Современные методики оценки профессионально важных качеств




Система профессиональной психологической диагностики включает в себя следующие элементы:

1. критерии профессиональной пригодности;

2. методы определения профессиональной пригодности;

3. организационные и вспомогательные требования и процедуры, обеспечивающие выполнение мероприятий диагностики.

Под профессиональной пригодностью личности понимается совокупность психологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения эффективности в своей деятельности. Оценка профессиональной пригодности в любой сфере осуществляется в трех формах.

В первом случае кандидат на должность оценивается с помощью разнообразных стандартизированных психологических методик на предмет выявления крайних степеней выраженности качеств, нежелательных для большинства профессий, например, нервно-психической неустойчивости, низкого уровня интеллекта, неадекватной мотивационной направленности. В этом случае диагностика производится безотносительно к содержанию конкретной деятельности. Такая форма психологической диагностики показала себя достаточно эффективной для ряда профессий. Она также становится единственной, когда нет возможности предварительного изучения деятельности, экспериментального определения наиболее прогностичных психодиагностических методик. Этот подход близок к медицинской диагностике и не решает всех задач в определении пригодности к конкретной деятельности, предъявляющей специ­альные требования к психологическим качествам специалиста.

Другие формы оценки профессиональной пригодности применяются при диагностике, ориентированной на конкретную специфику труда. Основная проблема психологического отбора может быть условно сведена к двум задачам: во-первых, установить совокупность требований, предъявляемых к свойствам личности конкретной профессиональной деятельностью; во-вторых, определить такую психологическую методику, которая позволяла бы оценить эти свойства. Кроме того, может возникнуть необходимость определения критериев нормы отбора по показателям выбранных методик. Рассмотренный подход условно можно назвать подходом «от профессии».

Разработан еще один подход, в определенной мере противостоящий описанному выше, который может быть назван подходом «от человека» и чья реализация начинается с комплексного психологического исследования представителей изучаемой специальности. Определяются лучшие и худшие специалисты, затем статистическая связь между психодиагностическими данными и показателями успешности группы исследованных лиц. После этого отбираются методики со значимой статистической связью, используемые в дальнейшем при реальном отборе кандидатов на данную специальность. Обычно подход «от человека» применим для отбора специалистов, достигающих успеха в работе за счет сложных психологических, внешне труднонаблюдаемых или многочисленных качеств.

Среди процедур, специально разработанных для оценки общих интеллектуальных способностей, часто используется методика «Прогрессивные матрицы» Равена, а также интеллектуальный тест Векслера. В них интеллект рассматривается как универсальная способность к адаптации в изменяющихся условиях, а для эффективной деятельности руководителя в современных условиях управления эта способность является одной из основополагающих. Профессионально важными свойствами личности управленца также являются: эмоциональная уравновешенность, уверенность себе, основанные на адекватной высокой самооценке; стремление к победе, базирующееся на мотивации достижения успеха. В соответствии с этим в процессе психологической диагностики целесообразно использование следующих опросниковых методик, оценивающих эмоционально-личностные свойства: тест Спилберга-Ханина, направленный на оценку эмоционального состояния в виде уровня реактивной и личной тревожности, а также опросник структуры темперамента, который позволяет оценивать многие важные социально-психологические проявления темперамента.

В сфере управленческой деятельности к разряду специальных способностей личности управленца относятся: коммуникативные, организаторские и предпринимательские способности. Для диагностики предпринимательских способностей используются относительно новые батареи тестов: опросники типа «Есть ли у вас способности к предпринимательству?», варианты деловых игр, тест «Незаконченные предложения», состоящий из высказываний типа: «Мои подчиненные...», «Будущее кажется мне...», «В данной ситуации...». Исследуемый заканчивает предложение одним или несколькими словами, желательно первыми пришедшими в голову. Интерпретация полученных результатов строится на предположении о существовании эффекта проекции, того, что в ответах проявляются личные потребности, ценностные ориентации, особенности восприятия человека, что дает достаточно ценную информацию о его способности к социальным взаимодействиям и, в частности, к управлению при условии успешного выполнения диагностического обследования.

В основе коммуникативных и организаторских способностей находятся соответствующие склонности, которые проявляются в умении четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, в стремлении расширять контакты, участвовать в групповых мероприятиях, проявлять инициативу, смекалку и находчивость. Немаловажное значение имеет и умение оказывать психологическое воздействие на людей, пользоваться приемами и способами активного взаимодействия в совместной деятельнос­ти. Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей осуществляется с помощью теста-опросника «КОС-2».

Профессиональная психологическая диагностика обязательно должна включать в себя проверку организаторских и коммуникативных качеств личности и их проявления в межличностных отношениях. Такие качества личности, как деловитость, уверенность, требовательность и др., могут быть определены с помощью теста-опросника Л. П. Калининского. Несомненное достоинство этой методики состоит в том, что она позволяет определить уровни развития и сравнить сильные и слабые стороны десяти качеств личности: направленности, деловитости, стремления к доминированию в группе, уверенности, требовательности, упрямства, уступчивости, зависимости, психологического такта, отзывчивости. Выявить степень выраженности коммуникативных и организаторских качеств личности в межличностных отношениях позволяет тест-опросник Т. Лири. С его помощью определяется степень выраженности свойств, которые могут быть сгруппированы в восемь психологических тенденций, определяющих различные личностные черты: доминантность, уверенность в себе – неуверенность; непреклонность, независимость – зависимость; общительность, отзывчивость.

