Организационный момент.
Дети входят в зал.
Воспитатель: Послушайте отрывок из пьесы П. Чайковского. О каком времени года мы будем говорить? Да, сегодня мы будем говорить о зиме. Вы расскажите мне все, что знаете об этом времени года. Мы рассмотрим картину Б. А. Смирнова – Русецкого «Иней» будем пересказывать рассказ Д. Зуева «Зимний лес». А сейчас расскажите о том, каким стало ваше настроение, когда вы слушали отрывок из пьесы П. Чайковского «Зимнее утро» и увидели картину Б. А. Смирнова – Русецкого «Иней» и букет из «заснеженных веток».
Дети рассказывают о своем настроении.
Рассказывание детьми стихов русских поэтов о зимней природе.
Воспитатель: А сейчас вспомните и расскажите стихи, которые созвучны настроению этой картины.
Вот север, тучи нагоняя, Чародейкою зимою
Дохнул, завыл – вот сама Околдован лес стоит -
Идет волшебница зима. И под снежной бахромою
Пришла, рассыпалась, клоками Неподвижною, немою,
Повисла на суках дубов; Чудной жизнью он блестит.
Легла волнистыми коврами (Ф. Тютчев)
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою Зябнет нос, идет зима.
Сравняла пухлой пеленою; В зимней сказке лес, дома.
Блеснул мороз. И рады мы Все поземкой замело
Проказам матушки зимы. Землю, поле и село.
(А. С. Пушкин)
Белая береза под моим окном И стоит береза в сонной тишине,
Принакрылась снегом, точно серебром. И горят снежинки в золотом огне.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой. (С. Есенин)
Рассматривание картины Б. А. Смирнова – Русецкого «Иней»
Воспитатель: Посмотрите, ребята на эту картину. Что изобразил художник на этой картине? Постарайтесь описать деревья, небо, землю.
|
Дети: Художник нарисовал зимний лес, деревья, покрытые пушистым инеем. На земле в лесу лежит снег. Небо ясное, высокое. Видно, что день морозный.
Воспитатель: Какие тона преобладают на картине и почему?
Дети: Картина нарисована в светлых тонах. Здесь и белый, и голубой, и розовый, и сиреневый цвета.
Воспитатель: На прогулке мы наблюдали за тем, что снег никогда не бывает чисто белым. Его цвет зависит от освещенности. На прогулке мы не раз видели как меняется цвет снега. Расскажите о том, какой снег вы видели?
Дети: Утром на прогулке мы видели серебристый снег, на котором лежали голубые тени. Днем мы наблюдали золотистый, освещенный ярким солнцем снег. Вечером под лучами заходящего солнца снег казался розовым. А когда мы идем домой из детского сада, в темноте снег кажется синим.
Воспитатель: Верно, вот поэтому снег на картине и иней не белые. На них играют оттенки всех цветов голубого, розового, сиреневого. Какими еще словами можно охарактеризовать снег?
Дети: Рыхлый, глубокий, мягкий, холодный, сверкающий и т. д.
Воспитатель: А иней какой?
Дети: Пушистый, мохнатый, колючий, игольчатый, холодный и т. д.
Воспитатель: А что вы можете сказать о деревьях, изображенных на картине?
Дети: Деревья нарядные, праздничные, опушенные инеем, мохнатые, кружевные.
Воспитатель: Ребята, а можно ли узнать, какие деревья нарисовал художник?
Дети: Березки.
Воспитатель: Верно. А почему вы так думаете?
Дети: Березки отличаются своей белой корой, поэтому их легко узнать.
Воспитатель: Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в лесу. Что мы увидим и услышим, что почувствуем в зимнем лесу? Послушайте звуки зимнего леса и подумайте одну минутку (воспитатель включает магнитофон: дети рассматривают зимний лес, слушают звуки, затем воспитатель выключает магнитофон). Расскажите о своих ощущениях?
|
Дети: Воздух в зимнем лесу свежий и холодный. Щеки пощипывает мороз. Глаза слепит от блеска снега и инея. В лесу тихо. Только где – то вдалеке стучит дятел, изредка тенькают синицы.
Воспитатель: Ветер есть?
Дети: Ветра нет, поэтому мохнатый иней не осыпается с веток.
Воспитатель: Какое у вас настроение?
Дети: Радостное. Нам приятно смотреть на эту картину.
Воспитатель: А вот и березка. Она как будто сошла с картины. Стоит одинокая и грустная. Давайте отдохнем и поводим вокруг березки хоровод. (Дети водят хоровод).
Физминутка «Хоровод вокруг березы»
Береза, моя березонька (идут в одну сторону)
Береза моя белая (идут в другую сторону)
Береза моя кудрявая
Стоишь ты березонька (руки вверх, разводят руки в стороны)
Посреди долинушки
На тебе березонька (наклоны)
Платье белое серебристое
Под тобой березонька (приседания)
Снег пушистый.
Чтение воспитателем рассказа Д. Зуева «Зимний лес»
Воспитатель: А теперь я прочитаю вам рассказ, который созвучен вашему настроению. Послушайте его.
Зимний лес
Пробушевала метель – и волшебно преобразился лес. Все стихло. Стоит завороженный чарами зимы молчаливый витязь в хвойной кольчуге. Синичка сядет, а ветка не дрогнет. На поляне особняком красуются крохотные елочки. Их совсем занесло. Как хороши они теперь, как пригожи. Вьюга посеребрила пышную прическу стройных сосен. Снизу – ни сучка, а на макушке - пышная снежная шапка. Ясная береза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежно – розовой тонкой берестой. Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем сне. Глубок зимний сон природы. Сверкает снег. Вспыхивают и гаснут искры – блестки. Хорош лес в зимнем уборе!