Тема «АНАЛИЗ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ»
Необходимость такого анализа и то, что он выполняется в начале раздела, посвященного ценовой политике, объясняется следующими причинами. Решения предприятия по ценам в значительной степени зависят от внешних обстоятельств, которые могут ограничивать его свободу при ценообразовании. Поэтому, прежде чем назначать цены на товары, необходимо выявить эти обстоятельства, механизм их влияния. Кроме того, такой анализ необходим, чтобы дать оценку ценовой политике предприятия. Ведь оценивать правильность и успешность этой политики можно только по отношению к конкретным условиям рынка, в которых предприятию приходится устанавливать цены. Основными факторами, которые влияют на ценообразование, являются издержки предприятия, покупатели, конкурентная среда, партнеры по сбыту, государство.
Покупатели. Они влияют на цену тем, что устанавливают для предприятия верхнюю и нижнюю границы цены. Покупатели субъективно воспринимают ценность и важность товара для себя, поэтому не станут покупать его, если цена превышает уровень этой ценности (верхний предел цены). Известно также, что покупатели воспринимают цену как признак качества товара. Низкая цена может ассоциироваться у них с низким качеством, поэтому покупатели не станут покупать товар ниже определенного уровня, полагая, что за такую цену ничего хорошего не продадут.
Практически определить границы приемлемости цены для покупателей можно определить с помощью опроса. Для этого выборке потенциальных покупателей задают два вопроса:
а) назовите максимальную цену, которую вы сможете заплатить за данное изделие;
б) назовите цену, ниже которой вы не станете покупать данное изделие, полагая, что его качество окажется низким.
|
При опросе некоторые покупатели пытаются просто «угадать» цену товара или назвать примерно, сколько бы они заплатили за него. Поэтому необходимо, чтобы они вникли в суть вопросов и точнее ответили на них (особенно на вопрос «б»). На основе полученных ответов составляются графики, по которым можно установить приблизительные границы приемлемости цены для большинства покупателей (рис. 16.1). Необходимо иметь в виду, что это лишь примерные границы, так как при опросе не учитывалось действие на покупателей естественной рыночной среды (возможность сравнения товаров, реклама, убеждения продавца и т. д.).
Готовность покупателей платить ту или иную цену, их чувствительность к цене и ее изменениям (эластичность спроса к цене) зависят от ряда обстоятельств. Приведенные ниже вопросы связаны с анализом этих обстоятельств. Из них необходимо рассматривать те, которые подходят к вашему типу товара (потребительский или товар производственного значения) и типу предприятия (магазин, завод, сервисное предприятие).
1. Существуют ли у данного товара аналоги (другие марки) или заменители? Если они существуют, то покупатели имеют возможность сравнения и выбора, поэтому более чувствительны к цене.
2. Насколько покупатели осведомлены о ценах на подобные товары у других продавцов и на товары заменители? Чем хуже покупатель осведомлен об этих ценах, чем меньше у него опыта подобных покупок, тем более высокую цену он может заплатить, и наоборот, если он цены знает, то не станет платить повышенную цену.
|
3. Есть ли покупатели, которые воспринимают ваш товар (марку, само предприятие) как лучший по сравнению с другими, даже уникальный? Другими словами, есть ли покупатели, которые настойчиво предпочитают ваши товары другим аналогам? Если товар особенный, по мнению покупателей, то они менее чувствительны к цене. Приверженность марке также может объясняться привычкой покупателя. Привыкший к марке А покупатель не станет переходить на марку Б, даже при некотором повышении цены на марку А.
4. Может ли покупатель оценить свойства товара в момент покупки, до начала потребления? Оценивают ли покупатели качество данного товара, ориентируясь на цену, или у них есть опыт в использовании данного товара? Существуют товары, которые в момент покупки оценить сложно (шампунь, бытовая техника). И если у покупателя нет опыта в использовании этого товара, то он может при покупке ориентироваться на высокую цену.
5. Насколько возможно сравнение по цене данного товара с аналогичными товарами? Если сравнение затруднено (из-за разной расфасовки товара или концентрации веществ в нем и т. д.), то покупатели менее чувствительны к цене и могут купить товар не по самой низкой цене.
