УЧЕТ ПРОЦЕДУР ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ




ПОЧЕМУ ЗНАК ОБРАЩЕНИЯ НА РЫНКЕ – НЕ МАРКИРОВКА СЕ?

Иосиф Зиновьевич АРОНОВ – доктор технических наук, заведующий отделом ВНИИС (Стандарты и качество №1, 2005)

 

Проще всего на вопрос, вынесенный в заголовок, можно ответить следующим образом: потому что Россия — не Европа, в смысле, она не является членом ЕС. Однако этот ответ не раскрывает сути принципиальных отличий между знаком обращения на рынке, которым в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» (далее — ФЗ) должна маркироваться предназначенная для обращения продукция, соответствие которой требованиям технического регламента подтверждено, и знаком СЕ, которым маркируется продукция, соответствующая требованиям директив нового и глобального подходов и прошедшая процедуры оценки соответствия согласно Решению 93/465/ЕЭС.

 

 

Маркирование знаком СЕ (C onformite E urop e enne — С оответствие Е вропейское) обеспечивает доступ к свободно­му обращению товара по Европейскому экономическому пространству (ЕЕА), ко­торое включает все страны ЕС, а также Норвегию, Исландию, Лихтенштейн. Бо­лее того, государствам-членам ЕС не разрешается ограничивать доступ на рынок и эксплуатацию продукции, маркированной знаком СЕ до тех пор, пока не будет доказано несоответствие такой продукции требованиям дирек­тив (ы).

Перечень директив, устанавливаю­щих необходимость маркирования зна­ком СЕ, которые, по разным оценкам, распространяются на 20—40% выпус­каемой продукции, приведен в таблице.

Используют те же принципы задания требований к продукции и процедурам оценки соответствия, что и директивы, указанные в таблице, но не предусмат­ривают маркирование знаком СЕ:

• Директива 96/98/ЕС на морское обо­рудование;

• Директива 96/48/ЕС на высокоскоро­стные железнодорожные системы;

• Директива 94/62/ЕС на упаковку и от­ходы от упаковочных материалов. Итак, цель настоящей статьи — обсу­дить отличия между принципами марки­рования знаками и последствия этого расхождения. Сравнение будем произ­водить по нескольким характеристи­кам: цель маркирования, особенности изображения, особенности нанесения и др.

 

ЦЕЛИ МАРКИРОВАНИЯ

 

Прежде всего напомним, что знак обращения в ФЗ определяется как «обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов». Таким образом, цель маркирования по закону — проинформировать приобретателей. Какова же цель маркирования знаком СЕ? Согласно Решению Совета ЕС от 22 июля 1993 г. по модулям различных стадий жизненного цикла процедур оценки соответствия и правил нанесения и применения маркировки СЕ, предназначенной для применения в директивах по технической гармонизации (93/465/ЕЭС), цель маркирования знаком СЕ — информирование первую очередь, органов контроля (надзора) о том, что физическое и юридическое лицо, наносящее или ответственное за нанесение указанной маркировки, удостоверилось в том, что указанная продукция соответствует всем требованиям директив, относящимся к ней, а также является предметом соответствующих процедур оценки соответствия.

Отмеченное расхождение в целях маркирования связано с тем, что маркировка СЕ — это единственный способ доведения информации о проведенном подтверждении соответствия, поскольку согласно европейскому подходу декларация о соответствии, как правило, не сопровождает процесс обращения продукции на европейском рынке. В то же время в соответствии с федераль­ным законом факт соответствия продукции требованиям технического регла­мента подтверждается декларацией о соответствии или сертификатом соот­ветствия копии которых сопровождают товар.

Учитывая, что некоторые директивы могут накладывать дополнительные тре­бования или обязательства, которые должен выполнить поставщик, маркирование знаком СЕ означает не только формальное прохождение всех требуемых процедур оценки соответствия, но и соблюдение всех требований директивы.

В случае, если продукция подпадает под действие других директив, касающихся других аспектов безопасности и предусматривающих нанесение знака СЕ, маркировка свидетельствует, что данная продукция соответствует также положениям других директив. Вместе с тем, если одна или несколько директив позволяют изготовителю в течение переходного периода не выполнять требования всех директив, которые распространяются на данную продукцию, маркировка СЕ указывает на соответствие положениям только тех директив, которые были применены изготовителем.

К сожалению, все эти важные особенности не приведены в ст 27 ФЗ, поэтому остается надеяться, что они будут отражены в соответствующих технических регламентах на продукцию.

 

ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ

 

Изображение знака обращения на рынке определено постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2003 г. № 696.

Согласно Решению 93/465/ЕЭС, маркировка СЕ должна состоять из двух первых букв «СЕ» (C onformite E uropeenne), имеющих вид, представленный на рисунке.

В Решении отмечается, что при увеличении или уменьшении маркировки СЕ масштабность, приведенная на рисунке, должна выдерживаться, а также устанавливается, что, если в директиве на продукцию не установлено иное, высота маркировки СЕ должна быть не менее 5 мм. К сожалению, ни в ФЗ, ни в постановлении Правительства РФ нет никаких указаний на особенности маркирования знаком обращения на рынке.

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ НАНЕСЕНИЯ

 

В ФЗ определено, что знак обращения на рынке наносится любым удобным для заявителя способом. Такой либерализм снижает степень важности маркировки, так как позволяет заявителю наносить знак, например, на сменяемую часть продукции или использовать недолговечную краску для его нанесения.

Как отмечается в решении, маркировка СЕ должна указываться таким образом, чтобы быть хорошо видимой, разборчивой и несмываемой и наноситься на товар или на табличку, или на упаковку (например, для взрывчатых веществ), или на сопроводительную документацию в случаях, если директива предусматривает подобную документацию.

Исходя из целей маркирования, которые обсуждались выше, маркировка СЕ должна быть прочной настолько, чтобы ее нельзя было удалить (смыть) без заметных следов. Так как она должна быть на виду, ее следует наносить на несменяемую часть товара.

Учитывая важность способа нанесе­ния знака на продукцию, в техническом регламенте целесообразно отразить все эти аспекты маркирования.

 

 

УЧЕТ ПРОЦЕДУР ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ

 

Имеется принципиальная разница между сертификацией соответствия, которую проводит орган по сертификации (третья сторона), и декларированием соответствия, осуществляемым, как правило, первой стороной. Эта разница учитывалась в изображении знака соответствия при обязательной сертификации в Системе сертификации ГОСТ Р и при декларировании соответствия, что установлено в ГОСТ Р 50460—92 (с изменениями и дополнениями). В первом случае в изображении знака соответствия указывался четырехзначный код органа по сертификации, например, АЯ 54, во втором — код органа не указывался. Между тем, ФЗ не устанавливает никаких норм, связывающих особенности процедур подтверждения соответствия и маркирования знаком обращения на рынке.

Согласно Решению ЕС, после маркировки СЕ должен следовать идентификационный номер уполномоченного органа, если этот орган участвует в формировании доказательной базы на стадии производства. Это очень важный элемент обеспечения прослеживаемости процедуры оценки соответствия, который связан с надзором на рынке. Код органа в дальнейшем указывается в предписаниях органа контроля (надзора) на рынке в информационных европейских системах ICSMS (The internet-supported information and communication system for the pan-European market surveillance of technical products) и RAPEX (Rapid Alert System).

Четырехзначные идентификационные номера (например, 0135) присваиваются Комиссией ЕС как часть процедуры уполномочивания органа. Комиссия ЕС регулярно публикует списки уполномоченных органов в Официальном журнале ЕС (OJ).

Идентификационный номер уполномоченного органа должен наноситься под его ответственность либо самим органом, либо изготовителем или его представителем, представленным в ЕС. Может оказаться, что продукция подпадает под действие нескольких директив и несколько уполномоченных органов обеспечивали доказательную базу соответствия на стадии производства. В этом случае за маркировкой знаком СЕ должны следовать идентификационные номера этих органов.

Анализ модулей оценки соответствия показывает, что идентификационные номера не указываются, если для оценки соответствия использовались модули А, С (комбинация В+С) или Cbis1. Если же применялись модули Аа1, Аа2, Cbis1 (на стадии производства), Cbis2, F, Fbis, G, D, E, H, Hbis, то маркировка знака СЕ дополняется кодом уполномоченного органа.

Подведем итог анализа. Знак обращения на рынке отличается практически по всем характеристикам от маркировки СЕ. При этом часть отмеченных выше отличий может быть «компенсирована» определенными требованиями технических регламентов на продукцию, конкретизирующими положения ФЗ, часть отличий может быть преодолена только путем внесения изменений и дополнений в ФЗ или в упомянутое постановление Правительства РФ (например, в части указания кода органа по сертификации).

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: