Образовательная область «Социализация».
Октябрь 3 неделя.
Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с традиционным распределением обязанностей мужчин и женщин в семье. Дать представление о правилах поведения в гостях. Формировать умение детей творчески развивать сюжет игры на основе полученных знаний, умение самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры. Формировать способность детей понимать эмоциональное состояние человека, адекватно выражать его. Развивать интерес детей к народным играм и народным игрушкам.
Совместная деятельность с детьми 5-6 лет.
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Семья.
Рассказ педагога «Хозяин и хозяюшка».
Задача. Познакомить детей с традиционным распределением обязанностей мужчин и женщин в семье.
Рассказ педагога.
— Дети, семья – это семь я. Бабушки и дедушки, мама и папа, и дети. Дружно семья живёт, вместе работает и вместе отдыхает. Но главные в доме мама и папа. Маму ласково хозяюшкой называли. Хозяюшка в доме за порядком следит, всю семью кормит, поит, одевает, детей воспитывает. Дети, какие обязанности в семье у женщины? (ответы детей).
— Хорошая хозяюшка умеет и супы варить, и пироги стряпать. Не красна изба углами, а красна пирогами, так в народе говорят. Хозяюшка всегда хорошо шьёт, вышивает. Каждая женщина на Руси могла своей семье одежду сшить, да украсить её вышивкой. Хозяюшка за порядком в доме следит, чистит, моет, убирает. Хозяюшка за детьми приглядывает, да к труду их приучает. Хотели бы вы, девочки, быть хорошими хозяюшками? (ответы девочек).
— Мужчина в семье – кормилец, поэтому его уважительно хозяином называют. Работает, трудиться, деньги зарабатывает. Каждый мужчина на Руси мог построить избу с помощью топора, чтобы была у семьи крыша над головой. Хозяин – умелец, всё в доме может починить да сделать. Лапти сплести, ложку из дерева вырезать да игрушку для детишек. Да и сейчас хозяин в доме должен за порядком следить, что сломалось починить, на работу ходить, денег много в дом приносить. Хотели бы вы, мальчики, настоящим хозяином быть в доме? (ответы мальчиков).
— Так и живут дружно хозяин с хозяюшкой. Каждый свои обязанности выполняет, правила семьи соблюдает.
Ситуативный разговор.
Задача. Воспитывать в детях любовь к своей семье, её членам.
Разговор.
— Дети, почему так говорят: «Дом согревает не печь, а любовь да согласие?» (предположения детей).
— В семье все друг друга любят, не обижают, ссоры и драки не допускают. В любви да согласие живут! В доме, где всегда царит любовь и согласие тепло, уютно жить.
Образ Я.
Рассказ педагога «Славянские имена».
Задача. Формировать интерес детей к личному имени человека.
Рассказ.
— Дети, мы с вами говорили о том, что у каждого человека есть имя. Имена людей пришли к нам из разных стран. Сегодня мы с вами поговорим об именах наших предков, славян. Славяне больше всего на свете любили мир и покой, поэтому и называли мальчиков Добрыня — добродушный, Мирослав — славный миром, Миролюб — миролюбивый, Тихомир — тихий и мирный, Светозар — озаряющий светом. Но если на славян нападали враги, славяне храбро защищали свои семьи. И сыновей они называли Ратимир — воин мира, Ратибор — воин леса, защитник, Владимир — владеющий миром. Девочек славяне называли Забава — весёлая, забавная, Радмила — заботливая и милая, Людмила — людям милая. У нас в группе есть дети, чьи имена славянского происхождения. Педагог называет имена детей, славянского происхождения.
Например, Людмила, Богдан, Владимир, Владислав, Вячеслав, Всеволод, Ростислав, Святослав, Ярослав.
Ситуативный разговор с девочками о женственности.
Задача. Воспитывать в девочках женственность.
Разговор.
— Дети, почему так говорят: «Настоящая женщина – умная женщина, она придумает сделать так, чтобы всегда был мир?» (предположения детей).
— Женщины всегда мир в семье поддерживали. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы у нас в группе все жили дружно и мирно? (ответы детей).
Игровой тренинг «Просыпайся, третий глаз!».
Задачи. Познакомить детей с методом саморегуляции. Формировать потребность вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.
Руководство.
— Дети, человек видит не только глазами. Мудрость и ум, выдержка и спокойствие могут проснуться в твоём третьем глазе. Вытяни указательный палец и положи его на лоб между бровей над носом. Здесь твой третий глаз, глаз мудрости. Помассируй эту точку, приговаривая: «Просыпайся, третий глаз, просыпайся, третий глаз...».
Третий глаз просыпается,
Человек мудрости набирается.