6. Насколько покупателям доступна информация о свойствах данного товара?
7. Насколько дорогим является данный тип товаров вообще и марка данного предприятия в частности? Чем более дорогую покупку необходимо совершить покупателю, тем выше для него значимость этой покупки и риск. Соответственно, к цене такого товара человек подойдет более обдуманно, значит чувствительность к цене в таком случае выше. Наоборот, при покупке дешевого товара речь идет о не очень значительной для покупателя сумме, и он может купить товар не по самой низкой цене (например, у первого попавшегося продавца).
|
8. Возникают ли у покупателя значительные расходы при переходе на другую марку, на заменитель товара и т. д.? Например, переход предприятия на работу с новым поставщиком оборудования, у которого цены ниже, может потребовать переобучения работников, что ведет к дополнительным затратам. Поэтому в таком случае предприятие — покупатель оборудования менее чувствительно к его цене.
9. Можно ли создавать запасы данного товара? Целесообразно ли потребителю это делать? Если такая возможность существует, это делает покупателя чувствительным к скидкам и другим способам поощрения больших покупок?
На основе ответов на вопросы 1 —9 можно в целом охарактеризовать эластичность спроса к цене. Если имеются достаточные данные, то можно рассчитать коэффициент ценовой эластичности спроса:
В формуле (16.1) словом «спрос» обозначено количество продукции, купленной за единицу времени (месяц, год), при соответствующей цене. Этот коэффициент показывает, как изменится объем продажи товара при определенном изменении цены. Если Кэ < 1, спрос не эластичен; если Кэ > 1 — спрос эластичен; если Кэ = 1, то объем продаж не изменится, так как изменение цены компенсируется точно таким же изменением количества продаваемой продукции.
На основе проведенного анализа выделите среди покупателей вашего товара сегменты, т. е. типы покупателей, отличающихся отношением к ценам. Поскольку у людей разное восприятие цен, то, работая с определенным сегментом, предприятие должно проводить соответствующую ему ценовую политику. Например, можно выделить такие сегменты:
«экономные»1— люди с небольшим достатком или убежденные в необходимости экономии, которые при покупке ориентируются на низкую цену; при этом согласны на худшее качество товара и неудобства покупки;
«любители комфорта» — эти покупатели готовы платить цену за товар более высокую, если есть возможность купить товар в близком, удобном магазине, или несколько товаров в одном магазине;
«озабоченные статусом» — эти предпочитают товары с высокой ценой, которые недоступны многим, которые подчеркивают статус владельца. Возможно выделение и других сегментов. Конкуренция. Свобода предприятия в установлении цены может ограничиваться конкретными действиями конкурентов и в целом той конкурентной средой, которая сложилась на рынке, где действует предприятие. Поэтому для правильного формирования ценовой политики необходимо выяснить:
а) характер конкурентной среды на данном рынке: монополия, олигархия, чистая конкуренция или монополистическая конкуренция (о типах конкуренции говорится в учебниках по маркетингу и экономической теории);
б) насколько предприятие зависит от действий других фирм, в частности от их ценовых маневров;
в) как, в свою очередь, другие фирмы могут прореагировать на изменение цен данной фирмой.
Прежде всего необходимо точно определить конкурентов. А для этого нужно точно описать границы рынка, в которых действует предприятие. Как уже говорилось в разделе «Выбор целевого рынка», рынок определяют четыре параметра: тип товара, потребность, тип потребителей, географический район. В связи с этим необходимо иметь в виду два обстоятельства. Первое: конкурентами являются товары (а соответственно, и предприятия), которые нацелены на одну потребность, на один тип потребителей в одном географическом районе. Второе: на разных уровнях рынка (на разных уровнях товара, в разных сегментах, на разных географических уровнях) могут сложиться различные типы конкурентной среды. Например, единственный кинотеатр в городе на рынке кинопроката является монополистом, но на уровне рынка развлечений (более широкий рынок) можно говорить о монополистической конкуренции, так как здесь с кинотеатррм конкурируют театр, концертный зал и т. д.
