Уважаемые родители
На первом году жизни зрительное восприятие ребенка развивается очень быстрыми темпами. Зрительное восприятие — совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира. Давайте разберемся, как же это происходит.
Мамочка и папочка! Еще не родившись на свет, где-то с 28й недели, я начинаю реагировать на яркий свет и могу моргать глазами. Появившись же на свет,маленькой крохой, я попадаю в совершенно незнакомый мир, наполненный новыми запахами, звуками, ощущениями, предметами… Природа позаботилась обо мне и оградила меня от такого изобилия информации, снизив моё восприятие и сделав зрение «несовершенным» (дети могут различать свет и тень, видеть размытые затуманенные контуры предметов). Так же природа наделила меня набором безусловных (врожденных) зрительных рефлексов, помогающих мне приспособиться к окружающему миру: зрачковый рефлекс на свет, смыкание век (защитный рефлекс на внезапно появившийся яркий свет) и кратковременный рефлекс поворота глаз и
головы к источнику света.
На 7-10 день я пытаюсь следить за медленно движущимся объектом, движения зрачков при этом скачкообразны, замедленны и несогласованны друг с другом.
Но уже к 3-4 неделе я, такой маленький, начинаю смотреть на предметы двумя глазами одновременно, при этом движения глаз становятся более плавными, сосредоточение более длительным, а контуры более четкими.
В течение 2-3го месяца жизни я начинаю осваивать ближнее пространство. У меня происходит совершенствование остроты зрения - от способности обнаруживать предмет до способности его различать и распознавать.
Но мне еще трудно переключить своё внимание с одного объекта на другой. В этот период времени я начинаю испытывать интерес к своим ручкам. Параллельно с развитием зрения происходит становление цветовосприятия. Я почти с самого рождения способен воспринимать и распознавать цвета: сначала красный, желтый, чуть позже зеленый и синий. Поэтому, начиная с середины первого месяца мне нужно начинать показывать цветные однотонные игрушки и карточки.
|
К концу 3го месяца у меня формируется способность устанавливать зрительно-слуховые и зрительно-двигательные связи. Теперь уже я учусь наблюдать: я не просто вижу предмет, а сосредоточенно смотрю на него и длительно слежу за его движениями. В этом возрасте я учусь самостоятельно переводить взгляд с одного объекта на другой.
На 4-ом месяце у меня развивается хватательный рефлекс. Используя зрительные ориентиры, я протягивает ручки и «натыкается» на игрушки. В этом же возрасте я учусь воспринимать своё отражение в зеркале.
К 5 месяцам я беру игрушку из рук взрослого, пытаюсь её удержать, действую с ней. Я уже различаю цвета, величину и форму предметов. Выделяю маму и узнаю «своих» - «чужих» по внешнему виду.
Со второго полугодия жизни малыш начинается освоение дальнего пространства, у него повышается интерес к окружающему. Разнообразные действия с предметами знакомят ребенка с их свойствами, учат находить различия, развивают координацию, точность и ловкость движений. Ползание и ходьба позволяют формировать зрительно – пространственные ориентиры.
Месяцев в 8-9 зрительное восприятие становится более тонкими – я подмечаю мелкие предметы (соринка на полу, камешек на земле, родинка на руке), с удовольствием рассматриваю картинки в книжках, вычленяю отдельные детали (глаза у кошки, солнце на небе и т.д.). Такой маленький, я постигаю смысл увиденного и понимаю, что вещи и люди продолжают существовать, даже если я их пока не вижу.
|
К концу первого года я уже умею различать контрастные предметы – кубик и шарик, конус и пирамида, кошка и заяц, тарелка и чашка и т.д.
Что нужно знать о развитии зрения малыша
10 дней. Смотрит глаза в глаза взрослому человеку. Жмурится от слишком яркого света. Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое сложение).
18-20 дней. Сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете и на лице говорящего с ним взрослого.
1 мес. Пытается следить за медленно перемещающимся ярким предметом или лицом взрослого на расстоянии 20-40 см. Замечает объекты, недолго рассматривает их.
