ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
| Дневная
| Технич.
| Технич.
| Технич.
| Экономич..
|
| 1-28 01 02
| 1-36-01-01
1-36-01-06
1-36-01-03
1-53-01-01
1-36 01 04
1-40 05 01
| 1-53-01-05
1-37-01-07
| 1-27-01-01
1-27-02-01
| Курс
|
|
|
|
| Семестр
|
|
|
|
| Лекции, часы
|
|
|
|
| Семинарские занятия, часы
|
|
|
|
| Экзамен, семестр
|
|
|
|
| Зачет, семестр
|
|
|
|
| Аудиторных часов по учебной дисциплине
|
|
|
|
| Самостоятельная работа, часы
|
|
|
|
| Всего часов по учебной дисциплине / зачетных единиц
| 68/2
| 72/2
| 72/2
| 72/2
|
| Форма обучения
|
| Заочная
| Экономич
| Технич.
|
| 1-28 01 02
| 1-36 01 01, 1-36 01 06, 1-36 01 01 сок., 1-36 01 06 сок., 1-37 01 07 сок., 1-40 05 01сок., 1-53 01 05 сок.
| Курс
|
|
| Семестр
|
|
| Лекции, часы
|
|
| Семинарские занятия, часы
|
|
| Экзамен, семестр
|
|
| Зачет, семестр
|
|
| Аудиторных часов по учебной дисциплине
|
|
| Самостоятельная работа, часы
|
|
| Всего часов по учебной дисциплине / зачетных единиц
| 68/2
| 68/2
|
Содержание учебного материала по дисциплине «Философия»
Номер тем
| Наименование тем
| Содержание
|
| Введение в учебную дисциплину «Философия». Философия как социокультурный феномен.
| Предмет философии и его историческая динамика. Роль философии в жизни человека и общества.
Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Философия как рационально-теоретическое мировоззрение.
Взаимосвязь онтологических, гносеологических, антропологических и аксиологических аспектов философии.
Рефлексивность, критичность, творческий характер философского мышления. Функции философии в системе культуры.
|
| Основные этапы развития философской мысли.Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии.
Основные школы и направления философии древнего Востока. Особенности античной философии.
| Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии. Основные школы и направления философии древнего Востока. Особенности античной философии и ее влияние на последующее развитие философской мысли.
|
| Основные этапы развития философской мысли.Статус и функции философии в средневековой европейской культуре.
| Статус и функции философии в средневековой европейской культуре.
Особенности философии эпохи Возрождения.
|
| Основные этапы развития философской мысли.Философия Нового времени.
| Философия Нового времени и обоснование методов научного познания. Немецкая классическая философия. Основные достижения философии марксизма.
|
| Классическая и неклассическая философия. Философская мысль в Беларуси.
| Классическая и неклассическая философия. Важнейшие направления неклассической философии, их общая характеристика.
Философская мысль в Беларуси.
|
| Философия бытия
| Категория бытия и его интерпретации в истории философии. Проблема бытия в философии XX-XXI вв.
Понятие материи в философии и науке. Пространственно-временная и динамическая организация бытия.
Диалектика как философская теория развития.
Понятие природы. Естественная и искусственная природа. Идея коэволюции общества и природы.
Синергетика как новое видение природы. Основные идеи и принципы синергетики и ее роль в постижении бытия.
|
| Философская антропология
| Проблема человека в философии: основные концепции и направления исследования.
Эволюция представлений о человеке в истории классической философии.
Основные идеи философской антропологии в ХХ-XXI вв. Проблема сущности и существования человека в современной философии.
Деятельность как сущностная характеристика природы человека. Основные направления деятельности и достижение безопасного будущего в условиях глобализации. Духовная деятельность человека и ее роль в формировании ценностных ориентаций. Социализация, образование, коммуникация и их роль в становлении и развитии личности.
Проблема сознания и основные стратегии его исследования. Многомерность сознания и его структура, свойства, признаки и функции. Сознание и психика человека, сознание и бессознательное. Философско-антропологические проблемы психоанализа. Человек в современном информационно-коммуникационном пространстве.
Философия и «жизненный мир» человека в культуре XXI века.
|
| Теория познания и философия науки
| Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие типов познавательной деятельности.
Структура познавательного процесса. Субъект и объект познания. Основные формы чувственного и рационального познания.
Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе.
Познание как постижение истины. Основные концепции истины.
Познание и понимание.
Наука как деятельность, социальный институт и система знаний. Функции науки в современном обществе. Ценностные аспекты современной науки.
Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы научного исследования. Формы научного знания. Этика науки и ее роль в становлении новых типов научной рациональности.
|
| Социальная философия
| Понятия социальной реальности и общества. Особенности социального познания. Стратегии исследования общества в современной философии.
