Духовно-нравственные потребности юношества




Особенности личностного развития

 

Важнейший психологический процесс юношеского возраста - становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего "я".

 

Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:

 

1) Открытие своего внутреннего мира. Открытие своего я - радостное и волнующее событие, но оно вызывает и немало тревожных, драматических переживаний. Оказывается, «внутреннее я» может не совпадать с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно самая распространенная юношеская проблема - слабоволие.


2) Появляется осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, своем будущем, о своих целях.


3) Формируется целостное представление о самом себе, отношение к себе, причем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности своего тела, внешности, привлекательности, а затем уже морально-психологические.

Отвечая самому себе на вопросы "Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?", молодой человек формирует
самосознание - целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают
возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания.

 

 

4. Формирование жизненных планов.

В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьёй, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены. При этом высокий уровень притязаний не подкрепляется столь же высоким уровнем профессиональных устремлений. Профессиональные планы юношей и девушек недостаточно корректны. В этом проявляется их недостаточная готовность к реальным трудностям и проблемам будущей самостоятельной жизни.

Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей.

5. В эмоциональной сфере юношей сохраняется повышенная ранимость, чувствительность, иногда имеют место депрессивные состояния. Юность характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, реактивностью. Способы выражения эмоций становятся более гибкими и разнообразными, увеличивается продолжительность эмоциональных реакций. В юношестве заканчивается формирование механизмов внутреннего эмоционального торможения и способности избирательно реагировать на внешние воздействия.

6. Для юношей, как и для подростков, по-прежнему значима потребность в общении. Общение становится более интенсивным, глубинным. Поиски друга, объекта любви добавляют немало волнений и переживаний в этом возрасте.

 

7. Для юношества свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления. Но в такой ситуации юноша вынужден опираться на моральную поддержку ровесников, и это приводит к типичной реакции "повышенной подверженности (неосознанная внушаемость, сознательный конформизм) - влиянию ровесников, которая обуславливает единообразие вкусов, стилей поведения, норм морали (молодежная мода, жаргон, субкультура), даже преступления среди молодежи, как правило, носят групповой характер, совершаются под влиянием группы.

 

 

Общение. Расширяется круг личностно значимых отношений, которые всегда эмоционально окрашены. Сверстник выступает очень важным каналом получения специфической информации. Усвоение новых ролей и статусов, отработка коммуникативных навыков и стилей общения, осознание групповой принадлежности, автономия, эмоциональное благополучие и устойчивость. Дружба выходит на новый уровень. Появляется тема любви и специфические отношения со сверстниками. Установление взаимоотношений с лицами противоположного пола. Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми.

Духовно-нравственные потребности юношества

Интерес к проблеме смысла жизни - ведущая мотивационная направленность в новообразовании психологии юношества. Она волнует юношей и девушек, широко ими обсуждаются со сверстниками и взрослыми, которых они считают заслуживающими их внимания и доверия. Психологическую базу составляет социальная потребность молодых людей занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире - понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и духовно-нравственного назначения в жизни. Наличие интереса к смыслу жизни и его обсуждение активно характеризует сущность процесса самоопределения жизнедеятельности или его искажает. Устремленность в будущее - основа направленности личности юношества. Старший школьник находится на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Перед ним встают фундаментальные задачи социального и личностного назначения. Юношу и девушку волнуют серьезные вопросы: найти свое место в жизни, выбрать дело в соответствие со своими способностями, осознать смысл жизни и как стать настоящим человеком. Молодые люди стремится занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить и понять себя в мире. Они ищут ответы на эти и другие вопросы. Развитие морального сознания идет через восприятие и осознание содержания воздействий, поступающих от окружающих людей посредством переработки связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. Сознание формирует субъективное отношение к нему: формируются мотивы поведения, принятие решения и нравственный выбор собственных поступков. Начинает развиваться нравственная устойчивость личности. В своем поведении старшеклассник все больше ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего жизненного опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной.

 

Выбор профессии


К 17 годам возникает особое личностное новообразование - «самоопределение ». В период юности человеку необходимо создать план жизни - решить вопросы: кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное самоопределение).

Самоопределение - новая позиция, включающая осознание себя, как члена общества, свое место в нем.
Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры. Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии.

 

В процессе формирования профессионального самоопределения современной молодежи можно выделить следующие этапы: фантазийный этап (соответствует дошкольному возрасту); этап предварительного выбора профессии (7-10 лет); этап пробного выбора профессии (11-14 лет); этап реального выбора профессии (15-17 лет); этап профессионального обучения и этап профессионализации. На каждом из этапов профессиональное самоопределение характеризуется различной степенью сформированности.

Процесс профессионального самоопределения включает в себя оценку своих возможностей - уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия, свои способности и склонности. То, насколько престижной окажется выбранная профессия или вуз, в который старшеклассник собирается поступать, зависит от его уровня притязаний.

 

У молодых людей, обеспокоенных своим профессиональным будущим, стремящихся учиться в профессиональном учебном заведении или получить профессию в процессе работы, наблюдается опережающее развитие в оценке своих личностных качеств по сравнению с оценкой своих профессиональных качеств. Учащиеся лучше представляют себя как личность вообще, то есть в совокупности моральных, физических, интеллектуальных качеств, своих интересов и склонностей, но в меньшей степени имеют представления о своем профессиональном "Я". Еще один момент, связанный с профессиональным самоопределением,- изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональную, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем. Если они решили продолжить образование, их снова начинает волновать успеваемость. Отсюда и недостаточное внимание к "ненужным" учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того подчеркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди подростков. Именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению.

Кризис 17 лет напоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция) происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам.

Наблюдается философская интоксикация сознания, юноша оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей). Отрыв от родительских корней, который проявляется в крушении жизненных планов, в разочаровании правильности выбора специальности, в расхождении представлений об условиях и содержании деятельности и реальном ее протекании.

Завершается же социально-психологическое и личностное самоопределение уже за пределами школьного возраста, в среднем между 18 и 21 годами.

Новообразования. Мировоззрение (система нравственных взглядов и убеждений, которая приводит к изменениям в стремлениях); система ценностных ориентаций и социальных установок; становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я»; профессиональное и личностное самоопределение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: