В настоящее время имеется несколько попыток построения системной теории педагогической технологии в целом.
Хронологически первая из них достаточно хорошо известна и принадлежит В. П. Беспалько [7, с. 5]. В трактовке В. П. Беспалько «педагогическая технология - это проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике». Глубинный смысл педагогической технологии В. П. Беспалько видит в следующем:
· сведение к минимуму педагогических экспромтов в практике преподавания и перевод на путь предварительного проектирования учебно-воспитательного процесса и последующего его воспроизведения;
· зависимость проекта учебно-воспитательного процесса от структуры и содержания учебно-познавательной деятельности самого учащегося;
· рассмотрение целеобразования как центральной проблемы; при этом цель рассматривается в двух аспектах: диагностическое целеобразование и объективный контроль качества усвоения учащимися учебного материала и развитие личности в целом;
· проектирование целостного учебно-воспитательного процесса, т. е. создание проекта определенной педагогической системы, все элементы которой гармонично действуют [7, с. 5].
Согласно Ю. П. Азарову, педагогические технологии должны включать материально-техническое и правовое обеспечение образовательного процесса, пространственно-временные факторы, метод, средства и формы работы, мастерство всех участников педагогического процесса, набор обязательных видов деятельности, выполняемых каждым субъектом социально-культурной деятельности [1, с. 205].
В отличие от других, технологии социально-культурной деятельности связаны не столько с воздействием на личность, сколько с взаимодействием, переводом субъект-объектных отношений в статус субъект-субъектных.
В технологиях социально-культурной деятельности педагог имеет дело с уникальным «материалом» - человеческой индивидуальностью, что обуславливает необходимость установления постоянной обратной связи, гибкости технологии.
На гибкость педагогических технологий обратили внимание М. А. Чошанов, П. И. Третьяков, И. Б. Сенновский, Н. О. Яковлева и другие. Гибкость технологий обеспечивается мобильностью их структуры и ступенчатостью образовательных программ, содержанием образовательного процесса, вариативностью форм, средств и методов воспитания и обучения, гибкостью системы контроля, оперативностью и мобильностью реагирования, адаптации к изменяющимся условиям и т. д. [8, с.133]. Такой подход к технологиям обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию социально-культурной деятельности и допускает её корректировку. Согласно П. И. Пидкасистому и Ж. С. Хайдарову, непосредственной целью технологий являются спонтанно-направленное развитие личности, это систематическая и последовательная реализация на практике концепции инновационных процессов в образовании, заранее спроектированных на основе педагогических идей, признанных в мире в качестве высокозначимых ценностей личности и общества [8, с 134].
Технологии социально-культурной деятельности исходят из закономерностей социокультурной системы и определенных условий, включают методы, средства, формы, теорию их применения, реализованную на практике. Среди множества других педагогических технологий, технологии социально-культурной деятельности относятся к уникальным, так как они способны умножить «инструменты сдерживания», работая на нравственный потенциал общества, сохраняя и создавая духовные и материальные ценности увеличивая надежды на его выживание.
По типу организации и управления технологи социально-культурной деятельности сходны с технологиями свободного воспитания Ж-Ж Руссо, где ребенок является субъектом своей деятельности. Обращение к таким технологиям, позволяет достигать педагогические цели через внутреннее побуждение личности, а не посредством сугубо внешнего воздействия.
В социально-культурных технологиях выделяется три аспекта: научный, процессуально-описательный, процессуально-действенный.
1) Научный - разработка целей, задачей, содержания и методов социально-культурной деятельности, проектирование педагогических процессов.
2) Процессуально - описательный - описание целей, задач, методов, средств, форм, и содержания процесса для получения заранее планируемых результатов.
3) Процессуально-действенный – осуществление технологического процесса с применением методов и средств СКД [31].
Указанным трем аспектам соответствует три уровня:
1) Общепедагогический уровень, здесь, действуют общие технологии (отражают комплексную педагогическую систему, ориентируют на общие процессы, например, коммерциализация, информатизация, глобализация);
2) Частно-методический (предметный уровень) – это поле ф ункциональных (отраслевых) технологий, они ориентированы на различные направления СКД (технологии информационно- познавательной деятельности, технологии самодеятельного творчества характеризует отдельные направления, аспекты педагогической системы, и т.д.).
3) Локальный уровень (относится к отдельным составляющим процесса), на данном уровне действуют д ифференцированные технологии, которые направлены на организацию социально-культурной деятельности с отдельными категориями населения и различными возрастными группами [8, с. 135].
В зависимости от уровня разработанности и внедрения технологии подразделяются:
- крупномасштабные технологии, реализуемые на уровне страны, региона;
- макротехнологии, реализуются в отдельных городах, объединениях, реализуемых в социальных и общественных институтах,
- микротехнологии, имеют направленность на определённые процессы, рассчитаны на небольшие группы людей [31, с.25].
Может быть, множество подходов к классификации технологий, но как подчеркивает А. Д. Жарков, важно, чтобы технология была направлена на повышение профессионализма специалистов социально-культурной деятельности [11, с.19].
Технологии социально-культурной деятельности можно также различать по характеру содержания, структуре, по типу организации и управления [35, с. 24]. Следует выделить основные характеристики современных технологий социально-культурной деятельности:
· концептуальность - опора на определённую научную концепцию, имеющую философское, психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения поставленных целей;
· системность - логика и целостность процесса, взаимосвязь всех частей;
· управляемость - целеполагание, планирование, проектирование образовательного процесса, поэтапная диагностика, варьирование средствами и методами, коррекция результатов;
· эффективность - достижение конечных, планируемых результатов при оптимальных затратах на их разработку и внедрение;
· воспроизводимость - использование разработанных технологий в других однотипных учреждениях и другими субъектами.
· гарантированность. Педагогические технологии должны гарантировать достижение определенного уровня образования, быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам времени, сил, средств.
· технологии и содержание образования должны адекватно отражать друг друга.
· неизменность в любых условиях закономерностей усвоения материала и последовательности действий субъектов.
А также можно назвать и такие характеристики, как мотивированность обучения, его новизну, информационность, оптимальность.
При подобном многообразии характеристик требуется выделить инвариативный сущностный признак технологии, которым следует считать ее законосообразность. Этот признак отражен в определении понятия «технология», сформулированном В. Сластениным. «Технология – это педагогическая деятельность, максимально реализующая в себе высокие законы обучения, воспитания и развития личности и потому обеспечивающая ее конечные результаты» [24, с.41]. Чем полнее реализованы эти законы, тем выше гарантия успеха. Критерию законосообразности должны отвечать все ведущие характеристики технологии. Например, о воспроизводимости технологии можно говорить лишь в той степени, которая соответствует закономерностям индивидуальности, субъектности участников образовательного процесса.
Технологии социально-культурной деятельности – это конструирование и реализация педагогического процесса, включающая разработку его концепции, выбор диагностируемых критериев, процесс целеобразования, организацию стимульных ситуаций, применение средств, методов, форм, осуществление контроля над достижением результатов и коррекции деятельности. [8, с. 135-136].
Г. Н. Новикова, на основе анализа существующих подходов даёт следующее определение социально-культурным технологиям: педагогические системы последовательных алгоритмических организационно-управленческих действий, функционирования личностных, инструментальных и методологических средств, направленных на достижение планируемых результатов [21, с.13].
Для современных технологий социально-культурной деятельности наиболее полная классификация дана Г. К. Селевко [31]. Е. Н. Григорьевой [35], Г. Н. Новикова [21] так же придерживаются данной классификации:
- по уровню применения,
- по философской основе,
- по ведущему фактору психического развития,
- по ориентации на личностные структуры,
- по характеру содержания и структуры,
- по типу организации и управлению познавательной деятельности.
Технологии социально-культурной деятельности, в зависимости от направления и содержания предметной деятельности опираются на определённую идейно-философскую основу, концепцию, например: демократизация отношений в системе личность – педагог – социокультурное пространство; диалектичность и актуальность содержания деятельности.
Ведущими факторами развития технологий являются:
- психологические;
- педагогические;
- социальные.
Технологии социально-культурной деятельности ориентированы на личностные структуры:
- эмоциональные;
- интеллектуальные;
- волевые.
По типу управления и организации форм технологии разнообразны (рассказ, дискуссии, праздники, досуговые и щоу программы, экскурсии, путешествия, флеш-моп, и др.).
Главные акценты в целевых ориентациях технологий социально-культурной деятельности связаны с общечеловеческими и духовными ценностями, гармоничным развитием, побуждением личности к нравственно-направленной деятельности, патриотическому сознанию, приобретению жизненных смыслов и т. д. [8, с.136-138]. Технологии обеспечивают «внутреннюю» жизнедеятельность учреждений социально-культурной сферы и являются концептуальным началом их внешних взаимосвязей с другими компонентами системы, в которую данные учреждения вписаны.
Технологии как система состоят из нескольких подсистем. Они взаимосвязаны между собой и представляют единство идеальных и предметных компонентов:
- организационная подсистема - её компоненты - штатное расписание, должностные инструкции наличие отделов, секторов, участков работы и т. д.;
- методическая подсистема - её компоненты - методические рекомендации, описание опыта, сценарные разработки и т. д.;
- психологическая подсистема - её компоненты - формальная и неформальная структуры, отношения между сотрудниками, профессиональное сознание и т.д. [11]
Е. И. Григорьева [35, с.18 - 19], Г. Н. Новикова [21, с.14 - 16] в технологиях социально-культурной деятельности выделяют следующие структурные элементы.
Концептуальная часть предполагает научное обоснование проблемы, включая философские, дидактические, социально-педагогические, культурологические аспекты проблемы
Диагностическая часть уточняет задачи «проблемного поля» региона, отдельных социальных групп, личности.
Прогностическая часть представляет обоснованные прогнозы, предположения, ожидаемые результаты реализации проекта.
Проектная часть включает в себя отбор конкретных действий и оформление их в форму конкретного художественного или социального проекта.
Процессуальная часть реализует на практике технологический процесс. Она включает управление, организацию, формы, средства, методы, диагностику, анализ и возможную коррекцию протекающего процесса.
Технологии действуют в причинно следственной зависимости друг от друга, движутся к определенной цели и характеризуются, прежде всего, целесообразностью. Цель - важнейший системообразующий фактор, требует средств, форм, методов, операций, действий. Деятельность субъектов опосредуется практикой, реальностью. Любая целенаправленная деятельность при условии её самостоятельности, свободы от внешнего принуждения становится основой развития и приложения сущностных сил. Здесь, технологии являются качественной характеристикой способа человеческой деятельности. Они являются важнейшим средством приобщения людей к культуре, порождают духовные потребности, потребность в творчестве.
Структура технологического процесса социально-культурной деятельности выглядит следующим образом: социальный заказ - цель - содержание - форма - методы - средства достижения цели - субъект - объект - материально-техническое и кадровое обеспеченье - корректировка цели - конечный результат. Главным и определяющим в ней является цель как важнейший системообразующий элемент. Формирование и реализация идеи определяется общественными потребностями, своего рода социальным заказом. Социальный заказ, в свою очередь, делает необходимым уточнение и определение «проблемного поля», главной стратегической цели, формирование тактических целей и задач, требующих последовательности действий и интеграции усилий различных элементов социально-культурной деятельности, направленных на поэтапную реализацию главной цели.
По мнению Т. Г.Киселёва, Ю. Д. Красильникова «формируются и проектируются технологии ситуативно, в зависимости от ряда факторов, в частности наличия и состава существующих центров культуры, искусства, спорта, характера общественных досуговых инициатив населения и условий для их практической реализации в регионе [12, с.26].
Таким образом, технологии социально-культурной деятельности вбирают весь комплекс процессуальной деятельности от замысла до осуществления. Системность и последовательность технологических процессов, включают важнейшие алгоритмы действий от разработки концептуальной основы предполагаемого социокультурного проекта – через диагностику – прогноз – четкое формулирование целей и задач - отбор форм, методов, средств – условий – организацию и управление, способствующих достижению прогнозируемого результата с конкретным субъектом в конкретной среде.