Для определения типа конкуренции и для оценки влияния конкуренции на ценообразование ответьте на следующие вопросы:
1. Существуют ли на данном рынке другие фирмы, выпускающие или продающие аналогичные товары, оказывающие такие же услуги, рассчитанные на тот же тип покупателей в том же географическом районе?.2. Являются ли товары на этом рынке однородными по качеству (как, например, соль) или они очень различаются? Если рассматривается торговое предприятие, то опишите, насколько его ассортимент отличается от. ассортимента других аналогичных предприятий.
3. Сколько фирм действует на данном рынке? Насколько они крупные?
4. Продаются ли товары на этом рынке примерно по одинаковым ценам или существует заметный диапазон цен?
5. Используют ли эти предприятия цену как средство конкурентной борьбы или конкуренция ведется в других направлениях?
6. Является ли данное предприятие одним из лидеров при ценообразовании или оно ориентируется на цены других фирм?
7. Существуют ли у данного товара (услуги) близкие заменители? Каковы цены на них по сравнению с данным типом товара? Как это влияет на цену данного товара?
На основе ответов делаются выводы о типе конкуренции на рынке, где работает предприятие, как конкуренция влияет на ценовую политику этого предприятия, какие ограничения создает.
Партнеры по сбыту. Если предприятие сбывает товар через посредников, то при установлении цены необходимо учитывать их интересы. Оптовым и розничным фирмам требуется определенная доля в конечной цене, чтобы покрыть свои затраты и получить прибыль. Поэтому отпускная цена производителя должна допускать возможность торговой наценки. В этом подразделе необходимо проанализировать отношения предприятия со своими партнерами по сбыту в сфере ценообразования; выяснить, как они могут влиять на цены; в чем заключаются их интересы; каковы их претензии на долю прибыли в конечной цене; вынуждено ли предприятие идти на уступки своим партнерам, делать скидки.
Государственное регулирование. При назначении цен производитель и продавец должны соблюдать положения законов и других нормативных актов. Поэтому необходимо выяснить, какие федеральные и местные акты действуют на том рынке, в той отрасли, где работает анализируемое предприятие. Возможные прямые меры воздействия государства на цены: фиксирование цен; установление предельных размеров цен и наценок. Кроме прямых государством могут применяться и другие меры, которые сказываются на ценообразовании: субсидии, кредиты, акцизы, налоги, государственные заказы и закупки товаров. Необходимо проанализировать, как подобные прямые и косвенные меры сказываются в рассматриваемом случае.
Себестоимость. Затраты на производство и реализацию продукции образуют нижнюю границу установления цены, так как ниже этой границы цены будут убыточными. На стоимость закупаемых сырья и ресурсов предприятие может влиять мало, а вынуждено принимать ее. При увеличении стоимости ресурсов предприятие вынуждено реагировать на это. Особенно это актуально для предприятий, которые действуют в «нижнем» сегменте рынка, т. е. ориентируются на покупателей, предпочитающих самые низкие цены, и стремятся обеспечить им минимально возможные цены. Цены таких предприятий приближены к уровню себестоимости, поэтому они «болезненно» реагируют на рост затрат.
Другая ситуация у предприятий, которые действуют в «верхних» сегментах рынка, т. е. ориентируются на покупателей, заинтересованных не в дешевизне, а в качестве товара, его престиже и т. д. У таких предприятий цена может быть гораздо выше реальной себестоимости. Особенно если предприятию удалось позиционировать свою торговую марку на высоком уровне, если есть покупатели, предпочитающие эту марку. Поэтому такое предприятие менее чувствительно к росту издержек.
В связи с этим необходимо проанализировать два вопроса.
1. К какому из описанных типов ближе анализируемое предприятие? Насколько оно при ценообразовании привязано к затратам? Насколько вынуждено реагировать на изменение затрат?
2. Какие существуют возможности для снижения себестоимости товаров этого предприятия (возможность смены поставщиков, снижение нерациональных производственных затрат)? Рассматриваются ли эти вопросы на предприятии?