Драки, ссоры не затевает,
Плохие дела избегает.
Педагог показывает, дети повторяют.
Примечание. В дальнейшем совет «Просыпайся, третий глаз!» педагог использует тогда, когда нужно отвлечь детей от агрессивной игры.
Родная страна.
Ситуативный разговор.
Задача. Воспитывать в детях любовь к родному краю.
Разговор.
— Дети, почему так говорят: «Как богат Уральский край, ты о том не забывай?» (предположения детей)
Как богат Уральский край!
Ты о том не забывай!
Наши реки широки,
А озёра – глубоки,
Горы наши высоки,
Есть пещеры у реки,
И леса, и поля –
Это Родина твоя!
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).
Рассказ педагога «Гостеприимство – народная традиция».
Задача. Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями.
Рассказ.
— Дети, многие народы славятся своим гостеприимством. Что такое гостеприимство? Гостеприимство – это гостей принимать. У каждого народа свои правила гостеприимства. Гостями называли не только знакомых и родных, но и путников, которые проходили мимо дома и просились на ночлег.
Русский народ незваных гостей радушно встречал, в дом приглашал. Гостей почётом и уважением окружали, за стол сажали. Ты, хозяйка, что есть в печи, всё на стол мечи. Гостю щей не жалей, погуще налей. Главное путника накормить, а затем можно и расспросить, что путник повидал, какие новости узнал.
"Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?"
Если гостей знали, и в гости их ожидали, дорогими гостями называли. Дорогих гостей на пороге дома хлебом – солью встречали. Каравай хлеба на чистый рушник (полотенце) положили, да солонку с солью сверху поставили. Рушник (полотенце) – это дорога гостей к этому дому. Хлеб – это пожелание гостям добра, благополучия и мира. Соль – оберег от злых чар.
Дорогих гостей в красный угол провожали, да за стол сажали. Стол разные блюда украшали, всё это гостям предлагали. Но трапезу с хлеба с солью начинали. Хозяин ломоть хлеба отрезал, солью его посыпал и гостям по-очереди раздавал. Не зря в народе говорят «Без соли, без хлеба худая беседа», «Хлеб на стол, так и стол — престол». Гостям нельзя от угощения отказываться, чтобы не обидеть хозяев дома.
Не только русский народ гостеприимством славен, но и другие народы России. Только у каждого народа свои обычаи. Например, у татар не хлебом и солью встречают гостей, а сладким чак-чаком, шербетом, мёдом и душистым чаем. У башкир каждого гостя на прощание одаривали подарком.
Игровая ситуация «Вас пригласили в гости».
Задача. Дать детям представления о правилах поведения в гостях.
Беседа.
— Дети, представьте, пожалуйста, что вас пригласили в гости. Как вы подготовитесь к походу в гости? (ответы детей).
— В гости принято приходит аккуратно и нарядно одетыми в точно назначенное время. Приходить слишком рано или опаздывать неприлично. Если вам разрешили родители, можно взять небольшой подарок для хозяев дома. Дети, как нужно вести себя в гостях? (ответы детей).
— У накрытого стола не играют в подвижные игры. Придумайте спокойную игру. Если вас пригласили к столу, не бегите, не толкайтесь, спокойно занимайте свободный стул или садитесь туда, куда покажет хозяин дома. Гость хозяину не указчик. За столом кушайте аккуратно, правильно пользуйтесь столовыми приборами. Угощение берите понемногу с каждого блюда. Неприлично угощение со стола класть в карман, уносить домой. Что поставят, то и кушай, и хозяина дома слушай! За столом в гостях можно вести застольную беседу. Только не забывайте, что говорить с полным ртом нельзя. Встав из-за стола, поблагодарите хозяев за вкусное угощение. Дети, как вы прощаетесь, когда уходите домой? (ответы детей).
— Уходя домой, поблагодарите хозяев дома за приятный приём, не забудьте попрощаться. Дорогие друзья, если вы хотите, чтобы вас в гости приглашали, правила поведения не забывайте и всегда их соблюдайте.
Педагог приглашает детей в гости. Когда дети приходят в гости, приглашает их за стол. После застолья, прощается с детьми. Во время игры педагог обращает внимание на поведение детей, но замечания не делает. После игры, благодарит при всех тех детей, кто соблюдал правила этикета. Индивидуально беседует с теми, кто нарушал правила этикета.
Школа этикета. Тренинг «Этикет приветствия».
Задача. Познакомить детей с правилами этикета приветствия.
Руководство.
— Дети, вспомним, что такое этикет? (ответы детей).
— Этикет – это правила поведения людей в обществе.Сегодня мы с вами поговорим об этикете приветствия. Какие правила этикета приветствия вы уже знаете? (ответы детей).