1 этап:
1. «Что, где было? И что изменилось?» Задание показать и назвать, что или кто находится над – под, выше – ниже, за – перед, справа – слева данного объекта или предмета. Объяснить, что изменилось.
2. «Отгадай фигуру» Задание: ребёнку предлагается набор геометрических фигур. На доске или перед ребёнком изображения тетради, пенала, ластика, красок, точилки. Ребёнку предлагается назвать все нарисованные предметы и подобрать к ним обобщающее слово. Затем закрыть глаза и на ощупь определить какую геометрическую фигуру дал логопед, ответить на вопросы:
-какой предмет похож на треугольник? (квадрат, круг, прямоугольник)
-Из чего он сделан?
3. «Воспроизведение геометрических фигур » Задание: внимательно рассмотреть рисунок, проговорить какая фигура, где находиться, по памяти нарисовать.
4. «Кто (что) где?» Задание: рассмотреть рисунки и рассказать, как расположены предметы относительного заданного, пользуясь полными предложениями, с использованием слов выше – ниже, ближе – дальше, справа – слева.
5. «Найди предмет, которого нет» Задание: рассмотреть рисунок, например корзина с фруктами, под которой нарисованы фрукты, лежащие в ней и один лишний предмет (овощ). Объяснить, почему его там нет.
6. «Сравни» по длине, ширине, высоте»: Ребёнка просят показать и назвать самое длинное (широкое, высокое) изображение, затем самое короткое (узкое, низкое). Положить картинки (или игрушку) на самое длинное (широкое, высокое и т. д.) изображение.
7. «Собери картинку» Педагог показывает ребёнку рисунок из треугольников разной величины, вида, цвета. Задание: выложить один из рисунков или найти на рисунке треугольник такой же формы.
8. «Узнай изображение» Задание: рассмотреть и назвать наложенные изображения нескольких предметов (от 2-х до 5-ти).
|
2-ой этап:
1. «Выложи из палочек» Задание: выложить по образцу узор или силуэт из палочек.
1-ый уровень сложности – узоры в одну строчку,
2-ой уровень сложности – простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек,
3-ий уровень сложности – более сложные силуэты, состоящие от 6 до 14 палочек.
2. «Найди отличия» Задание: традиционно.
3. «Покажи дорожку» Задание: посмотреть внимательно на таблицу из геометрических фигур, помочь герою сказки добраться по дорожке к нужному ему месту, для этого покажи или закрой фишками слева направо: а) все треугольники (квадраты, круги), б) все заштрихованные треугольники (круги, квадраты).
Таблица проверки зрения для детей
Таблица проверки зрения для детей. Нужна для того что бы приучит ребенка к стандартным картинкам, которые он должен назвать в 3 года на медосмотре. Картинка распечатывается на формате А3 потом вырезается по квадратикам, и наклеивается на картон. Затем показывается ребенку с расстояния, что бы он не тянул руки а на расстаянии приучался называть рисунки.
Таблица Орловой для проверки зрения у детей
Наши глаза
Наши глаза представляют собой своеобразную оптическую систему, позволяющую видеть окружающий нас мир. В этой оптической системе есть две линзы - роговица и хрусталик, они фокусируют изображение на сетчатке.
Роговица оптически сильнее хрусталика, ее преломляющая способность остается постоянной при рассматривании предметов, удаленных на различное расстояние от наших глаз. Оптическая сила роговицы остается практически неизменной на протяжении всей нашей жизни с момента рождения. Особенности ее строения часто передаются по наследству от наших родителей и нашим детям.
|
Вторая линза глаза - хрусталик, позволяет нам фокусировать изображение предметов, которые удалены от нас на любое расстояние (этот процесс переменной фокусировки называется аккомодацией). Толщина хрусталика может увеличиваться, при этом усиливается его оптическая сила. Чем ближе предмет, на который мы смотрим, тем сильнее утолщается хрусталик. Управляет изменением силы хрусталика цилиарная мышца, расположенная внутри наших глаз. С возрастом эластичность хрусталика теряется, цилиарной мышце становится сложнее увеличивать его оптические свойства.
Когда мы видим удаленный от нас (более 5 метров) предмет четко и при этом цилиарные мышцы наших глаз расслаблены, считается, что наши глаза как оптические системы идеальные. Такое состояние называется эмметропией.
Если оптическая система наших глаз является сильной, то мы видим четкими только предметы, которые расположены от нас на каком-либо близком расстоянии. Такое состояние нашей оптики называется близорукостью (офтальмологи пользуются термином миопия). Далеко расположенные объекты мы видим нерезкими потому, что их изображение фокусируется перед сетчаткой. Почему так происходит? Наиболее частыми являются три причины:
1. Мы получили по наследству оптически сильную роговицу, при этом наша близорукость называется рефракционной;
|
2. Длина наших глаз большая (больше 23-24 мм) - осевая близорукость, эта форма сильной оптики чаще приобретается в школьном возрасте из-за чрезмерной зрительной нагрузки и может увеличиваться (прогрессирующая близорукость);
3. Если цилиарная мышца после продолжительной работы наших глаз на близком расстоянии находится в напряженном состоянии и не может самостоятельно расслабиться, а хрусталик при этом остается более выпуклым (оптически более сильным). Это оптически сильное состояние нашей зрительной системы называется спазмом аккомодации или ложной близорукостью.
Близорукость может быть вызвана сочетанием оптически сильной роговицы и удлиненной переднезадней оси глаза - смешанная форма близорукости. В большинстве случаев спазм аккомодации может быть частью близорукости. Поэтому для уточнения величины близорукости офтальмологи закапывают специальные капли, которые расслабляют цилиарную мышцу и устраняют ложную часть близорукости (циклоплегия), при этом наше близкое зрение становится не резким, а зрачок расширяется. Итак, близорукость является сильным состоянием нашей оптической системы. Поэтому для получения четкого изображения от удаленных предметов нашу оптику нужно ослабить. Для этого нам выписывают очки с рассеивающими (дефокусирующими) линзами (в рецепте ослабляющий эффект очковых линз обозначен знаком «-»), подбирают контактные линзы или с помощью рефракционных операций изменяют строение роговицы, ослабляя ее оптические свойства. Если у Ваших детей есть спазм аккомодации, врач назначает лечение, которое позволяет сначала расслабить цилиарную мышцу, а потом улучшить ее работоспособность.
Противоположным (слабым) состоянием оптической системы наших глаз является дальнозоркость (гиперметропия). Ошибочно считать, что при дальнозоркости мы хорошо видим вдаль. Поскольку это слабое состояние оптики, на сетчатке изображением размытое, а его фокус расположен за глазом. Для получения четкой картинки мы можем усилить оптику, только изменив толщину хрусталика. Для этого мы напрягаем цилиарную мышцу. Чем ближе рассматриваемый объект, тем больше ее напряжение. Поэтому при дальнозоркости нам лишь легче смотреть на удаленные предметы.
Дальнозоркое состояние нашей зрительной системы объясняется двумя причинами:
1. Роговица как оптическая линза является слабой (часто передается по наследству);
2. Маленькая по своему размеру переднезадняя ось глаза.
Вторая причина объясняет, почему дальнозоркость является нормальным состоянием оптической зрительной системы наших детей. В каждом возрасте адекватная величина дальнозоркости своя. Дальнозоркость должна смениться нормальной оптикой в возрасте 7-8 лет. Если величина дальнозоркости превышает возрастную норму или она остается у детей в школьном возрасте, офтальмолог выписывает очки, в которых линзы усиливают оптические свойства глаз. Сила очковых линз и режим ношения очков назначается в зависимости от степени выраженности зрительных жалоб (астенопические жалобы), уровня развития зрения ребенка (острота зрения) и наличия сопутствующих осложнений (например, косоглазия).
Как уже было сказано, с возрастом эластичность хрусталика теряется и у взрослых (обычно после 40 лет) возникает ослабленное состояние зрительной системы, которое мы обычно называем возрастной дальнозоркостью (правильный термин - пресбиопия). При этом близкорасположенные предметы становятся менее резкими и для их фокусировки нам назначаются очки (для работы за компьютером или для чтения).
Есть еще одно патологическое состояние оптики наших глаз, которое в отличие от миопии - сильной оптики и дальнозоркости - слабой оптики является неправильным. Это астигматизм. Сам термин означает отсутствие способности фокусировать изображение в виде точки. При астигматизме часть изображения может быть резким, а часть размытым, часто мы видим, что некоторые контуры предметов раздваиваются.
Оптика нашего зрения не может быть идеально симметричной и в норме астигматизм есть у каждого из нас (не превышает 0,75 диоптрий), но при этом мы не испытываем жалоб при зрительных нагрузках.
Астигматизм может быть роговичным, хрусталиковым или смешанным. Чаще неправильное строение имеет роговица. А хрусталик из-за своей способности изменять свои оптические свойства может частично или полностью компенсировать роговичный астигматизм (к сожалению, мы лишаемся этой способности, когда хрусталик с возрастом теряет свою эластичность). Астигматизм, как правило, имеет врожденное происхождение (или приобретается в результате травмы или воспаления роговицы), не изменяется с возрастом и может передаваться по наследству. Астигматизм как неправильная оптика может сочетать в себе любые комбинации нормальной, сильной и слабой оптики глаза. Астигматизм в большей степени, чем близорукость и дальнозоркость мешает развиваться зрению наших детей. Возникает функциональное снижение (но обратимое) остроты зрения - рефракционная амблиопия. Поэтому, чем раньше выявляется эта проблема и назначается очковая коррекция, тем больше вероятность, что четкость зрения наших детей будет полноценной.