Канон изображения человека




Тема: Культура Древнего Египта.

Периодизация культуры Древнего Египта

  • Раннее царство (до династический период 4 тыс. до н. э.)
  • Древнее царство (ХХХ – ХХІІІ в. в. до н. э.)
  • Среднее царство (ХХІ – ХVІІІ в. в. до н. э.)
  • Новое царство (ХVI – XI в.в. до н. э.)
  • Позднее царство - (XI в. – 332 г. до.н. э.) Эллинистический период

Типологические черты:

  • Иерархичность;
  • Монументальность, синтез искусств;
  • Религия – мифологический характер;
  • Символизм;
  • Утилитарность.

ПРИЧИНЫРАЗВИТИЯ:

Ø Централизация государства

Ø Усиленная роль жречества

Ø Особенности географического положения, климата

 

Культовое назначение худ.творчества
Связь с пиктографической письменностью
Указание на социальное положение

 

 

УТИЛИТАРНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОСТЬ ИЕРАРХИЧНОСТЬ

 

.

 

 

           
 
изобретение плуга, обработка драгоценных металлов – золото, серебро, появление стекла, развитие ирригационных систем, развитие скотоводства, ремесла, обмена
 
дифференциация общественных групп, теократическое проявление, появление городского населения.
   
сакрализация власти, искусство мумификации, появление иероглифического письма, канона в искусстве, политеизм и иерархия богов, возникновение «заупокойного культа», зачатки научных знаний – в математике, медицине, астрономии и географии
 
 

 

 


Огромное место в жизни египтян играла религия. Здесь важны два момента: сложение египетского пантеона богов и заупокойного культа.

МИФОЛОГИЧСЕКИЕ ЦИКЛЫ

 

  • Гелиопольская космогония: Хаос – Атум - мир Гора - другие боги – следы Атума = ЛЮДИ
  • Мемфиская космогония: Океан – бог Птах – бог Атум = ЛЮДИ
  • Гермопольская космогония: Хаос = великие боги – яйцо – Ра –ЛЮДИ
  • Фиванская космогония: создание пантиона египетских богов, на вершине бог солнца – РА

 

 

РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

 

Главенствующая роль над всеми сферами жизни

 

Пантеон богов

 

БОГИ:

Тотемические + антрополиетические представления = звероликие

Амон – РА = фараон (его сын, бог)

Религия египтян отражала зависимость человека от мира природы, о чем говорят триады (демиурги) Мемфиса и Фив.

Мемфическая триада Пта (создатель мира) + Сохмет (богиня войны и мира) Нефертум (бог растительности)
Фиванская триада Амон (бог солнца) + Нут (богиня неба) Хонсу (сын – бог луны)

 

Постепенно стала выделяться могущественная группа из 9 богов (Энеада). Религиозным центром этих богов стал Гелеопаль.

Гелеопольская девятка Нун (первый бог) Атум (творец мира и людей) Шу (бог воздуха) + Тефнут (богиня влаги) Геб (бог земли) + Нут (богиня неба) Сот (бог чужих стран) + Нефтида (владычица дома) Осирис (плодородия) + Исида (плодородия) Гор (сын Осириса и Исиды – покровитель фараонов)

 

Таким образом, подлинное назначение мифологии – доказать божественное происхождение фараонов.

Мир египтян во времени и пространстве разделялся на две части:

 

Территория Нила
Долина жизни Культ божественного фараона Ориентация на традиции Долина смерти Заупокойный культ Ориентация на прошлое
Традиционный характер культуры. Возникновение заупокойного культа Вера в загробную жизнь. Гробницы. Необходимость сохранения тела для бедующей жизни. Мумификация. Возникновение культа умерших.  

Мифологическое мышление

Ассоциативность

 
 

 


Заупокойный культ

 

В Древнем Египте сложился ритуал над умершим.

Семь сущностей человека:

Ч - Тело умирает, но живут:

Е – Имя при рождении (РЕН)

Л - Душа (БА)

О - Двойник человека (КА)

В – Сердце (ИБ)

Е - Тело умершего (САХ)

К – Тень человека (АХ)

 

Погребальные обряды Египта.

