Ценовая политика предприятия — это принципы и порядок установления цен, принятые на предприятии. Ценовая политика включает решения по следующим вопросам-: цели установления цен, ценовые стратегии, методы определения цен, приспособительные механизмы для цен (скидки, зачеты). С точки зрения маркетинга эти решения должны увязываться в единую систему. Наличие четкой ценовой политики позволяет предприятию улучшить свою конкурентную позицию, извлечь наибольшую выгоду из имеющихся ресурсов, но главное — создает основу для прибыльной работы в длительной перспективе.
Общей целью ценовой политики предприятия, ориентированного на маркетинг, должно быть получение наибольшей прибыли за счет выгодного для предприятия соотношения «ценность товара для покупателя/затраты». Ценность товара — это субъективно воспринимаемая покупателем полезность товара. Соответственно, задача ценообразования, чтобы цена была как можно ближе к этому уровню.
На основе общей цели предприятие может преследовать конкретные цели при установлении цен на отдельные товары и в определенных ситуациях: максимизация текущей прибыли, рост сбыта, увеличение своей доли рынка, сохранение существующего положения.
Поскольку ценовая политика — один из факторов конкурентоспособности предприятия, полезно анализировать не только цены на конкретные товары, но и общие подходы предприятия к ценообразованию. Маркетинговый анализ существующей на предприятии ценовой политики выявляет:
- какие возможности и ограничения для ценообразования существуют на рынке и у предприятия;
- насколько ценовая политика успешна и оправдана в этих условиях;
|
- соответствует ли ценовая политика принципам маркетинга;
- как ее можно изменить.
Оценивать правильность и успешность ценовой политики можно только по отношению к конкретным условиям рынка. Поэтому предварительно целесообразно провести анализ внешних условий, в которых предприятию приходится устанавливать цены. (См. предыдущий подраздел). Ниже приведены вопросы и пояснения к ним, с помощью которых можно дать общую характеристику ценовой политики предприятия или проанализировать эту политику в отношении отдельных товаров из ассортимента предприятия. Порядок вопросов можно менять.
1. Опишите порядок установления цен, который практически принят на предприятии. Кто определяет цены, кто их утверждает? Кто принимает участие в установлении цен (бухгалтеры, экономисты, отдел сбыта, маркетинга)? Важно выяснить, принимают ли участие в этом процессе специалисты по рынку или цены определяются только исходя' из затрат или волей руководителя. Возникают ли разногласия между участниками ценообразования?
2. Какие цели преследует предприятие, устанавливая цены? Изучите по литературе возможные цели ценообразования. Чем обоснована необходимость постановки таких целей: объективными условиями на рынке, соображениями руководства и т. д.? Можно ли сказать, что у предприятия вообще есть четкие цели ценовой политики?
3. Какие ценовые стратегии применяются предприятием? Здесь необходимо рассмотреть, какие приемы (общие подходы) использует предприятие для достижения поставленных целей: стратегии проникновения, «снятия сливок», ступенчатого снижения цены, престижных цен и т. д.
|
4. Какие методы расчета цен используются на предприятии? Здесь уместно рассмотреть пример расчета исходной цены на какое-либо изделие или услугу предприятия.
5. Насколько расчетные цены соответствуют издержкам предприятия? Придерживается ли предприятие, в основном, затратных методов установления цен?
6. Как предприятие реагирует в ценах на рост издержек? Если стоимость закупаемых ресурсов растет, предприятие должно реагировать на это. Но действовать можно по-разному:
—уменьшить свою долю прибыли в цене, не меняя конечную цену;
—увеличить конечную цену в соответствии с ростом затрат;
—не менять цену, но уменьшить объем товара, вес, упростить упаковку и т. д.
7. Как влияют поставщики материалов, продукции на ценовую политику предприятия? Есть ли у предприятия возможность влиять на них? Возможна ли смена поставщиков?
8. Учитывается ли на предприятии восприятие цен покупателями? Соответствуют ли цены воспринимаемой покупателями ценности товара? Если цена ниже этой ценности, то предприятие недополучает прибыль, если превышает, то спрос будет низким.
9. Учитывается ли предприятием при установлении цен сегментация рынка? В данном случае можно сегментировать покупателей по их восприятию цен (см. предыдущий подраздел).
10.Какую политику проводит предприятие по отношению к товару — политику единых цен или гибких цен? Оба подхода имеют свой резон. Поэтому здесь необходимо проанализировать, какая политика целесообразнее. Гибкие цены можно устанавливать, в зависимости от платежеспособности покупателя, от удаленности покупателей и т. д.
|
11.Использует ли предприятие цену как средство конкурентной борьбы? Одни предприятия стремятся получить лидерство за счет более низких цен. Другие, наоборот, устанавливают цену выше среднего уровня, стремясь подчеркнуть свое превосходство в качестве товара.
12.Анализирует ли предприятие деятельность конкурентов, в частности, их цены? Известно ли на предприятии, какой тип конкуренции сложится на рынке, где оно работает?
13. Как предприятие учитывает интересы своих партнеров по сбыту при установлении цен? Насколько отличаются цены, по которым предприятие само реализует свою продукцию конечным покупателям, от тех цен, которые устанавливают посредники на эту же продукцию? Здесь также необходимо проанализировать, как распределяется прибыль между участками сбытовой цепочки «производитель — оптовик — розничный продавец» (если, конечно, предприятие сотрудничает с такими партнерами).
14. Как предприятие учитывает государственные ограничения на цены, если они есть, и меры косвенного воздействия государства?
15. Взаимосвязь цен на товары в ассортименте предприятия. Есть ли взаимосвязь между ценами на отдельные модели, марки, дополняющие товары? Чем такая связь обусловлена? Или цены на отдельные товары устанавливаются разрознено? Предприятие может использовать ступенчатое различие цен на отдельные сорта или модели изделия. Например, несколько моделей фотоаппаратов могут иметь цены нескольких уровней, в зависимости от их себестоимости и разницы в оценках покупателей. Если предприятие предлагает товар с принадлежностями (бритвенный станок и лезвия) или с дополнительными товарами, то необходимо проанализировать возможную взаимосвязь цен на эти товары.
16. Применяются ли на предприятии скидки и зачеты покупателям? Насколько они эффективны? Иногда на предприятиях скидки устанавливают без должного обоснования. Необходимо иметь в виду, что скидки не универсальны. Вид скидок подбирают, исходя из проблемы предприятия. При этом требуется продумать механизм действия скидки, выяснить, насколько она соответствует проблеме, насколько заинтересовывает покупателя, выгодна ли предприятию. Рассмотрите эти обстоятельства применительно к предприятию.
На основании ответов на данные вопрос делаются общие выводы о качестве ценовой политики предприятия. Указывается, как она соответствует условиям рынка, типу товара, характеру предприятия; в чем она не очень верна. В связи с этим даются рекомендации по изменению каких-либо элементов ценовой политики.