Тема: Культура Древнего Египта.
Периодизация культуры Древнего Египта
- Раннее царство (до династический период 4 тыс. до н. э.)
- Древнее царство (ХХХ – ХХІІІ в. в. до н. э.)
- Среднее царство (ХХІ – ХVІІІ в. в. до н. э.)
- Новое царство (ХVI – XI в.в. до н. э.)
- Позднее царство - (XI в. – 332 г. до.н. э.) Эллинистический период
Типологические черты:
- Иерархичность;
- Монументальность, синтез искусств;
- Религия – мифологический характер;
- Символизм;
- Утилитарность.
ПРИЧИНЫРАЗВИТИЯ:
Ø Централизация государства
Ø Усиленная роль жречества
Ø Особенности географического положения, климата
|
|
|

УТИЛИТАРНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОСТЬ ИЕРАРХИЧНОСТЬ
.
|
| ||||
| |||||
Огромное место в жизни египтян играла религия. Здесь важны два момента: сложение египетского пантеона богов и заупокойного культа.
МИФОЛОГИЧСЕКИЕ ЦИКЛЫ
- Гелиопольская космогония: Хаос – Атум - мир Гора - другие боги – следы Атума = ЛЮДИ
- Мемфиская космогония: Океан – бог Птах – бог Атум = ЛЮДИ
- Гермопольская космогония: Хаос = великие боги – яйцо – Ра –ЛЮДИ
- Фиванская космогония: создание пантиона египетских богов, на вершине бог солнца – РА
РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Главенствующая роль над всеми сферами жизни
Пантеон богов
БОГИ:
Тотемические + антрополиетические представления = звероликие
Амон – РА = фараон (его сын, бог)
Религия египтян отражала зависимость человека от мира природы, о чем говорят триады (демиурги) Мемфиса и Фив.
Мемфическая триада | Пта (создатель мира) + Сохмет (богиня войны и мира) Нефертум (бог растительности) |
Фиванская триада | Амон (бог солнца) + Нут (богиня неба) Хонсу (сын – бог луны) |
Постепенно стала выделяться могущественная группа из 9 богов (Энеада). Религиозным центром этих богов стал Гелеопаль.
Гелеопольская девятка | Нун (первый бог) Атум (творец мира и людей) Шу (бог воздуха) + Тефнут (богиня влаги) Геб (бог земли) + Нут (богиня неба) Сот (бог чужих стран) + Нефтида (владычица дома) Осирис (плодородия) + Исида (плодородия) Гор (сын Осириса и Исиды – покровитель фараонов) |
Таким образом, подлинное назначение мифологии – доказать божественное происхождение фараонов.
Мир египтян во времени и пространстве разделялся на две части:
Территория Нила | |
Долина жизни Культ божественного фараона Ориентация на традиции | Долина смерти Заупокойный культ Ориентация на прошлое |
Традиционный характер культуры. Возникновение заупокойного культа Вера в загробную жизнь. Гробницы. Необходимость сохранения тела для бедующей жизни. Мумификация. Возникновение культа умерших. |
Мифологическое мышление
Ассоциативность
![]() |
Заупокойный культ
В Древнем Египте сложился ритуал над умершим.
Семь сущностей человека:
Ч - Тело умирает, но живут:
Е – Имя при рождении (РЕН)
Л - Душа (БА)
О - Двойник человека (КА)
В – Сердце (ИБ)
Е - Тело умершего (САХ)
К – Тень человека (АХ)
Погребальные обряды Египта.
- Тело умершего бальзамировали-натирали специальными мазями
- Мумию заворачивали в несколько слоев ткани и помещали в специальные ящики-саркофаги
- Чем знатнее был умерший тем больше было саркофагов, вставляемых друг в друга
- Мумия фараона Тутанхамона помещалась в 9 саркофагов
- Верхним саркофагам придавались черты умершего.
- Саркофаг помещался в специальной гробнице-пирамиде (для фараонов), или пещере(для вельмож).
- Гробницу начинали строить еще при жизни знатного египтянина. Иногда строительство длилось десятки лет.
- Рядом с саркофагом клали вещи необходимые для жизни в загробном мире.
- Чтобы гробницу не обокрали - вход в нее замуровывали, а внутри строили ловушки
канон изображения человека
Уровень развития науки
Особенности художественной культуры:
Низкий уровень развития индивидуального «Я» и самостоятельного творческого начала, связь художественной культуры с религиозно – мифологическим мировоззрением: искусство – составная часть заупокойного ритуала, оно дарит бессмертие.
![]() | |||
![]() |
Пирамиды Гизы – рукотворные горы, памятники народного горя, бессмысленного
расточительства сил, жесткой и деспотичной власти фараона.
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
| |||||||||||
|
|
Религиозная реформа Эхнатона (Монолатризм – поклонение одному богу у язычников)
Причины реформы:
• Обогащение знати и жрецов усилило их могущество и спровоцировало конфликт с царской властью.
• Египетское многобожие не способствовало централизации государства.
• Реформа должна была укрепить политическую власть фараона.
• Реформа Эхнатона преследовала цель полной централизации власти, отстранение от нее всех жрецов, фактическое обожествление фараона
Создавая новый культ, царь Эхнатон объявил всех прежних богов ложными и незаконными, провозгласив единственным и истинным богом солнечного бога Атона.
Храмы богам были закрыты, а имущество конфисковано.
Он запретил даже изображать каких-либо богов, ибо, по его мнению, истинный бог не имеет формы.
«Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим... Не поклоняйся им и не служи им» (Исх.20.3,5).
Значение реформы:
- Считалось, что каждый человек, без посредничества жрецов, может общаться с богом - солнцем.
- Вместо древнего культового языка, доступного только жрецам, в обиход, литературу и священные гимны вводится современный разговорный язык.
- Отказ от старого пантеона богов изменил традиционные каноны архитектуры и изобразительного искусства.
- Впервые появляются и светские образы царя и царицы, изображенных в бытовой обстановке.
Такие реформы вызвали сильное сопротивление многочисленного слоя жрецов и оказались недолговечными.
Жрецы – это служители богов. Считалось, что именно жрецы лучше всех умеет разговаривать с богом – он знает особые молитва, хранимые в тайне от других людей.
|
|
|
|
|
|
|
|

Эллинисти́ческийЕги́пет
Ø Еги́петПтолеме́ев (332 до н. э. — 30 до н. э.) — эллинистическое государство, образованное на территории Египта после его завоевания Александром Македонским в 332 году до н. э.
Ø Столицей Эллинистического Египта стал город Александрия (Египетская)
Ø Город проектировал Динократ Родосский.
Ø Первый правитель государства, диадох Птолемей I, использовал местные традиции, сохранившиеся от династического периода, для закрепления своей власти и основал династию Птолемеев.
Ø Эллинистический Египет просуществовал до римского завоевания в 30 году до н. э., после чего стал провинцией в составе Римской империи.