Рассмотрим реальный пример исследования профессионально важных качеств в процессе профессионального становления преподавателя.

Профессиональное становление машиниста охватывает семь этапов: выбор профессиональной деятельности, обучение, первичная адаптация, первичная профессионализация, вторичная адаптация, вторичная профессионализация, профессиональное мастерство.

С целью определения профессионально важных качествбыл проведен экспертный опрос. Экспертные методы используют эвристические возможности человека, позволяют на основе знаний, опыта и интуиции специалистов, работающих в данной сфере, получить оценку исследуемых явлений. Выделяют такие экспертные методы: индивидуальная экспертная оценка (беседа исследователя с экспертом, который отвечает на заранее сформулированные вопросы); морфологический экспериментальный метод (в объекте исследования выделяются основные структурные элементы и рассматривается множество комбинаций, взятых в одном из своих зафиксированных возможных состояний); оценка (метод побочного наблюдения, изучает явления через оценку "судей-наблюдателей"); метод самооценки (оценка испытуемым субъектом по шкале самооценки своих способностей); метод консилиума (разновидность методов оценки и самооценки, что предполагает коллективное обсуждение результатов исследования); метод групповых экспертных оценок (коллективная экспертная оценка).

В данном исследовании был использован метод – индивидуальная экспертная оценка. Это позволило установить перечень профессионально важных качеств преподавателя, а также индивидуально семантическое наполнение каждой из названных профессионально важных качеств.

Исследования профессионально важных качествпроисходило в три этапа:

1) На первом – экспертам предлагалось назвать основные ПВК необходимые для выполнения профессиональной деятельности преподавателя. Цель – определить профессионально важные качества на этапе первичной и вторичной профессионализации. Инструкция экспертам: «Назовите те качества преподавателя, которые являются залогом эффективного выполнения профессиональных обязанностей». Результат – перечень профессионально важных качеств, которые базируются на основе непосредственного опыта руководящего звена специалистов данного профиля.

2) На втором этапе – экспертам предлагалось оценить профессионально важные качества по 5-балльной шкале в соответствии со степенью значимости. Цель – определить необходимые профессионально важные качества для эффективного выполнения профессиональной деятельности преподавателя. Инструкция экспертам: «Оцените необходимость профессионально важных качеств в деятельности преподавателя от важнейшего (оценка – 5) к менее важному (оценка – 1)». Результат – перечень основных профессионально важных качеств, необходимых для эффективного выполнения профессиональной деятельности работника учебного заведения.

3) На третьем этапе анализировались полученные результаты.

Экспертная группа состояла из всего 22 человек. Стаж работы в должности от 6 до 15 лет. Возраст 33-47 лет.

В результате экспертного опроса были названы 70 качеств. С помощью контент-анализа определили частоту употребления и принадлежность качеств к компонентам психологической готовности к профессиональной деятельности педагога.

Категориями классификации данных выбирали компоненты психологической готовности к профессиональной деятельности машиниста локомотива, а именно: физиологический, эмоционально-волевой, когнитивно-операционный и личностно-ценностный. Полученные результаты можно распределить таким образом, что 47,1% качеств – личностно-ценностный компонент; 22,8% – когнитивно-операционный; 14,2% – эмоционально-волевой; 11,4% – физиологический; 10,0% – фоновые показатели.

Бланк опроса формировался на основе названных экспертами профессионально важных качеств с наибольшей частотой.

Полученные результаты экспертной оценки профессионально важных качеств, необходимых для преподавателя, позволили определить разную степень значимости качеств.

К дальнейшему анализу были отобраны качества, которые оценивались экспертами как значимые и высоко значимые.

Подсчитав средний балл оценок по каждой из четырех групп качеств установили, что физиологический компонент – 4,7 балла, эмоционально-волевой – 4,7 балла, когнитивно-операционный – 4,5 балла, личностно-ценностный – 4,75.

 

Выводы по первой главе

Безусловно, важным компонентом в структуре личности педагога выступают профессионально важные качества. К профессионально важным качествам относятся также и способности. От сформированности профессионально важных качеств личности педагога зависит и продуктивность его дальнейшей педагогической деятельности. Доминантными качествами в профессионально-педагогической деятельности являются: активность личности, целеустремленность, уравновешенность, желание работать с учащимися, способность не теряться в экстремальных ситуациях, обаяние, честность, справедливость, современность, педагогический гуманизм, эрудиция, педагогический такт, толерантность, дисциплинированность, педагогический оптимизм, а также требовательность, ответственность, коммуникабельность, педагогический артистизм.

В настоящее время современные методики оценки профессионально важных качеств позволяют с высокой точностью определить степень выраженности качеств, нежелательных для большинства профессий, в том числе и для профессии педагога. Существует множество различных методик, подходов, опросников для оценки профессионально важных качеств. Среди них можно выделить следующие: подход «от человека», «Прогрессивные матрицы» Равена, интеллектуальный тест Векслера, тест-опросника «КОС-2», теста-опросника Л. П. Калининского, тест-опросник Т. Лири и др.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: