ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ




  Дневная
Технич. Технич. Технич. Экономич..
  1-28 01 02 1-36-01-01 1-36-01-06 1-36-01-03 1-53-01-01 1-36 01 04 1-40 05 01 1-53-01-05 1-37-01-07 1-27-01-01 1-27-02-01
Курс        
Семестр        
Лекции, часы        
Семинарские занятия, часы        
Экзамен, семестр        
Зачет, семестр        
Аудиторных часов по учебной дисциплине        
Самостоятельная работа, часы        
Всего часов по учебной дисциплине / зачетных единиц 68/2 72/2 72/2 72/2
    Форма обучения
  Заочная
Экономич Технич.
  1-28 01 02 1-36 01 01, 1-36 01 06, 1-36 01 01 сок., 1-36 01 06 сок., 1-37 01 07 сок., 1-40 05 01сок., 1-53 01 05 сок.
Курс    
Семестр    
Лекции, часы    
Семинарские занятия, часы    
Экзамен, семестр    
Зачет, семестр    
Аудиторных часов по учебной дисциплине    
Самостоятельная работа, часы    
Всего часов по учебной дисциплине / зачетных единиц 68/2 68/2

Содержание учебного материала по дисциплине «Философия»

Номер тем Наименование тем Содержание
  Введение в учебную дисциплину «Философия». Философия как социокультурный феномен. Предмет философии и его историческая динамика. Роль философии в жизни человека и общества. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Философия как рационально-теоретическое мировоззрение. Взаимосвязь онтологических, гносеологических, антропологических и аксиологических аспектов философии. Рефлексивность, критичность, творческий характер философского мышления. Функции философии в системе культуры.
  Основные этапы развития философской мысли.Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии. Основные школы и направления философии древнего Востока. Особенности античной философии. Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии. Основные школы и направления философии древнего Востока. Особенности античной философии и ее влияние на последующее развитие философской мысли.
  Основные этапы развития философской мысли.Статус и функции философии в средневековой европейской культуре. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре. Особенности философии эпохи Возрождения.
  Основные этапы развития философской мысли.Философия Нового времени. Философия Нового времени и обоснование методов научного познания. Немецкая классическая философия. Основные достижения философии марксизма.
  Классическая и неклассическая философия. Философская мысль в Беларуси. Классическая и неклассическая философия. Важнейшие направления неклассической философии, их общая характеристика. Философская мысль в Беларуси.
  Философия бытия Категория бытия и его интерпретации в истории философии. Проблема бытия в философии XX-XXI вв. Понятие материи в философии и науке. Пространственно-временная и динамическая организация бытия. Диалектика как философская теория развития. Понятие природы. Естественная и искусственная природа. Идея коэволюции общества и природы. Синергетика как новое видение природы. Основные идеи и принципы синергетики и ее роль в постижении бытия.  
  Философская антропология Проблема человека в философии: основные концепции и направления исследования. Эволюция представлений о человеке в истории классической философии. Основные идеи философской антропологии в ХХ-XXI вв. Проблема сущности и существования человека в современной философии. Деятельность как сущностная характеристика природы человека. Основные направления деятельности и достижение безопасного будущего в условиях глобализации. Духовная деятельность человека и ее роль в формировании ценностных ориентаций. Социализация, образование, коммуникация и их роль в становлении и развитии личности. Проблема сознания и основные стратегии его исследования. Многомерность сознания и его структура, свойства, признаки и функции. Сознание и психика человека, сознание и бессознательное. Философско-антропологические проблемы психоанализа. Человек в современном информационно-коммуникационном пространстве. Философия и «жизненный мир» человека в культуре XXI века.
  Теория познания и философия науки Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие типов познавательной деятельности. Структура познавательного процесса. Субъект и объект познания. Основные формы чувственного и рационального познания. Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе. Познание как постижение истины. Основные концепции истины. Познание и понимание. Наука как деятельность, социальный институт и система знаний. Функции науки в современном обществе. Ценностные аспекты современной науки. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы научного исследования. Формы научного знания. Этика науки и ее роль в становлении новых типов научной рациональности.
  Социальная философия Понятия социальной реальности и общества. Особенности социального познания. Стратегии исследования общества в современной философии. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Материально-производственная сфера жизни общества. Политика и право. Гражданское общество и государство. Духовная жизнь общества, ее уровни и области. Социальная сфера общественной жизни. Философия истории и основные подходы к ее исследованию. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. Понятия техники и технологии, их роль в жизни общества.
  Философия и диалог культур в современном мире Философия культуры. Ценности, вызовы и риски в современном обществе. Глобализация, глобальные проблемы и перспективы человечества. Философско-мировоззренческие аспекты стратегии устойчивого развития.

