Особенности личностного развития
Важнейший психологический процесс юношеского возраста - становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего "я".
Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:
1) Открытие своего внутреннего мира. Открытие своего я - радостное и волнующее событие, но оно вызывает и немало тревожных, драматических переживаний. Оказывается, «внутреннее я» может не совпадать с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно самая распространенная юношеская проблема - слабоволие.
2) Появляется осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, своем будущем, о своих целях.
3) Формируется целостное представление о самом себе, отношение к себе, причем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности своего тела, внешности, привлекательности, а затем уже морально-психологические.
Отвечая самому себе на вопросы "Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?", молодой человек формирует
самосознание - целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают
возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания.
4. Формирование жизненных планов.
В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьёй, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены. При этом высокий уровень притязаний не подкрепляется столь же высоким уровнем профессиональных устремлений. Профессиональные планы юношей и девушек недостаточно корректны. В этом проявляется их недостаточная готовность к реальным трудностям и проблемам будущей самостоятельной жизни.
|
Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей.
5. В эмоциональной сфере юношей сохраняется повышенная ранимость, чувствительность, иногда имеют место депрессивные состояния. Юность характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, реактивностью. Способы выражения эмоций становятся более гибкими и разнообразными, увеличивается продолжительность эмоциональных реакций. В юношестве заканчивается формирование механизмов внутреннего эмоционального торможения и способности избирательно реагировать на внешние воздействия.
6. Для юношей, как и для подростков, по-прежнему значима потребность в общении. Общение становится более интенсивным, глубинным. Поиски друга, объекта любви добавляют немало волнений и переживаний в этом возрасте.
7. Для юношества свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления. Но в такой ситуации юноша вынужден опираться на моральную поддержку ровесников, и это приводит к типичной реакции "повышенной подверженности (неосознанная внушаемость, сознательный конформизм) - влиянию ровесников, которая обуславливает единообразие вкусов, стилей поведения, норм морали (молодежная мода, жаргон, субкультура), даже преступления среди молодежи, как правило, носят групповой характер, совершаются под влиянием группы.
|
Общение. Расширяется круг личностно значимых отношений, которые всегда эмоционально окрашены. Сверстник выступает очень важным каналом получения специфической информации. Усвоение новых ролей и статусов, отработка коммуникативных навыков и стилей общения, осознание групповой принадлежности, автономия, эмоциональное благополучие и устойчивость. Дружба выходит на новый уровень. Появляется тема любви и специфические отношения со сверстниками. Установление взаимоотношений с лицами противоположного пола. Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми.
Духовно-нравственные потребности юношества
Интерес к проблеме смысла жизни - ведущая мотивационная направленность в новообразовании психологии юношества. Она волнует юношей и девушек, широко ими обсуждаются со сверстниками и взрослыми, которых они считают заслуживающими их внимания и доверия. Психологическую базу составляет социальная потребность молодых людей занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире - понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и духовно-нравственного назначения в жизни. Наличие интереса к смыслу жизни и его обсуждение активно характеризует сущность процесса самоопределения жизнедеятельности или его искажает. Устремленность в будущее - основа направленности личности юношества. Старший школьник находится на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Перед ним встают фундаментальные задачи социального и личностного назначения. Юношу и девушку волнуют серьезные вопросы: найти свое место в жизни, выбрать дело в соответствие со своими способностями, осознать смысл жизни и как стать настоящим человеком. Молодые люди стремится занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить и понять себя в мире. Они ищут ответы на эти и другие вопросы. Развитие морального сознания идет через восприятие и осознание содержания воздействий, поступающих от окружающих людей посредством переработки связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. Сознание формирует субъективное отношение к нему: формируются мотивы поведения, принятие решения и нравственный выбор собственных поступков. Начинает развиваться нравственная устойчивость личности. В своем поведении старшеклассник все больше ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего жизненного опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной.
|
Выбор профессии
К 17 годам возникает особое личностное новообразование - «самоопределение ». В период юности человеку необходимо создать план жизни - решить вопросы: кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное самоопределение).
Самоопределение - новая позиция, включающая осознание себя, как члена общества, свое место в нем.
Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры. Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии.
В процессе формирования профессионального самоопределения современной молодежи можно выделить следующие этапы: фантазийный этап (соответствует дошкольному возрасту); этап предварительного выбора профессии (7-10 лет); этап пробного выбора профессии (11-14 лет); этап реального выбора профессии (15-17 лет); этап профессионального обучения и этап профессионализации. На каждом из этапов профессиональное самоопределение характеризуется различной степенью сформированности.
Процесс профессионального самоопределения включает в себя оценку своих возможностей - уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия, свои способности и склонности. То, насколько престижной окажется выбранная профессия или вуз, в который старшеклассник собирается поступать, зависит от его уровня притязаний.
У молодых людей, обеспокоенных своим профессиональным будущим, стремящихся учиться в профессиональном учебном заведении или получить профессию в процессе работы, наблюдается опережающее развитие в оценке своих личностных качеств по сравнению с оценкой своих профессиональных качеств. Учащиеся лучше представляют себя как личность вообще, то есть в совокупности моральных, физических, интеллектуальных качеств, своих интересов и склонностей, но в меньшей степени имеют представления о своем профессиональном "Я". Еще один момент, связанный с профессиональным самоопределением,- изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональную, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем. Если они решили продолжить образование, их снова начинает волновать успеваемость. Отсюда и недостаточное внимание к "ненужным" учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того подчеркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди подростков. Именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению.
Кризис 17 лет напоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция) происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам.
Наблюдается философская интоксикация сознания, юноша оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей). Отрыв от родительских корней, который проявляется в крушении жизненных планов, в разочаровании правильности выбора специальности, в расхождении представлений об условиях и содержании деятельности и реальном ее протекании.
Завершается же социально-психологическое и личностное самоопределение уже за пределами школьного возраста, в среднем между 18 и 21 годами.
Новообразования. Мировоззрение (система нравственных взглядов и убеждений, которая приводит к изменениям в стремлениях); система ценностных ориентаций и социальных установок; становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я»; профессиональное и личностное самоопределение.