1,5 мес. Фиксирует устойчивый взгляд на глазах взрослого. Улыбается, увидев лицо знакомого взрослого. Следит за предметом, когда его отводят немного в сторону.
2 мес. В течение 1-2х минут может зрительно сосредоточиваться на неподвижном предмете. Рассматривает детали лица взрослого, предметов, узоров. Предпочитает смотреть на контрастные простые фигуры: черно-белые полосы, круги и кольца. Различает «свои» и «чужие» лица.
3 мес. Переводит взгляд на появившийся в поле зрения объект: сбоку, сверху, снизу. Следит за перемещающимся во всех направлениях предметом, лицом взрослого на расстоянии 20-80 см. Может зрительно сосредотачиваться в вертикальном положении (на руках у взрослого) на лице говорящего с ним взрослого, на игрушке. Рассматривает предмет, который держит в ручке. Ждет появления исчезнувшего из его поля зрения предмета.
|
4 мес. Наблюдает за движущимся предметом, переводит взгляд и поворачивает в его сторону голову. С интересом рассматривает объемные предметы. Узнает близкого человека (радуется) и знакомые предметы. Целенаправленно протягивает руку к тому предмету, который видит (появляется координация движения и зрения). Фокусирует взгляд на предметах, находящихся в пределах 3х метров.
5 мес. Отличает близких людей от чужих по внешнему виду. По-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого. Удивляется предметам, поставленным «вверх ногами». По очереди рассматривает показываемые ему игрушки.
6 мес. Видит крупные интересные предметы, которые находятся далеко от него (у противоположной стены). Показывает взглядом на находящийся перед ним предмет, про который его спросили («где пирамидка?»). Старается доползти до увиденного объекта (появляется взаимосвязь между зрением и движением)
7 мес. Рассматривает отдельные детали предметов (колёсики у машин, кольца пирамидки). Старается разделить предмет на части, разобрать постройку (например, башню из конструктора). Ищет глазами предмет, исчезнувший из его поля зрения. На вопрос «где» находит взглядом предметы, имеющие постоянное место (часы, окно, кровать и т.д.)
8 мес. Подолгу рассматривает всё, что встречается ему на пути (например, на прогулке). На вопрос «где» находит взглядом предметы, которые могут находиться в любом месте.
9-12 мес. Обращает внимание на мелкие предметы, рассматривает маленькие картинки. Понимает, что у каждого предмета есть своя форма. Различает две контрастные формы предметов по форме (по слову отличает кирпичик от кубика). Узнает на фотографии знакомого взрослого.
А вы знаете как работает наш глаз?
Через глаза человек получает более 80% информации об окружающем мире. Через глаз мозг распознает знакомые предметы и исследует новые.
Работа глаза напоминает работу фотоаппарата - свет, отраженный от предмета проходит через хрусталик, выполняющий роль двояковыпуклой линзы, и фокусируется на поверхности сетчатой оболочки (сетчатки). Сетчатка содержит светочувствительные клетки, так называемые палочки и колбочки. В сетчатке человеческого глаза таких клеток 130 миллионов. В них информация об интенсивности светового потока и длине волны (цвете) преобразуется в нервные импульсы, которые по зрительному импульсу поступают в мозг. За восприятия цвета предмета отвечают колбочки. Они различают все цвета, но только если интенсивность света достаточна. Поэтому, в сумерках человек видит лишь очертания предметов. Если некоторые виды чувствительных клеток в глазу отсутствуют, либо чувствительность их снижена, то человек не различает некоторые оттенки цветов. Чтобы изображение было четким, фокусное расстояние линзы - хрусталика - должно подстраиваться под расстояние до объекта. Это обеспечивается специальными мышцами - мышцами аккомодации или ресничными мышцами, растягивающими хрусталик, тем самым меняя его кривизну. По напряжению мышцы, человек ощущает расстояние до предмета.
