Методы и приёмы формирования навыков безопасного поведения
Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников в дошкольной организации необходимо осуществлять в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций в помещении и на участке, а также воспитание безопасного поведения у самих дошкольников.
Методы подразделяются на словесные (рассказ, беседа, вопросы к детям и пр.), наглядные (показ, демонстрация и пр.) и практические (выполнение творческих проектов, игры и упражнения и пр.).
Воспитателю необходимо избегать излишнего запугивания детей и заканчивать общение вселением уверенности в то, что в большей безопасности всегда тот, кто предупрежден, и если соблюдать правила личной безопасности, то беды непременно можно избежать.
Регулирование поведения дошкольников путем прямых запретов должно быть минимальным. Лучший урок безопасного поведения для дошкольников — это пример окружающих ребёнка взрослых.
Наглядные методы.
Рассматривание картин, предметных картинок, буклетов, иллюстраций, наглядных и мультимедийных пособий - метод позволяющий вызывать и поддерживать у детей устойчивый интерес к обсуждаемой теме. Просмотр обучающих мультфильмов, электронных энциклопедий— современнаяразновидность наглядного метода. Этот метод наиболее привлекателен для детей.
Также к наглядному методу можно отнести фиксацию полученной информации с помощью условных знаков.
Мною, совместно с воспитателем группы «Солнышко», Мариной Юрьевной Чалой, был разработан комплект знаков на тему «Безопасность в природе».
В качестве фиксации и закрепления информации каждой тематической беседы или занятия, детям предлагались раскраски-знаки по заданной теме.
![]() |
![]() |
![]() |

Практические методы. Игра-квест
Квест-игра имеет ряд особенностей:
ü образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер;
ü целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активности ребёнка;
ü образовательный процесс может быть организован в форме обучающей игры, творческой деятельности, познавательной и поисковой деятельности детей; может быть как индивидуальным, так и коллективным;
ü роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т.е. педагог определяет цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.
Так, итогом недели «Пожарная безопасность» в средней группе «Солнышко» стала квест-игра «Помоги лесным жителям». Дети помогали лесным жителям спасти лес от пожара.
В процессе прохождения игры дети закрепили полученные на неделе знания, оформили газету-наглядный результат пройденного квеста.
В ходе игры ребята повторили виды пожарной техники, инструменты и защитное оборудование, необходимое пожарному для борьбы с огнём.
Предлагаю для ознакомления детей с правилами безопасного поведения книгу «Правила безопасного поведения для детей», издательство «Эксмо».
Основная задача книги — в увлекательной форме рассказать ребёнку как правильно вести себя в сложных ситуациях, с которыми он сталкивается каждый день. Благодаря этой книге, малыш легко усвоит правила безопасного поведения дома, на улице, на отдыхе. Вместе с главными героями, любознательными детьми Лизой и Димой, ребёнок узнает, почему взрослые что-то запрещают, и что может случиться, если не слушать советы старших. Занятия построены по принципу "изучаем — закрепляем — проверяем". Сначала — поучительная история, затем — дополнительная информация, раскрывающая тему. Блоки "Я знаю, что можно" и "Я знаю, что нельзя" желательно заучить с малышом наизусть. Материал раздела "Что делать если …" — это краткие и чёткие советы о том, как вести себя в опасной ситуации. Для закрепления пройденного материала, предусмотрены тематические задания. Далее — небольшой тест, который позволит легко и быстро проконтролировать знания ребёнка и убедиться в том, что ребенок осознал необходимость выполнения этого правила. Игровая форма подачи материала сделает процесс обучения интересным, увлекательным и эффективным.
Воспитатель группы «Солнышко», Наталья Евгеньевна Надежкина.