Цена, как и другие условия продажи, является одним из факторов конкурентоспособности товара. Под конкурентоспособностью цены можно понимать то, как она способствует продаже товара на фоне цен других предприятий.
Вначале рассмотрим случай, когда предприятия-конкуренты продают одинаковую продукцию. Это могут быть оптовые и розничные торговые фирмы, например, торгующие продуктами питания, аптеки. Поскольку в этом случае качество товаров примерно одинаковое, цена может оказывать большее влияние на конкурентоспособность предприятия. Данные для сравнения цен аналогичных товары у нескольких конкурентов на розничном рынке приведены в табл. 16.1.
Средняя розничная цена одного товара на рынке рассчитывалась как отношение суммы цен всех конкурентов к общему их числу. Средняя розничная цена товара 1:
(50.00 + 40.00 + 36.00 + 40.20 + 37): 5 = 40.64 руб. Составление сводной таблицы цен необходимо для расчета величины процентного отклонения цен (табл. 16.2).
Этот показатель отражает, насколько цены конкурентов в среднем по основным наименованиям товаров отличаются от цен анализируемого предприятия, и рассчитывается по формуле:
Величина % отклонения = (Розничная цена
«Предприятия» — цена конкурента) / Розничная цена
«Предприятия».
В табл. 16.2 отрицательная величина отклонения показывает, что цена «Предприятия» ниже, чем у конкурента. Положительная величина отклонения означает, что цены этого предприятия выше цен конкурентов.
Таким образом, были выявлены ценовые конкуренты «Предприятия» по основным видам товаров. По товару 1 основным конкурентом является конкурент В, так как цена «Предприятия» в наибольшей степени превышает его цену. В таблице цены основных конкурентов выделены жирным шрифтом.
|
Выявление основных конкурентов позволяет определить положение фирмы на рассматриваемом товарном рынке города (табл. 16.3).
В результате анализа цен конкурентов было выявлено, что у «Предприятия» из 66 наименований товара всего лишь 9 дешевых позиций, но это больше, чем у конкурентов А и Г, которые значительно уступают по количеству дешевых позиций и величине процента отклонения и не являются основными конкурентами для предприятия. Из табл. 6.3 видно, что основным конкурентом для «Предприятия» является конкурент В и по количеству дешевых позиций, и по их удельному весу. Поэтому, выделив своего главного конкурента, предприятие в дальнейшем проводит анализ и корректировку своих цен, ориентируясь прежде всего на розничные цены этого конкурента. Таким образом, чтобы обойти основного конкурента по ценам и при этом работать не в убыток, а получать прибыль, необходимо рассчитать предложение по закупке. Расчет требуемых закупочных цен представлен в табл. 16.4.
Средний процент отклонения был рассчитан как отношение суммы процентов отклонений к количеству ассортиментных позиций, по которым проводился анализ.
Полученная положительная величина среднего процента отклонения показывает, что цены «Предприятия» выше, чем цены основного конкурента, даже с учетом скидки. Для того, чтобы иметь возможность снизить свои розничные цены и обойти своего главного конкурента, «Предприятие» должно закупать свои товары у поставщиков по более низким закупочным ценам, представленным в последней колонке табл. 16.4.
|
В том случае, когда на рынке присутствуют товары одного вида, но разного уровня качества, конкурентоспособность цены и, соответственно, товара можно оценить с помощью метода паритетов цены и качества. Паритет (соотношение) качества товара фирмы и конкурирующего с ним на определенном рынке аналога определяется так:
Ценовой паритет определяется аналогично:
Разница этих паритетов определяет запас цены для товара фирмы:
где Кп — качество товара анализируемого предприятия;
Кк — качество аналогичного товара фирмы-конкурента;
Цп — цена товара данного предприятия;
Цк — цена конкурирующего аналога.
В качестве показателя качества может выступать какая-либо конкретная характеристика, измеряемая натуральными показателями, если она является определяющей для данного товара. Но поскольку обычно товар характеризуется несколькими свойствами, то в расчете используется обобщенный коэффициент качества.
В табл. 16.5 приведены данные для анализа цен нескольких видов продукции предприятия.
Для простоты в данном примере качество продукции анализируемого предприятия принято за 1 (графа 2). Коэффициенты качества продукции конкурента определены экспертным путем по трем характеристикам. В примере они рассматриваются как равноценные. Можно включить в модель весомость отдельных характеристик в виде коэффициентов весомости. Запас цены по каждому товару (графа 6) рассчитывался по формуле (16.2).
Запас цены по товару 2 означает, что цену на данный товар можно поднять на 2,66 руб. Отрицательный запас цены по товару 3 означает, что цену на него желательно опустить на 26,6 руб. По первому товару запас цены нулевой, т. е. цену менять нет необходимости. Оперируя количественными величинами запаса цены товара, можно определить оптимальную цену, при которой будет достигнут паритет конкурентоспособности.
|
Возможен и другой вариант расчета запаса цены (формула (16.3)):
Здесь рассматриваются не паритеты цен и качества, а соотношения «качество—цена» продукции фирм-конкурентов.