Склера - плотное наружное покрытие глаза. Сосудистая оболочка насыщена кровеносными сосудами, обеспечивающими насыщение клеток глаза кислородом и питательными веществами. Роговица - передняя, прозрачная часть глаза - защищает чувствительный глаз от пыли, микробов. Кроме того, она выполняет роль дополнительной линзы постоянной кривизны, фокусируя входящий поток света на хрусталик. Роговицу обслуживают веки, очищающие глаза и слезные железы, увлажняющие роговицу (прослеживается аналогия с автомобильными дворниками). В случае опасности веки смыкаются и защищают глаза.
Чтобы яркий свет не повредил сетчатку, зрачок - отверстие в центре глаза - имеет свойство сужаться, тем самым уменьшая световой поток. Любопытно, что зрачек может расширяться так же под воздействием некоторых лекарств и наркотических препаратов, под психологическим воздействием, а так же в случае, если человек испытывает боль. Подвижность глазного яблока обеспечивают шесть длинных тонких мышц. Они тянут глаз, заставляя его поворачиваться в нужную сторону.
Интересно, что зрительные нервы от двух глаз в мозгу частично расходятся и перекрещиваются так, что каждое полушарие видит лишь половинкой каждого глаза.
Функции зрения
- светоощущение
- цветоощущение
- центральное или предметное зрение
- периферическое зрение
- стереоскопическое зрение.
Светоощущение – это способность воспринимать свет в диапазоне солнечного излучения и приспосабливаться к восприятию зрительных образов при различных уровнях освещения. Процесс светоощущения начинается в палочках и колбочках. Под влиянием энергии светового излучения в палочках и колбочках распадаются специальные вещества, называемые зрительным пурпуром. В палочках это вещество – родопсин, которое образовано из белка и витамина А, а в колбочках – йодопсин, в составе которого имеется йод. Под воздействием света йдопсин и родопсин распадаются, образуя положительные и отрицательные ионы и индуцируя возникновение нервного импульса.
Цветоощущение позволяет воспринимать более двух тысяч оттенков цвета в зависимости от длины волны светового излучения. Считается, что сетчатка имеет три компонента, настроенные на восприятие трех основных цветов спектра: красный, синий и зеленый. Нормальное цветовое восприятие называется трихромазия. При недостаточном восприятии одного, двух или трех компонентов возникают цветоаномалии (протанопия, дейтеранопия, тританопия).
Центральное или предметное зрение – это способность различать величину и форму предметов окружающей среды. Осуществляется эта функция центральной ямкой сетчатки, где имеются наилучшие условия для осуществления функции предметного зрения. В центральной ямке находятся только плотно уложенные колбочки и их отростки формируют в зрительном нерве отдельный пучок, называемый папило-макулярным. Предметное зрение определяется способностью раздельно воспринимать точки. Каждая точка воспринимается раздельно, если ее изображение каждой проецируется на две колбочки, между которыми находится еще хотя бы одна колбочка. Т.е. размер колбочки и определяет остроту зрения. Считается, что минимальный угол зрения, определяемый размером колбочки, составляет 1 минуту. Исследуют остроту зрения при помощи всем известных таблиц Головина-Сивцева.
Периферическое зрение – это восприятие части пространства вокруг фиксированной точки. При фиксации взора на какой-либо точке, эта точка воспринимается центральной ямкой сетчатки, а пространство, окружающее ее воспринимается оставшейся частью сетчатки. Пространство, которое воспринимается одним глазом, называется поле зрения. Периферическое зрение имеет большое значение для ориентации в окружающей среде. При различных заболеваниях глаз поля зрения могут сужаться, или выпадают их определенные участки (скотомы).
Стереоскопическое зрение – это способность воспринимать расстояния между предметами окружающей среды, объем этих предметов, возможность наблюдать предметы в движении. Стереоскопическое зрение становится возможным, если человек воспринимает предметы двумя глазами – бинокулярное зрение. При нарушениях стереоскопического зрения затрудняется ориентировка в окружающей среде.
Поиграйте со мной
1 МЕСЯЦ:
«Приглушенный» фонарик
Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом или тканью. Плавно водите им из стороны в сторону перед ребенком на расстоянии 50 см. Постепенно малыш будет всё дольше и дольше задерживать свой взгляд на фонарике.