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Материально-производственная сфера жизни общества. Политика и право. Гражданское общество и государство. Духовная жизнь общества, ее уровни и области. Социальная сфера общественной жизни.
Философия истории и основные подходы к ее исследованию. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. Понятия техники и технологии, их роль в жизни общества.
|
| Философия и диалог культур в современном мире
| Философия культуры. Ценности, вызовы и риски в современном обществе.
Глобализация, глобальные проблемы и перспективы человечества. Философско-мировоззренческие аспекты стратегии устойчивого развития.
|
Содержание учебного материала по дисциплине «Основы психологии и педагогики»
Номер тем
| Наименование тем
| Содержание
|
| Введение в курс «Основы психологии».
| Психология как наука. Основные задачи психологической науки на современном этапе. Объект и предмет психологии. Понятие о психике. Психологическая наука и психологическая практика.
|
| Биологическая и психологическая подструктуры личности
| Роль организации и строения нервной системы в психической регуляции.
Структура приема и обработки информации. Ощущения и восприятие. Понятие о внимании. Функции, виды и основные свойства внимания. Развитие внимания. Память, ее общая характеристика, свойства и функции. Механизмы развития и тренировки памяти. Сущность, определение, стадии и формы мышления. Типы и виды мышления. Понятие о сущности и функциях представлений. Воображение и его виды. Понятие о речи и языке.
|
| Социальная подструктура личности
| Психологические аспекты социализации личности. Механизмы социализации. Стадии социализации личности. Основные социальные процессы и поведение человека. Просоциальное и асоциальное поведение.
Жизненный путь личности. Самоактуализация. Психосоциальная адаптация личности.
Понятие потребности. Классификация потребностей. Механизм удовлетворения потребностей. Реализация потребностей. Мотивы поведения. Мотивация и эффективность деятельности. Интересы. Ценностные ориентации. Мировоззрение. Я-концепция личности. Психологические защиты.
|
| Межличностные отношения и взаимодействие людей в малых группах
| Общение и коммуникация. Интеракции, межличностное познание и взаимодействие, социальная перцепция. Межличностные отношения. Статус и ролевые отношения. Виды социальных ролей. Ролевые конфликты. Социальная установка. Социальный стереотип. Предубеждение.
Конфликты в межличностных отношениях. Управление конфликтами.
Понятие и классификация малых групп. Динамические процессы в совместной деятельности. Социально-психологический климат группы. Психологическая совместимость. Социометрическая структура группы.
|
| Личность и группа как субъект и объект управления
| Личность как объект управления и самоуправления. Организация как объект управления. Основные психологические характеристики структурных групп организации. Коммуникации в организации.
|
| Введение в курс «Основы педагогики». Педагогика в системе наук о человеке
| Актуальность наук о человеке и образовании. Универсальность психолого-педагогических знаний и умений. Цели изучения курса «Основы педагогики». Значимость психолого-педагогических компетенций специалиста для решения личностных и социально-профессиональных задач.
Объект и предмет, основные категории педагогики. Отрасли педагогических знаний. Связь педагогики с другими науками. Общекультурное значение педагогики.
|
| Образование как социокультурный феномен и движущая сила социально-экономического развития
| Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития. Социокультурные тенденции, оказывающие влияние на развитие образования, науки, культуры. Образование как педагогический процесс. Две основные функции образования в обществе (воспроизводство и развитие) и соответствующие им модели образования.
|
| Развитие, обучение и воспитание личности
| Объективные и субъективные факторы развития личности. Условия, обеспечивающие гармоничное развитие личности. Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Организация развивающей образовательной среды. Учебная деятельность как деятельность, направленная на самоизменение и саморазвитие субъекта. Структура учебной деятельности: учебно-познавательные мотивы, цели, задачи и учебные действия.
Воспитание как социальное явление, реализующее функцию подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни и труду в современном обществе. Воспитание как целенаправленная педагогическая деятельность по созданию специальных условий формирования у личности определенных психических и личностных качеств. Закономерности процесса воспитания, принципы, формы и методы воспитания. Воспитанность и воспитуемость. Потребность в самовоспитании и способность к его осуществлению как показатели эффективности воспитания личности. Условия и предпосылки эффективного самовоспитания, его этапы, методы и приемы.
Педагогические основы общения и игры как средств развития личности. Технологии продуктивного общения. Использование игр в семейной, образовательной и профессиональной сферах.
|
| Самосовершенствование личности
| Самообразование и его роль в самосовершенствовании личности. Факторы и условия, влияющие на результативность самообразования. Карьера человека как условие и уровень его профессионального развития. Факторы и условия, способствующие успешному развитию карьеры. Подготовка к экзамену.
|
|
Поиск по сайту:
|