Содержание учебного материала по дисциплине «Основы психологии и педагогики»

Номер тем Наименование тем Содержание
  Введение в курс «Основы психологии». Психология как наука. Основные задачи психологической науки на современном этапе. Объект и предмет психологии. Понятие о психике. Психологическая наука и психологическая практика.
  Биологическая и психологическая подструктуры личности Роль организации и строения нервной системы в психической регуляции. Структура приема и обработки информации. Ощущения и восприятие. Понятие о внимании. Функции, виды и основные свойства внимания. Развитие внимания. Память, ее общая характеристика, свойства и функции. Механизмы развития и тренировки памяти. Сущность, определение, стадии и формы мышления. Типы и виды мышления. Понятие о сущности и функциях представлений. Воображение и его виды. Понятие о речи и языке.
  Социальная подструктура личности Психологические аспекты социализации личности. Механизмы социализации. Стадии социализации личности. Основные социальные процессы и поведение человека. Просоциальное и асоциальное поведение. Жизненный путь личности. Самоактуализация. Психосоциальная адаптация личности. Понятие потребности. Классификация потребностей. Механизм удовлетворения потребностей. Реализация потребностей. Мотивы поведения. Мотивация и эффективность деятельности. Интересы. Ценностные ориентации. Мировоззрение. Я-концепция личности. Психологические защиты.
  Межличностные отношения и взаимодействие людей в малых группах Общение и коммуникация. Интеракции, межличностное познание и взаимодействие, социальная перцепция. Межличностные отношения. Статус и ролевые отношения. Виды социальных ролей. Ролевые конфликты. Социальная установка. Социальный стереотип. Предубеждение. Конфликты в межличностных отношениях. Управление конфликтами. Понятие и классификация малых групп. Динамические процессы в совместной деятельности. Социально-психологический климат группы. Психологическая совместимость. Социометрическая структура группы.
  Личность и группа как субъект и объект управления Личность как объект управления и самоуправления. Организация как объект управления. Основные психологические характеристики структурных групп организации. Коммуникации в организации.
  Введение в курс «Основы педагогики». Педагогика в системе наук о человеке Актуальность наук о человеке и образовании. Универсальность психолого-педагогических знаний и умений. Цели изучения курса «Основы педагогики». Значимость психолого-педагогических компетенций специалиста для решения личностных и социально-профессиональных задач. Объект и предмет, основные категории педагогики. Отрасли педагогических знаний. Связь педагогики с другими науками. Общекультурное значение педагогики.
  Образование как социокультурный феномен и движущая сила социально-экономического развития Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития. Социокультурные тенденции, оказывающие влияние на развитие образования, науки, культуры. Образование как педагогический процесс. Две основные функции образования в обществе (воспроизводство и развитие) и соответствующие им модели образования.
  Развитие, обучение и воспитание личности Объективные и субъективные факторы развития личности. Условия, обеспечивающие гармоничное развитие личности. Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Организация развивающей образовательной среды. Учебная деятельность как деятельность, направленная на самоизменение и саморазвитие субъекта. Структура учебной деятельности: учебно-познавательные мотивы, цели, задачи и учебные действия. Воспитание как социальное явление, реализующее функцию подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни и труду в современном обществе. Воспитание как целенаправленная педагогическая деятельность по созданию специальных условий формирования у личности определенных психических и личностных качеств. Закономерности процесса воспитания, принципы, формы и методы воспитания. Воспитанность и воспитуемость. Потребность в самовоспитании и способность к его осуществлению как показатели эффективности воспитания личности. Условия и предпосылки эффективного самовоспитания, его этапы, методы и приемы. Педагогические основы общения и игры как средств развития личности. Технологии продуктивного общения. Использование игр в семейной, образовательной и профессиональной сферах.
  Самосовершенствование личности Самообразование и его роль в самосовершенствовании личности. Факторы и условия, влияющие на результативность самообразования. Карьера человека как условие и уровень его профессионального развития. Факторы и условия, способствующие успешному развитию карьеры. Подготовка к экзамену.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: