Обязательный модуль «ФИЛОСОФИЯ»
Дисциплины: «Философия», «Основы психологии и педагогики»
Учебная программа учреждения высшего образования
по учебной дисциплине для специальностей:
1-36 01 06; 1-53 01 01; 1-37 01 07; 1-28 01 02; 1-27 02 01; 1-27 01 01;1-54 01 02; 1-53 01 05; 1-40 05 01; 1-36 01 04; 1-36 01 01; 1-36 01 03
2019 г.
Учебная программа составлена на основе образовательных стандартов по специальностям: (рег. ТД-СГ.023/тип. От 30.06.2014 г.) и учебных планов: рег. № 1 36-1-008-1 от 15.02.2019; №1 53-1-008-1 от 15.02.2019; №1 37-1-001-1 от 15.02 2019; № Е 28-01 02-2 от 15.02.2019; №Е 27-1-006-1 от 15.02.2019; №Е 27-11-001-1 от 15.02.2019; №1 54-1-004-1 от 15.02.2019; №1 53-1-003-1 от 15.02 2019; №1 40-1-009-2 от 15.02 2019; №1 36-1-016-2 от 15.02.2019; №1 36-001-1 от 15.02.2019; №1 36-1-009-1 от 15.02.2019
Составители: Попелышко Д.М., ст. преподаватель кафедры «Гуманитарные дисциплины», Алексютина Г.Я., ст. преподаватель кафедры «Гуманитарные дисциплины.
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой «Гуманитарные дисциплины»
(протокол № 10 от 23 апреля 2019 г.)
Зав. кафедрой
«Гуманитарные дисциплины» ____________С. Е. Макарова
Научно-методическим советом Белорусско-Российского университет
19.06. 2019 г., протокол № 5
Зам. председателя
Научно-методического совета С.А. Сухоцкий
СОГЛАСОВОНА:
Начальник учебно-методического отдела О.Е. Печковская
«___» ___________ 2019 г.
Ведущий библиотекарь _______________
«___» ___________ 2019 г
1.1ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «ФИЛОСОФИЯ», УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ФИЛОСОФИЯ»
Пояснительная записка
1.1 Цель учебной дисциплины «Философия»
Основные цели изучения учебной дисциплины «Философия», связанные с формированием общих философских компетенций:
• формирование у выпускника современного интегрального видения мира, базирующегося на гуманистических идеалах и научных принципах деятельности;
|
• овладение основами мировой и отечественной философской культуры;
• формирование способности к креативному и критическому научно-практическому, рационально-ориентированному мышлению, обеспечивающему конструктивное участие в социально-преобразовательной и профессиональной деятельности.
1.1.2 Цель учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики»
Цель курса «Основы психологии»: повышение уровня психологической компетентности, психосоциальной адаптивности и психолого-педагогической и управленческой культуры студентов.
Задачи:
· освоение студентами знаний о сущности, закономерностях, принципах психической жизни человека;
· формирование у студентов навыков самоанализа, психологического понимания и интерпретации поведения других людей, стимулирование процессов самопознания и самореализации;
· развитие у студентов умений адекватной психологической перцепции, оценки и рефлексии событий окружающего мира.
Цель курса «Основы педагогики»: усвоение сущности, закономерностей, принципов, условий и факторов формирования у человека качеств активного и компетентного социального субъекта культуры и труда, гражданской и семейной жизнедеятельности; подготовка личности к выполнению задач и функций в социальном контексте будущей профессиональной деятельности; формирование готовности к постоянному самообразованию, личностному и профессиональному саморазвитию.
Задачи:
· освоение студентами на основе междисциплинарного подхода системных знаний об образовании как социокультурном феномене; педагогических объектах, явлениях, процессах, системах, которые оказывают значительное влияние на обучение, воспитание, образование и развитие личности; формирование компетентности применять психолого-педагогические знания, принципы, методы для решения социально-личностных и профессиональных задач, обеспечения полноценного развития и гуманистического воспитания детей в семье;
|
· формирование у студентов отношения к образованию как общечеловеческой ценности, сознательного и ответственного отношения к социально-педагогической действительности, готовности будущих специалистов к участию в государственно-общественном управлении системой образования, культуры социального взаимодействия и коммуникации; развитие способности к постоянному самообразованию и самовоспитанию;
· освоение студентами способов системного и сравнительного анализа, форм продуктивного, критического мышления; развитие умений рефлексии собственной деятельности; формирование способности к непрерывному саморазвитию и эффективной самореализации в сфере профессии.
1.2 Задачи учебной дисциплины «Философия»
Задачей изучения философии как учебной дисциплины является формирование у студента предметных и операциональных философских компетенций.
Формирование предметных философских компетенций студентов предусматривает, что в результате изучения учебной дисциплины выпускник должен знать:
• основные проблемы философии и сущность важнейших философских учений;
• ключевые идеи и категории философского анализа;
|
• основные подходы к философской интерпретации бытия;
• фундаментальные компоненты философской теории человека;
• базовые ценности современной культуры;
• философско-мировоззренческие основания человеческой деятельности;
• основные характеристики познавательной деятельности, важнейшие философские методы и регулятивы научного исследования;
• основные концепции функционирования и развития общества;
• глобальные проблемы современности, основные стратегии и перспективы их разрешения.
Операциональные философские компетенции студента предполагают, что он должен уметь:
•формулировать и аргументировать основные идеи и ценности своего мировоззрения;
• применять философские идеи и категории в ходе анализа социокультурных и социально-профессиональных проблем и ситуаций;
• характеризовать ведущие философские идеи современной научной картины мира, транслировать и популяризировать их;
• осуществлять осмысленный ценностный выбор, формулировать и аргументировать аксиологические регулятивы своей жизни.
Студент, изучивший дисциплину, должен владеть:
· философским понятийным аппаратом;
· навыками ведения дискуссии по мировоззренческим вопросам;
· основными принципами и законами диалектического метода;
· научной методологией;
· философской теорией в применении к решению практических и жизненных проблем.
1.2.1 Задачи учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики»
Задачи:
· освоение студентами на основе междисциплинарного подхода системных знаний об образовании как социокультурном феномене; педагогических объектах, явлениях, процессах, системах, которые оказывают значительное влияние на обучение, воспитание, образование и развитие личности; формирование компетентности применять психолого-педагогические знания, принципы, методы для решения социально-личностных и профессиональных задач, обеспечения полноценного развития и гуманистического воспитания детей в семье;
· формирование у студентов отношения к образованию как общечеловеческой ценности, сознательного и ответственного отношения к социально-педагогической действительности, готовности будущих специалистов к участию в государственно-общественном управлении системой образования, культуры социального взаимодействия и коммуникации; развитие способности к постоянному самообразованию и самовоспитанию;
· освоение студентами способов системного и сравнительного анализа, форм продуктивного, критического мышления; развитие умений рефлексии собственной деятельности; формирование способности к непрерывному саморазвитию и эффективной самореализации в сфере профессии.
Задачи изучения дисциплины
Студент, изучающий данную дисциплину, должен знать:
· понятия и категории, общекультурное значение и место психологии и педагогики в системе наук о человеке и обществе;
· положения современных концепций образования и развития личности, педагогические методы и технологии личностного и профессионального развития и самосовершенствования;
· индивидуально-психологические качества и особенности личности, способы мотивации и регуляции поведения и деятельности;
· социально-психологические механизмы и закономерности поведения личности и группы;
· образовательные тенденции, функции и модели образования;
· структуру и направления развития национальной системы образования;
· подходы и принципы применения психолого-педагогических знаний для решения личных, социальных, профессиональных задач;
· основы семейной педагогики.
Студент, изучающий данную дисциплину, должен уметь:
· учитывать социокультурные тенденции, закономерности и принципы обучения и воспитания при анализе социально-образовательной практики;
· организовывать продуктивное межличностное и профессиональное взаимодействие и общение, в том числе в условиях поликультурной среды;
· определять и учитывать при взаимодействии и коммуникации в социальной и профессиональной сферах индивидуально-психологические и личностные особенности людей с учетом возрастных и гендерных различий;
· использовать психолого-педагогические знания, методы и технологии обучения и воспитания в профессиональной деятельности, при проведении обучающих занятий с персоналом;
· осуществлять адекватную самооценку, разрабатывать и реализовывать проекты самообразования, самовоспитания и профессионального самосовершенствования;
· обеспечивать полноценное развитие и воспитание детей в семье, взаимосвязь поколений.
Студент, изучивший дисциплину, должен владеть:
· психолого-педагогическим понятийным аппаратом;
· навыками ведения дискуссии по вопросам психологии и педагогики;
· основными принципами и законами методов психолого-педагогического исследования;
· научной методологией;
· психолого-педагогической теорией в применении к решению практических и жизненных проблем.