 

  • Тело умершего бальзамировали-натирали специальными мазями
  • Мумию заворачивали в несколько слоев ткани и помещали в специальные ящики-саркофаги
  • Чем знатнее был умерший тем больше было саркофагов, вставляемых друг в друга
  • Мумия фараона Тутанхамона помещалась в 9 саркофагов
  • Верхним саркофагам придавались черты умершего.
  • Саркофаг помещался в специальной гробнице-пирамиде (для фараонов), или пещере(для вельмож).
  • Гробницу начинали строить еще при жизни знатного египтянина. Иногда строительство длилось десятки лет.
  • Рядом с саркофагом клали вещи необходимые для жизни в загробном мире.
  • Чтобы гробницу не обокрали - вход в нее замуровывали, а внутри строили ловушки

 

 

канон изображения человека

 

Уровень развития науки

Особенности художественной культуры:

Низкий уровень развития индивидуального «Я» и самостоятельного творческого начала, связь художественной культуры с религиозно – мифологическим мировоззрением: искусство – составная часть заупокойного ритуала, оно дарит бессмертие.

 

 

 

       
   
 
 


Пирамиды Гизы – рукотворные горы, памятники народного горя, бессмысленного

расточительства сил, жесткой и деспотичной власти фараона.

                       
 
   
     
 
 
   
Пирамида Хуфу (Хеопса) Самая большая пирамида- (147м, - 7,5м за 100 лет)
     
Пирамида Хафра (Хефрена) Высота - 136,5 м
 
Пирамида Менкаура (Микерина) Высота - 66 м


Религиозная реформа Эхнатона (Монолатризм – поклонение одному богу у язычников)

Причины реформы:

• Обогащение знати и жрецов усилило их могущество и спровоцировало конфликт с царской властью.

• Египетское многобожие не способствовало централизации государства.

• Реформа должна была укрепить политическую власть фараона.

• Реформа Эхнатона преследовала цель полной централизации власти, отстранение от нее всех жрецов, фактическое обожествление фараона

Создавая новый культ, царь Эхнатон объявил всех прежних богов ложными и незаконными, провозгласив единственным и истинным богом солнечного бога Атона.

Храмы богам были закрыты, а имущество конфисковано.

Он запретил даже изображать каких-либо богов, ибо, по его мнению, истинный бог не имеет формы.

«Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим... Не поклоняйся им и не служи им» (Исх.20.3,5).

Значение реформы:

  • Считалось, что каждый человек, без посредничества жрецов, может общаться с богом - солнцем.
  • Вместо древнего культового языка, доступного только жрецам, в обиход, литературу и священные гимны вводится современный разговорный язык.
  • Отказ от старого пантеона богов изменил традиционные каноны архитектуры и изобразительного искусства.
  • Впервые появляются и светские образы царя и царицы, изображенных в бытовой обстановке.

Такие реформы вызвали сильное сопротивление многочисленного слоя жрецов и оказались недолговечными.

Жрецы – это служители богов. Считалось, что именно жрецы лучше всех умеет разговаривать с богом – он знает особые молитва, хранимые в тайне от других людей.

 

 


строительство пирамид
астрономы-наблюдатели
владели знаниями в области астрономии, физики, химии, математики, медицины.  
законодатели этикета
Поддержание порядка
светские администраторы
Управление хозяйством
храмовые писцы и хранители священных книг.

 

Эллинисти́ческийЕги́пет

Ø Еги́петПтолеме́ев (332 до н. э. — 30 до н. э.) — эллинистическое государство, образованное на территории Египта после его завоевания Александром Македонским в 332 году до н. э.

Ø Столицей Эллинистического Египта стал город Александрия (Египетская)

Ø Город проектировал Динократ Родосский.

Ø Первый правитель государства, диадох Птолемей I, использовал местные традиции, сохранившиеся от династического периода, для закрепления своей власти и основал династию Птолемеев.

Ø Эллинистический Египет просуществовал до римского завоевания в 30 году до н. э., после чего стал провинцией в составе Римской империи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: