице 3.
Таблица 3
Рн кВт | n2н Об/мин | Класс изоляции | ηн | Cos φн | Iн А |
0,53 | В | 0,705 | 0,82 | 2,9/1,7 |
По техническим параметрам Э/дв. можно определить мощность потерь при номинальной нагрузке: ∑∆Рн = Рн (1- ηн) / ηн = 530
0,295/0,705 = 222 Вт.
Градиент температуры при номинальной нагрузке:
ΔТн = RTС ∑∆Рн (10)
Рис. 3
Задание на экспериментальное исследование
3.1. Собрать схему для проведения эксперимента по рис. 3.
3.2. Произвести измерение сопротивления обмотки двигателя методом вольтметра и амперметра при трех значениях тока - 0,5А, 1А и 1,5А
3.3. Произвести пуск двигателя. Далее через интервалы времени 15мин. производить отключение двигателя и измерения в соответствии с п. 3.2.
3.4. Во время третьего пуска произвести измерение Uл, Iхх и φхх для вычисления электрической мощности холостого хода, или определить Рхх с помощью прибора К50.
3.5. Измерения четвертого цикла производится при выключенном двигателе. (Режим охлаждения).
Результаты измерений занести в таблицу 4
Таблица 4
№ пп | Измерения | Расчет | |||||
t, мин | Θ, Со | I, A | U, B | Rcu, Ом | (R1-R0)/R0 | ΔТ; Θ, Со | |
Θк0=Θс | 0,5 | R0= | Усредн. | ΔТ=0 Θcu= (Θс+∆T) | |||
R0= | |||||||
1,5 | R0= | ||||||
+15 | Θк1 | 0,5 | R1= | ΔТ= Θcu= | |||
R1= | |||||||
1,5 | R1= | ||||||
+30 | Θк2 | 0,5 | R1= | ΔТ= Θcu= | |||
R1= | |||||||
1,5 | R1= | ||||||
+45 | Θк3 | 0,5 | R1= | ΔТ= Θcu= | |||
R1= | |||||||
1,5 | R1= | ||||||
+60 | Θк4 | 0,5 | R1= | ΔТ= Θcu= | |||
R1= | |||||||
1,5 | R1= |
Измерение:
Uл =; Iхх =; φхх =. РА хх=
Расчет:
Рхх=; RTК =; RTС =; Θухх=; ΔТн =;
Θун =(50+ ΔТн) =. τ =;
4. Задание на аналитическое исследование.
4.1. Определить и занести в таблицу 5 значение сопротивлений обмотки Э/двигателя (R0, R1), температуры (Θк, ΔТ, Θcu)
4.2, Начертить график зависимостей Θ=f(t) и R=f(t).
4.3. Графически определить постоянную времени τ и установившуюся внутреннюю температуру Θухх.
4.4. Определить температуру обмотки двигателя при номинальном режиме работы в условиях повышенной (до 500 С) температуры окружающей среды: Θун = Θс+∆Tн, сопоставить Θухх и Θун с предельными допустимыми (таблица 3). Когда необходимо принудительное охлаждение двигателя?
4.5. Сравнить тепловое сопротивление корпуса двигателя и окружающей его воздушной среды. Каким способом можно охлаждать двигатель?
5. Вопросы для самопроверки.
5.1. Привести и объяснить уравнение баланса тепловой энергии в электрической машине.
5.2. Объяснить понятие установившейся температуры машины.
5.3. Что такое постоянная времени нагревания τ и от каких параметров она зависит?
5.4. Что такое перегрев и каковы его последствия?
5.5. Объяснить понятие класса изоляции.
5.6. Какие существуют номинальные режимы электрических машин по условиям нагрева?
5.7. Какие существуют способы охлаждения и вентиляции электрических машин?
К ЛР 2.10 Исследование ЭМ на нагрев.
В работе исследуется асинхронный двигатель типа 4АМА71А4У3, паспортные данные которого приведены в таблице 2.10.3.
Таблица 2.10.3
Рн (кВт) | n2н (Об/мин) | Класс изол. | ηн | Cos (φн) | Iн (А) |
0,53 | В | 0,705 | 0,82 | 2,9/1,7 |
По техническим параметрам Э/дв. можно определить мощность потерь при номинальной нагрузке:
∑∆Рн = Рн*(1- ηн) / ηн = 530*0,295/0,705 = 222 Вт.
Градиент температуры при номинальной нагрузке:
ΔΘн = RТС∑∆Рн. (10)
3. Задание на экспериментальное исследование.
3.1. Собрать схему для проведения эксперимента по рис. 3.
3.2. Произвести измерение сопротивления обмотки двигателя методом вольтметра и амперметра при трех значениях тока - 0,5А, 1А и 1,5А
3.3. Произвести пуск двигателя. Далее через интервалы времени 15мин. производить отключение двигателя и измерения в соответствии с п. 3.2.
3.4. Во время третьего пуска произвести измерение Uл, Iхх и φхх для вычисления электрической мощности холостого хода, или определить Рхх с помощью прибора К50.
3.5. Измерения четвертого цикла производится при выключенном двигателе. (Режим охлаждения).
Результаты измерений занести в таблицу 4.
Таблица 4
№ пп | Измерения | Расчет | |||||
t, мин | Θ, Со | I, A | U, B | Rcu, Ом | (R1-R0)/R0 | ΔТ; Θ, Со | |
Θк0=Θс | 0,5 | R0= | Усредн. | ΔТ=0 Θcu= (Θс+∆T) | |||
R0= | |||||||
1,5 | R0= | ||||||
+15 | Θк1 | 0,5 | R1= | ΔТ= Θcu= | |||
R1= | |||||||
1,5 | R1= | ||||||
+30 | Θк2 | 0,5 | R1= | ΔТ= Θcu= | |||
R1= | |||||||
1,5 | R1= | ||||||
+45 | Θк3 | 0,5 | R1= | ΔТ= Θcu= | |||
R1= | |||||||
1,5 | R1= | ||||||
+60 | Θк4 | 0,5 | R1= | ΔТ= Θcu= | |||
R1= | |||||||
1,5 | R1= |
Измерение:
Uл =; Iхх =; φхх =. РА хх=
Расчет:
Рхх=; RTК =; RTС =; Θухх=; ΔТн =;
Θун =(50+ ΔТн) =. τ =;
4. Задание на аналитическое исследование.
4.1. Определить и занести в таблицу 2.10.4 значение сопротивлений обмотки Э/двигателя (R0, R1), температуры (Θк, ΔТ, Θcu)
4.2, Начертить график зависимостей Θ=f(t) и R=f(t).
4.3. Графически определить постоянную времени τ и установившуюся внутреннюю температуру Θухх.
4.4. Определить температуру обмотки двигателя при номинальном режиме работы в условиях повышенной (до 50 Со ) температуры окружающей среды: Θун = Θс+∆Tн, сопоставить Θухх и Θун с предельными допустимыми (таблица 2.10.2). Когда необходимо принудительное охлаждение двигателя?
4.5. Сравнить тепловое сопротивление корпуса двигателя и окружающей его воздушной среды. Каким способом можно охлаждать двигатель?